Проблема незаконного возмещения налога на добавленную стоимость. Пути совершенствования механизма возмещения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации

Ситчихин Владимир Николаевич

студент 3 курса Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

Научный руководитель: Седельникова Раиса Игоревна

заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

кандидат юридических наук

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена одна из главных проблем обложения НДС в Российской Федерации – его незаконное возмещение. Разрешение этой проблемы, по мнению автора статьи, лежит в плоскости создания электронных баз операций контрагентов, подлежащих налогообложению, а также сведений о субъектах налогообложения, об экспорте и импорте, в сочетании с программой, выявляющей недостоверные данные и отчетность.

Ключевые слова:Налог на добавленную стоимость, незаконное возмещение, налоговые схемы, лжеэкспорт, фиктивное осуществление деятельности, мошенничество.

The problem of illegal reimbursement of value added tax. There are ways to improve the mechanism for reimbursing value added tax in the Russian Federation

Sitchikhin V.N.

student of the Volga-Vyatka Institute (branch) of the Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov

Annotation:

In the article, one of the main problems of taxation of VAT in the Russian Federation - its illegal reimbursement is considered. Resolution of this problem, according to the author of the article, lies in the creation of electronic databases of operations of counterparties subject to taxation, as well as information about subjects of taxation, on exports and imports, combined with a program detecting unreliable data and reporting.

Key words: The value added tax, illegal reimbursement, tax schemes, pseudo-export, fictitious implementation of activities, fraud.

Налоговые преступления стоят особняком среди экономических преступлений в силу сложности их расследования и влияния на состояние финансовой системы государства. Значительный ущерб государственному бюджету причиняет мошенничество посредством незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (далее – НДС), объемы которого ставят под сомнение целесообразность наличия такого налога в системе налогов и сборов РФ [1].

При реализации товаров (работ, услуг), попадающих, в соответствии со ст. 164 НК РФ, под налоговую ставку в размере 0, производитель имеет право на получение возмещения налоговых сумм в случае «если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения» [2]. К таким операциям относится, например, реализацию товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; услуг по международной перевозке товаров, работ или услуг, выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов и другие.

Обобщенная схема незаконного возмещения НДС выглядит следующим образом. Налогоплательщик декларирует фиктивное осуществление деятельности, подлежащей налоговым вычетам, являющейся в соответствии со ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения и за которую были уплачены соответствующие суммы налога. Очевидно, что незаконное возмещение НДС, представляет собой хищение средств из бюджета государства, посредством применения специально разработанных схем. «Налоговая схема в понимании исследователей – это совокупность предпринимательских взаимоотношений налогоплательщика со своими контрагентами» [3]. С некоторыми из них налоговые органы научились бороться посредством грамотно осуществления налогового контроля (выездные, камеральные налоговые проверки, деятельность правоохранительных органов).

Относительно успешно пресекается налоговыми органами алгоритм возврата НДС при отсутствии выручки; организациями «однодневками»; через накручивание стоимости товара через цепочку фиктивных поставщиков, путем предупреждения необоснованных выплат в возмещении НДС. При этом, найти и наказать конкретных виновных удается далеко не всегда.

Пример тому – дело по обвинению руководителя «Нововятского лыжного комбината» Сысолятина В.П. и бухгалтера этого предприятия Фукаловой Н.Г. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ в 2011-2012 годах. Фабула проста: стоимость приобретенного предприятием имущества, путем фиктивных перепродаж завышена с 68 до 317 млн. руб., при этом и НДС вырос с 10 до 48 млн. руб. Разница в размере НДС была предъявлена предприятием к возмещению [4]. Налоговая проверка по данной ситуации нарушений не выявила, и только правоохранительные органы предотвратили незаконное возмещение НДС. Но виновные не найдены и не наказаны до сих пор, указанные выше лица были оправданы, приговор отменен с возвращением уголовного дела прокурору [5].

Другой распространенной схемой возмещения НДС является так называемый «лжеэкспорт». Особенностью данной схемы является фиктивное осуществление экспорта, попадающего под нулевую ставку НДС. Товар экспортируется лишь по документам, в случаях, когда в действительности остается в России или даже не существует.

Встречаются и иные схемы уклонения от уплаты НДС, такие как симуляция поставки давальческого сырья для изготовления товаров, когда НДС по максимальной ставке взымается только с изготовления продукции (п. 5 ст. 154 НК РФ) и возмещению подлежат суммы налога, уплаченные при приобретении указанного сырья. Но в общей массе способов неуплаты НДС они несущественны.

Что касается ответственности за незаконное возмещение НДС, то судебная практика квалифицирует его по ст. 159 УК РФ – мошенничество. Санкция части 4 данной статьи, которая применяется чаще всего, предусматривает ответственность до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей [6]. Достаточно показательно Кассационное определение Верховного суда РФ от 06.12.2011 № 9-О11-59сп, которым оставлен в силе приговор в отношении одного из подсудимых, приговоренного по совокупности многоэпизодных возмещений к 14 годам лишения свободы [7].

Вместе с тем, налоговые преступления являются одними из самых сложных и трудно раскрываемых, соответственно, есть необходимость в создании такого механизма предупреждения незаконного возмещения НДС и уклонения от его уплаты, при котором использование упомянутых и иных схем, станет невозможным.

Для этого представляется разумным наладить тесное взаимодействие органов ФНС и ФТС России, поскольку в ведении первой находится контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а второй – непосредственный контроль и надзор за перемещением товаров через границу. Такие попытки предпринимались в 2014 году путем внесения изменений [8] в ст. 165 НК РФ, но существенных результатов не принесли.

По мнению автора статьи, необходимо создание единой для ФНС и ФТС базы данных, автоматически сопоставляющей подлежащие обложению НДС операции контрагентов и данные о трансграничных перемещениях товаров на предмет выявления налоговых нарушений. Одно существование такой системы полностью исключит «лжеэкспорт» как вид уклонения от НДС.

Аналогичную базу данных необходимо создать и по облагаемым НДС операциям внутреннего рынка, которая позволила бы сопоставлять сведения контрагентов по отдельным операциям между собой и с базами ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Очевидно, что эксплуатация фирм «однодневок» для уклонения от уплаты этого налога и попытки незаконного возмещения НДС, также станут бесперспективными.

При сегодняшнем уровне технического обеспечения контролирующих органов данные предложения вполне осуществимы, поскольку в настоящее время применяется автоматическая фиксация налоговыми органами содержания контрольно-кассовых чеков в розничной продаже и это никого не удивляет.

Примечания

1.Сокуров М.Г., Лавринюк К.В. Незаконное возмещение НДС на внутреннем рынке // Социосфера. 2013. № 4. С. 37.

2.«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ, ст. 176 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

3.Сокуров М.Г., Лавринюк К.В. Незаконное возмещение НДС на внутреннем рынке // Социосфера. 2013. № 4. С. 38.

4.Расследование уголовного дела в отношении Владимира Сысолятина завершено [Электронный ресурс] // URL: http://nabludatel.ru/news/vladimira-sysolyatina-zaversheno.html (дата обращения: 11.04.2017 г.).

5.Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от 18.03.2015 по делу № 22-532/2015.

6.«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ, ч. 4 ст. 159 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

7.Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 по делу № 9-О11-59сп.

8.Федеральный закон от 29.12.2014 № 452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1. Ст. 5.

Гражданские права в сфере предпринимательской деятельности, подлежащие реализации и защите в административном порядке: понятие, классификация

Токманова Кристина Геннадьевна

аспирант кафедры конституционного,

административного права и правового обеспечения

государственной службы

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (ВятГУ), г. Киров

Научный руководитель: Домрачев Дмитрий Гарриевич

доцент кафедры конституционного,

административного права и правового обеспечения

государственной службы

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет (ВятГУ), г. Киров,

кандидат юридических наук

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор приводит понятие, классификацию гражданских прав в сфере предпринимательской деятельности, подлежащих реализации и защите в административном порядке.

Ключевые слова: гражданские права, предпринимательская деятельность, реализация гражданских прав, защита гражданских прав, административный порядок.

Civil rights in the field of entrepreneurial activity, subject to implementation and protection in the administrative order: concept, classification

Tokmanova Kristina G.
graduate student of the Department of constitutional and administrative law

and legal provision of public service FSBEI HE «Vyatka State University»

(FSBEI HE «VyatSU»), Kirov

Annotation:

In this article the author gives a concept and classification of civil rights in the field of entrepreneurship, to be implemented and the protection of the administrative procedure.

Key words: civil rights, business activity, realization of civil rights, protection of civil rights, administrative order.

Право на занятие предпринимательской деятельностью есть «предоставленная лицу и обеспеченная законом (нормативными правовыми актами) мера возможного поведения, направленного на достижение преследуемых субъектом целей» [1], желаемого юридического (формального) и фактического результата.

Определяя содержание права на занятие предпринимательской деятельностью, следует указать, что данное право, по нашему мнению, включает: правомочия требования (например, требование государственной регистрации); правомочия на собственные действия (выбор организационно-правовой формы предпринимательства, территории, места осуществления предпринимательской деятельности и т.д.); правомочие на защиту (обращение в юрисдикционный орган в случае нарушения или угрозы нарушения прав в целях восстановления нарушенного права либо охраны от соответствующего посягательства).

Анализ этик положений свидетельствует о том, что уже в самом содержании субъективного права на занятие предпринимательской деятельностью заключена возможность «запуска» административно-правового механизма реализации и защиты гражданских прав в сфере хозяйственной активности населения.

Указанное обуславливает необходимость исследовать правовые режимы предпринимательства, что позволяет учесть все особенности возникновения и формирования перечня правомочий рассматриваемого права, а также иных прав хозяйствующих субъектов.

В работах С.С. Алексеева под юридическим режимом понимается «особая, целостная система регулятивного воздействия, характеризующаяся специальными приемами регулирования – особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм» [2].

Конкретное сочетание режимных правовых средств определяет специфику особого порядка организации определенной группы общественных отношений, что способствует более гибкому и дифференцированному их регулированию.

В отношении правового режима осуществления предпринимательской деятельности следует отметить, что такой режим охватывает определенные «методы и способы правового регулирования» [3] поведения хозяйствующего субъекта, «совокупность прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению цели правового регулирования» [4].

Необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в рассматриваемой сфере обуславливает специфику правового регулирования, что с одной стороны выражается в установлении принципа свободы предпринимательской деятельности (разрешено все, кроме того, что прямо запрещено), проявлении самостоятельной, рисковой инициативы, а с другой – определением государством запретов и ограничений, границ реализации права заниматься предпринимательской деятельностью.

В настоящее время можно выделить следующие правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности, в рамках которых реализуются определенные субъективные гражданские права.

1. Правовой режим легитимации предпринимательской деятельности, в рамках которого следует выделить регистрационный режим предпринимательства.

В рамках указанного режима подлежит реализации само субъективное гражданское право на занятие предпринимательской деятельностью [5].

2. Правовой режим приобретения имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности.

К рассматриваемому режиму относятся отдельные неимущественные права (интеллектуальные, право на получение патента) [6].

3. Правовой режим приобретения и реализации права на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Хозяйствующий субъект, получив статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, в целях реализации права на занятие определенными видами деятельности должен получить специальное разрешение (лицензию) [7].

В частности, для получения права строительства и реконструкции объекта капитального строительства застройщик должен получить разрешение на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса РФ) [8].

4. Правовой режим пользования отдельными объектами (природы) в процессе предпринимательской деятельности.

Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что право пользования участками недр, в том числе у субъекта предпринимательской деятельности, возникает на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти, что оформляется специальным государственным решением в виде лицензии [9].

5. Правовой режим административно-правовой защиты нарушенных гражданских прав в сфере предпринимательской деятельности.

В рамках указанных правовых режимов у соответствующего субъекта в арсенале имеется определенный набор правомочий, который может быть реализован только после получения в установленном законом порядке соответствующего статуса или разрешения, что обуславливает необходимость наличия эффективного административно-правового механизма реализации и защиты гражданских прав в сфере предпринимательской деятельности.

Примечания

1. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебное пособие. – М.,2008. – С. 19.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. Том 1. – М., 1981. – С. 115.

3. Предпринимательское (хозяйственное) право. Том 1 / Под ред.: О.М. Олейник. – М., 1999. – С. 169.

4. Российское предпринимательское право / Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. – М., 2010. – С. 100.

5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

7. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. 2011. № 97.

8. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Российская газета. 2004. № 290.

9. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // Российская газета. 1995. № 52.

Секция 4 Уголовное право

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при квалификации полового сношения с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенного лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 134 УК РФ)

Наши рекомендации