Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Бахретдинов Зухал Илохомович,

Муродова Мехрангез Фуркатовна

студенты 2 курса Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

Научный руководитель: Травина Ирина Геннадьевна.,

доцент кафедры уголовного права и криминологии

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

кандидат юридических наук

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена теме о неисполнении родительских обязанностей, ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Регулятором данных отношений является такие нормативно-правовые акты, как «Конвенция о правах ребенка», Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ.

Ключевые слова: неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, родители и несовершеннолетние, законные представители, жестокое обращение.

Responsibility for non-execution of duties on education of minors

Bakhritdinov S.I.,

Murodova M.F.

students of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov

Annotation:

This article deals with the topic of non-parental duties, liability for failure or improper performance of parental duties. Regulator of these relations is such normative acts as "the Convention on the rights of the child", the Constitution, criminal code, Administrative code, Family code of the Russian Federation.

Key words: non-performance or improper performance of parental duties, parents of minors, legal representatives, abuse.

Кто такие несовершеннолетние? Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет [6].

До наступления совершеннолетия, дети находятся «под властью» родителей или законных представителей: опекунов, попечителей, усыновителей. Также ответственность за воспитание и образование ребенка несут работники образовательных, медицинских и иных учреждений, которые обязаны осуществлять надзор за несовершеннолетними.

Согласно Конституции РФ: забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей [2].

В ст. 63 СК РФ говорится о том, что родители имеют право и обязанность воспитывать своих детей.

Требования, предъявляемые при установлении опеки или попечительства, в отношении несовершеннолетних граждан также устанавливаются Семейным кодексом Российской Федерации, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

Усыновление - это форма устройства на воспитание детей. Правомочия усыновителей по управлению имуществом усыновленного ребенка такие же, как у родителей, и регламентируются ст. 60 СК (комментарий к ст. 60 СК) [5,10].

Право на воспитание является одновременно обязанностью и включает в себя заботу о всестороннем развитии ребенка (физическом, психическом, духовном и нравственном). Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей [1].

Родительское воспитание не должно причинять вред физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет привлечение к ответственности [3].

Каждый из выше перечисленных субъектов обязан и имеет право на воспитание детей, и соответственно каждый из них несет за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей ответственность, которая может быть административной, гражданско-правовой и уголовной.

Под неисполнением родительских обязанностей подразумевается неучастие в воспитательном процессе в виде полного отстранения от него либо участие не в полном объеме, а также частичное выполнение обязанностей по воспитание несовершеннолетнего со стороны лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию детей [9].

Нарушение родительских обязанностей может быть четырех видов: по содержанию, по воспитанию, по обучению и по защите прав и интересов несовершеннолетних детей. Данные виды неисполнения родительских обязанностей влекут за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ [4].

Но есть более тяжелая форма ответственности за неисполнение родительских обязанностей – уголовная.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним [3].

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу [8].

Согласно п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10: жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми, с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию [11].

Случаи жестокого обращения родителей с детьми, их эксплуатации, унижении человеческого достоинства не редкость в наше время. Подобное поведение родителей не только способно причинить физические и нравственные страдания ребенку, но и, как правило, негативно влияет на будущую социализацию ребенка, травмирует его психику, формирует у ребенка неверное представление о семейных отношениях [7].

По данным статистики ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей [11].

Объективная сторона преступления выражается в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными актами, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, указанных в диспозиции данной статьи

Обязательным признаком объективной стороны является жестокое обращение с несовершеннолетним, которое может быть выражено в его избиении, издевательстве, унижении человеческого достоинства, отказе в питании, ограничении в свободе передвижения и т.д.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При этом лицо осознает, что не исполняет или ненадлежащее исполняет обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также свое жестокое с ним обращение, и желает совершить эти действия [3].

Что же является причиной жестокого обращения с детьми?

По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Основными мотивами насилия над ребенком со стороны родителей и членов семьи являются следующие: бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами, потребность дать выход подавленным чувствам, потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования, перенос собственного детского опыта, обусловленный потребностью идеализировать свое детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских воспитательных методов на своего собственного ребенка, реванш за боль, которую родитель когда-то пережил [8].

Дети – это самая незащищенная и уязвимая социальная группа. Нельзя не согласиться с данным высказыванием. Так как негативное влияние в семье оказывается на наиболее незащищенную категорию граждан, т. е. на детей. Насилие со стороны родителей практически во всех случаях, без преувеличения, приводит к трагическим результатам, ломает судьбы и является первопричиной полной жизненной катастрофы. Ребенок, который стал жертвой насилия своих родителей, становится вне рамок нормального человеческого обращения и не может в последующем должным образом адаптироваться к нормальной жизни, утрачивает положительное отношение к семье, как социальному явлению, в случае создания своей семьи применяет жестокость, как способ общения со своими детьми, достаточно легко решается на применение насилия к другим членам общества, при этом не испытывая к ним никакого сочувствия.

Примечания

1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1]– Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.

2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [закон РФ от 12.12. 1993 г. ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ]– Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.

3. Уголовный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [закон РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ ред. от 07.03.2017]– Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.

4. Кодекс об административных правонарушениях РФ [Электронный ресурс] : [закон РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ ред. от 03.04.2017]– Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана

5. Семейный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [закон РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ ред. от 28.03.2017]– Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.

6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: [федеральный закон: принят Государственной Думой РФ: от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, ред. от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ].- Режим доступа: [КонсультантПлюс].- Загл. с экрана.

7. Алманова А. М. Возникновение негативных последствий для ребенка вследствие неисполнения родителями обязанностей по воспитанию/ А. М. Алманова// Международное право. -2013. – №12 - с.192 -196.

8. Бурдо Е.П. правовая ответственность родителей за неисполнение ими родительских обязанностей по воспитанию детей/ Е.П. Бурдо // Пробелы в российском законодательстве. – 2012. - №4.- с. 51- 53.

9. Богомягкова О. Н. Жестокое обращение с детьми в образовательной и семейной системе/ О. Н. Богомягкова// Б. – 2016. – с. 27 - 37

10. Попова Д. Г. Законное представительство несовершеннолетних/ Д. Г. Попова// Вестник КемГУ.- 2013. - № 4. – с. 297-391

11. Жестокое обращение с детьми [Электронный ресурс]: URL: http://www.jestokoe.pdf.

Особенности признаков субъекта преступления при неоказании помощи больному

Боровикова Анна Вячеславовна

студентка 2 курса Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель: Рогова Наталья Николаевна

доцент кафедры уголовного права и криминологии

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

кандидат юридических наук, доцент

АННОТАЦИЯ

В данной статье исследуется субъект преступления при неоказании помощи больному. На практике возникает вопрос о том, кого следует привлекать к ответственности за неоказание помощи больному, и какие лица привлекаются к ответственности за оставление в опасности.

Ключевые слова:помощь больному, медицинская помощь, медицинская деятельность, медицинские работники, профессиональные обязанности.

Наши рекомендации