The separation of powers of the Government and the President of Russian Federation

Prokasheva P. A.

student of the Volgo-Vyatsky Istitute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov

Annotation: In accordance with the Russian Constitution, Government of the Russian Federation is the supreme executive authority. It coordinates the activities of other bodies that are part of the executive system. Having analyzed the powers of the Government of the Russian Federation, one can conclude that the President actually heads the executive branch, although under the Constitution he does not belong to any branch of power.

Key words: Government of the Russian Federation, President the Russian Federation, the Russian Constitution, powers, executive authority, ministries, departments, services, management, supervision, state.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей власти, то есть стоит над ним. Но на практике мы видим, как глава государства, осуществляя свои полномочия, затрагивает сферу деятельности исполнительных органов власти [1]. Президент Российской Федерации участвует в формировании Правительства Российской Федерации. Так, согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации может с согласия Государственной Думы назначать Председателя Правительства Российской Федерации, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, а также принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации [1]. К полномочиям Президента Российской Федерации относится определение основных направлений внутренней и внешней политики, реализация которых главным образом возложена на Правительство Российской Федерации и иные органы исполнительной власти [2]. Глава государства также осуществляет прямое руководство несколькими федеральными министерствами и ведомствами, такими как Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба), Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба) и т.д. [3]. Можно сделать вывод о том, что за Правительством Российской Федерации сохраняется руководство лишь за органами, осуществляющими деятельность в социально-экономической сфере. Таким образом, формируется два центра руководства органами исполнительной власти. Правительство Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также подведомственных президенту Российской Федерации [4]. Но подконтрольность силовых структур Президенту и отсутствие надзора за ними со стороны других органов власти вызывают опасения по поводу того, что их деятельность может остаться без руководства, так как Президент Российской Федерации, имея достаточно широкую сферу полномочий, не всегда может лично и постоянно осуществлять управление данными структурами.

Совершенно очевидно, что Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно. Не признавать этого - значит идти вопреки правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответственным, поскольку Конституцией РФ не предусмотрена его ответственность перед Федеральным Собранием [5]. Ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, мы определяем, что Президент Российской Федерации является главой государства и не возглавляет никакую из ветвей власти, но в реальности мы видим, что он фактически возглавляет исполнительную власть, осуществляя общее стратегическое руководство Правительством Российской Федерации. Но такое соотношение между властью Президента РФ и Правительства РФ вовсе не означает, что Правительство РФ обезличено и является только тенью Президента РФ. В пределах своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законами, оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия [5]. Данное отношение между Президентом и Правительством, на наш взгляд, не является самым эффективным методом взаимодействия, так как основная роль главы государства заключается в том, что он возглавляет государство и определяет основные направления его развития. Основные обязанности Правительства Российской Федерации, составляющие объем его компетенции, высший исполнительный орган должен реализовывать самостоятельно, без поручений Президента, которые отвлекают его от основной деятельности тем более в непростой для России сложившейся в настоящее время ситуации, ведь оперативное управление является основной функцией Правительства Российской Федерации.

Примечания

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 года.

2.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 22 декабря 1997 г. № 51 ст. 5712.

3.Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 (ред. от 03.04.2017) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета» от 22 мая 2012 г. № 114.

4.Кононов П.И., Кикоть В.Я., Килясханов И.Ш. Административное право России. - М.: 2010. — 559 с.

5.Баглай М.В. Конституционное право России. - М.: Норма, 2007. — 785 с.

Наши рекомендации