Kolesnikova Ekaterina Igorevna, Matsola Anna Ivanovna
students of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State
University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov
Annotation:
This article examines the problem of correcting convicts, analyzes foreign and Russian experience of correcting convicts through communication with animals, and proposes an arrangement in the territories of correctional institutions serving as an animal shelter.
Key words: сorrectional institution, convicted, psychotherapy, animalotherapy.
Уголовно – исправительное законодательство провозглашает принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Согласно ст. 9 УИК РФ, исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Кодекс приводит перечень основных средств исправления осуждённых: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие [1].
Однако существующие средства не во всех случаях дают положительный результат. Поэтому возникает необходимость в изменении существующих средств или разработке новых, учитывая психологические аспекты личности осуждённых.
Попадая в условия изоляции, человек становится замкнутым, агрессивным, что может приводить к конфликтам с другими осуждёнными и администрацией исправительного учреждения. Помочь в решении этой проблемы и вернуть человека на путь правопослушного поведения может анималотерапия.
Ученые отмечают положительное влияние животных на душевное состояние человека. На сегодняшний день анималотерапия признана во всех развитых странах мира, в том числе и в России. Во многих странах созданы специальные институты, в которых исследуется влияние животных на человека.
Специалисты выделяют несколько основных функций анималотерапии: функция общения: животные в процессе взаимодействия с человеком помогают ему преодолеть чувство одиночества, становясь партнерами в общении; психофизиологическая функция: общение человека с животными нормализует работу нервной системы и снимает различные проявления стресса; реабилитационная функция: взаимодействие человека и животного ускоряет социальную и психическую реабилитацию [2].
В пенитенциарных системах различных стран мира успешно применяется данный метод психотерапии. Например, в американской тюрьме Fulton County Jail в Атланте стартовала новая программа перевоспитания заключенных, в рамках которой осужденным с примерным поведением, которые выказывают желание скорейшего исправления, позволяют взять себе собаку из приюта для бездомных животных. В течение 2-3 месяцев собаки постоянно находятся со своими новыми хозяевами, в том числе спят с ними в одной камере [3]. Забота о питомцах призвана пробудить в преступниках чувство ответственности, сделать их более уравновешенными и учат подавлять агрессию. В Южной Корее также действует похожий проект. В городе Хайнувке в 2011 году впервые в Польше по инициативе директора местного следственного изолятора в порядке эксперимента удалось наладить сотрудничество с одним из приютов для собак. Потом такую работу наладили по меньшей мере в семи других гминах Польши. Осужденные в приюте строят будки и вольеры, ухаживают за животными, но главное - под руководством опытных специалистов участвуют в дрессуре собак [4]. В выигрыше остаются все: приют получает бесплатную рабочую силу, а преступники проходят социализацию. В нашей стране уникальным открытием в области психотерапевтического воздействия на осужденных стала авторская работа коллектива психологов уголовно-исполнительной инспекции «Практика применения канистерапии в работе с делинквентными подростками». Это направление психотерапии основывается на коррекционном влиянии общения человека с собакой [5]. В колонии Ангарска Иркутской области заключённые заботятся о трёх медведях, живущих на её территории. Психологи отмечают, что такая медвежья терапия пошла осужденным на пользу. Забота о животных ставит на путь исправления намного быстрее.
«Наша основная миссия — это исправление осужденного, в частности, привить им сочувствие, любовь, сопереживание. Научить этому можно через общение или через уход за животными», — отмечает психолог колонии Надежда Казакова [6]. Следует отметить, что осуждённые сами с радостью ухаживают за животными и не представляют своей дальнейшей жизни без них. Данные примеры имеют только положительные стороны.
По нашему мнению, в России следует перенять мировой опыт и на территориях исправительных учреждений расположить учреждения, служащие приютом для животных. Данные приюты мы предлагаем расположить в таких видах исправительных учреждениях как: колониях-поселениях, воспитательных колониях, тюрьмах, исправительных колониях общего и строго режима. В них осуждённые смогут общаться с животными и трудиться на территории данного приюта. К животным в приют буду подпускаться не все осуждённые, а только те, кто рекомендован психологом исправительного учреждения, чтобы предотвратить жестокое обращение с животными. Предпочтение будет также отдаваться осуждённым, срок наказания которых скоро составляет менее пяти лет. За осуждённым будет закрепляться конкретное животное, за которым он будет заботиться и следить и которое он сможет забрать после освобождения. Таким образом, осужденный будет не только заниматься физическим трудом, но и на него ляжет ответственность на жизнь и судьбу конкретного животного. Успех в лечении зависит не только от профессионализма психолога и используемого животного, но и во многом от отношения пациента к конкретному питомцу. Таким образом, данная мера поможет не только исправлению осуждённых, но и поможет решить проблему бездомных животных.
Примечания
1."Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.
2.Сурикова М. А. Учёт психологических реакций осуждённых при проведении воспитательной работы сотрудниками УФСИНа // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 100-103.
3.Сайт DiddlyBop URL: http://diddlybop.ru/146044 (дата обращения 06.04.2017).
4.Сайт Комсомольской правды URL: http://www.kp.by/daily/26323.5/3204032 (дата обращения 07.04.2017).
5.Официальный сайт УФСИН России по Ульяновской области URL: http://73.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=91785 (дата обращения 7.04.2017).
6.Сайт LIFE URL: https://life.ru (дата обращения 08.04.2017).
К вопросу о субъективной стороне неисполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта
Красикова Валентина Александровна
студент магистратуры Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,
бакалавр юриспруденции
Научный руководитель: Ветошкина Екатерина Дмитриевна
доцент кафедры уголовного права и криминологии
Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,
кандидат юридических наук
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье рассматривается субъективная сторона состава преступления, предусмотренного статьей 315 УК РФ, в форме умысла. Статья проиллюстрирована конкретными примерами судебной практики регионов России.
Ключевые слова: неисполнение судебного акта, преступления против правосудия, косвенный умысел, прямой умысел.
About mental element of the crime like default court sentence, court decision or anotherjudicialacts