Features of political and legal thought of Chernyshevsky N.G.

Davydov A. M.

student of the Institute of the Prosecutor's Office of the Russian Federation,

"Saratov State Law Academy ", Saratov

Annotation: This article examines the political and legal ideas and views of Chernyshevsky Nikolai Gavrilovich, one of the founders of "russian socialism". In particular, the content of the main provisions of the philosopher's teaching about the state, law and serfdom is revealed.

Key words: Chernyshevsky N. G., state, law, serfdom, socialist society, laws, proclamation.

Чернышевский Николай Гаврилович - одна из наиболее заметных фигур общественного движения второй половины XIX столетия. Обладая незаурядным талантом и умственными способностями, публицист не только стоял у истоков теории "русского социализма", но и оставил после себя целое учение, собственные взгляды на государство, право и крепостную систему в частности.

Государство и право.В вопросе о происхождении государства Чернышевский не был оригинален, придерживаясь теорий, разработанных его предшественниками. В своей работе "Экономическая деятельность и законодательство" философ пишет: "Вначале мы видим маленькие племена, из которых каждое управляется совершенно самостоятельно и соединяется в общий союз с другими однородными племенами только в немногих случаях, требующих общего действия" [1].

Возникновение государства и права Чернышевский объясняет появлением частной собственности. По его мнению, необходимость государства обусловлена, прежде всего, конфликтами и противоречиями, причиной которых является несоответствие размеров производственного продукта общественным потребностям. Таким образом, Чернышевский связывает происхождение и сущность государства в первую очередь с экономическими реалиями.

Говоря о роли и назначении государства, философ придает исключительное значение частному началу: "Государство существует только для ограждения безопасности частных лиц и для отвращения стеснений, которые могли бы мешать полнейшему развитию частной деятельности. Только для этого, больше ни для чего" [2]. Смежной этой идее являются следующие мысли Чернышевского: "В чем поставили мы источник и цель правительства? В пользах индивидуального лица. Всякое другое определение не будет соответствовать самому понятию о сущности государства: зачем оно существует, если не для пользы людей?" [3]. Такая польза предполагает удовлетворение таких потребностей общества, как улучшение материального положения населения, расширение просвещения и увеличение индивидуальной самостоятельности.

Признаки государственной власти по Чернышевскому также обусловлены причиной обеспечения защиты и охраны частного элемента: это особый аппарат управления, полиция, армия, флот, суд, администрация и т.д.

Не отрицает писатель и факт необходимости вмешательства государства в экономические отношения: "Будем говорить откровенно: значительнейшая часть всей экономической деятельности общества находится в прямой зависимости от правительства. Будут ли понимать экономисты, будет ли думать само государство, что оно должно иметь сильное влияние на частную экономическую деятельность, это все равно: во всяком случае все имущественные отношения частных лиц будут зависеть, как всегда зависели, от государственной власти" [4].

Но здесь не стоит забывать о тех двух нормах, которые выделял Чернышевский для определения границ государственного влияния:

1) здравый рассудок ("берись только за то, что возможно");

2) справедливость ("справедливо то, что благоприятно правам человеческой личности").

Революционер обличает абсолютную монархию, как форму правления, не способную удовлетворить общественные потребности и потому, не имеющую право на существование. Говоря о будущем России, Чернышевский вслед за Герценом решил, что, используя русскую крестьянскую общину, можно "перепрыгнуть" через капитализм и построить социалистическое общество на заранее разработанных разумных основаниях. Но община имела в глазах Чернышевского один крупный недостаток: хотя в ней было общественное пользование землей, но каждая семья трудилась отдельно. В будущем, считал он, надо будет немного "исправить" общину и перейти к коллективному труду [5].

Про сущность и возникновение права Чернышевский пишет следующее: "По натуре своей человек склонен к доброжелательству относительно других людей; но себя каждый любит более всего на свете. Каждый хочет удовлетворить своим потребностям; а средства, предлагаемые природой, для удовлетворения всех людей не окажутся достаточными; из этого возникает вражда между людьми, расстройство лежащего в человеческой природе доброжелательства. Столкновение интересов приводит к необходимости установить с общего согласия правила, определяющие отношения между людьми в разных сферах их деятельности. В каждом обществе необходимы правила для государственного устройства, для отношений между частными людьми, для ограждения тех и других правил. Таким образом, возникают законы политические, гражданские и уголовные" [6].

Именно эти законы и играют ключевую роль в регулировании отношений между людьми. Право же, как и государство, имеет классовую подоплеку, гарантируя на деле защиту интересов лишь господствующим сословиям. И все-таки Чернышевский продолжал открыто говорить о том, что именно права и свободы народа должны оставаться главной целью разумного законодательства.

Крепостное право.Российскую крепостническую действительность Чернышевский ненавидел. При этом социалистом была разработана собственная программа ликвидации крепостничества. Чернышевский пришел к выводу, что крепостной труд вовсе не должен подлежать выкупу, а за землю, отходящую к крестьянам, помещики должны получить очень небольшую выплату от государства. В споре о крестьянской реформе точка зрения Чернышевского оказалась самой радикальной [7].

После проведения соответствующих преобразований в 1861 г. Николай Гаврилович создает свою самую известную прокламацию - "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", в которой писатель пытается убедить крестьян, что реформа носит кабальный характер и жить им станет еще хуже, чем при крепостном праве.

"Ждали вы, что даст вам царь волю, вот вам и вышла от царя воля. Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете. Много тут рассказывать нечего. Остается все по-прежнему: и барщина остается, и помещику власть над вами остается, как была. А где барщины не было, а был оброк, там оброк остается, либо какой прежде был, либо еще больше прежнего станет" [8]. Говоря про истинную свободу воли, Чернышевский ссылается на опыт европейских стран, а дабы достичь необходимого идеала, нужно построить социалистическое общество, о котором шла речь ранее. Как известно, именно за написание данной прокламации публицист был отдан под суд и приговорен к каторге.

Подводя итог, хочется сказать, что Чернышевский Николай Гаврилович был одним из наиболее достойных представителей своего времени. И если о человеке судят по тому, что после него осталось, то о Чернышевском должны отзываться в самом высоком ключе: философ, писатель, публицист и критик оставил после себя огромный пласт знаний, оказавший значительное влияние на будущую политическую и общественную мысль, и даже сегодня эти взгляды не теряют своей актуальности при воспитании очередного поколения молодых людей.

Примечания

1. Чернышевский Н. Г. Экономическая деятельность и законодательство // Чернышевский Н.Г. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1986. Т. 1. С. 674–733.

2. См.: Там же.

3. См.: Там же.

4. См.: Чернышевский Н.Г. Указ. соч.

5. История России, конец XVII - XIX век: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Буганов, П.Н. Зырянов; под ред. А.Н. Сахарова. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - С. 206.

6. См.: Чернышевский Н.Г. Указ. соч.

7. История России ... С. 206.

8. Чернышевский Н.Г. Барским крестьянам от их доброжелателей поклон. - М. - Л., 1926. - (Прокламации шестидесятых годов).

К вопросу о противодействии коррупции (зарубежный опыт)

Капустина Анастасия Владимировна

студентка 1 курса Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

Научный руководитель: Баранцева Елена Леонидовна

и.о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

кандидат юридических наук

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается опыт противодействия коррупции в зарубежных странах. Данные, полученные в ходе исследования, показывают, что большего успеха в данной деятельности добились страны, в которых развита правовая культура общества и существует большая открытость деятельности государственных органов.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, антикоррупционная деятельность, правовая культура

Наши рекомендации