Features of carrying out of anticorruption examination of normative legal acts and their projects
Yalensky A. Y.
student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State
University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov
Annotation:
The anti-corruption activities in Russia are relevant and significant. An important role in such activities is played by anti-corruption expertise of normative legal acts and their projects. This article examines the main legislative and practical aspects of anti-corruption expertise as a tool for counteracting corruption.
Key words: anti-corruption expertise of normative legal acts and their projects, object of anti-corruption expertise, subject of anti-corruption expertise, corruption-related factors, legal expertise, independent anti-corruption expertise.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон №172-ФЗ) объектами антикоррупционной экспертизы являются:
1) проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
2) проекты поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
3) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
4) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в соответствии с Федеральным законом №172-ФЗ, в порядке [1] и согласно методике, определенными Правительством Российской Федерации, а также иными органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом №172-ФЗ, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся [2]:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Так, в 2015 году органами прокуратуры Кировской области проведена проверка организации исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления области требований Федерального закона №172-ФЗ, по результатам которой прокурорами внесено 96 представлений об устранении нарушений закона, 34 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В 2015 году органами прокуратуры Кировской области изучено 20115 нормативных правовых акта (аналогичный период прошлого года (АППГ) - 21220), принятых органами государственной власти и местного самоуправления, и 17064 проекта НПА (АППГ - 16471) на предмет наличия в них коррупциогенных факторов [3].
В ходе изучения проектов нормативных правовых актов направлено 259 замечаний об устранении коррупциогенных факторов (АППГ - 219), 258 из которых учтены в полном объеме. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры Кировской области выявлено 775 нормативных правовых актов (АППГ - 839), содержащих 1064 коррупциогенных фактора (АППГ - 955), в том числе 698 НПА, противоречащих законодательству (АППГ - 758). За отмеченный период с целью устранения имеющихся коррупциогенных факторов принесено 673 протеста (АППГ - 665), внесено 77 требований в порядке ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (АППГ - 82), а также 28 представлений об устранении нарушений закона (АППГ - 14), в суды направлено 7 исковых заявлений (АППГ - 0) [3].
Обобщение видов выявляемых коррупциогенных факторов показало, что наиболее характерными являются положения, связанные с необоснованной широтой дискреционных полномочий, а также неполнота административных процедур.
Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу [4]:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Таким образом, антикоррупционную экспертизу могут проводить только органы, организации и должностные лица, наделенные полномочиями по изданию (принятию) нормативных правовых актов, то есть правотворческими полномочиями публично-правового характера. К таким субъектам относятся федеральные органы государственной власти и управления (например, различные министерства и ведомства), органы государственной власти субъектов РФ (например, структурные подразделения правительства субъекта РФ), органы местного самоуправления, а также должностные лица указанных выше органов.
Институты гражданского общества и граждане (независимые эксперты) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
В настоящее время аккредитацию в Министерстве юстиции РФ на проведение независимой антикоррупционной экспертизы получили, например, региональные отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Общественные палаты субъектов РФ, торгово-промышленные палаты субъектов РФ и муниципальных образований, региональные отделения Межрегиональной общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» и др.
Примечания
1.Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 10. – Ст. 1084.
2.Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 // Законность. – 2010. – № 4.
3.Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, предложения по её совершенствованию и корректировке законодательства // http://www.prokuratura-kirov.ru/ (дата обращения - 24.03.2017)
4.Порядок организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России, утвержденный приказом Минюста России от 4 октября 2013 г. № 187 // Российская газета. – 2013. – № 235.