Глава 2. адвокатура в условиях реформы

СУДЕБНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Изменения, произошедшие в экономической и политической жизни в начале девяностых годов прошлого столетия, не могли не сказаться на преобразованиях и в сфере правосудия. В 1991 г. российский парламент разработал и одобрил Концепцию судебной реформы. Цели данной Концепции заключались в становлении судебной власти в России, а именно в развитии организационных основ судебной системы, ее кадрового и финансового обеспечения, в усилении гарантий самостоятельности и независимости судов и судей.

Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можно констатировать, что судебная власть состоялась и она способна защитить права человека, интересы общества и государства. Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий.

§ 1. Понятие, содержание и основные направления реализации

судебно-правовой реформы в России 1990-х годов XX в.

Концепцией судебной реформы <1> ставились задачи расширения сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствования судопроизводства, повышения доступа к правосудию, приведения российского законодательства в соответствие с современными мировыми стандартами, нормами и принципами международного права <2>. Главные задачи Концепции:

--------------------------------

<1> См.: Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.

<2> См.: Лебедев В. Расширение доступа к правосудию - одна из целей судебной реформы // Российская юстиция. 1999. N 9. С. 2.

- обеспечение суверенного права РСФСР осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом;

- утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;

- защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

- закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;

- достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов, возложенной на эти органы и их работников ответственности;

- обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики <1>.

--------------------------------

<1> См.: Радченко В.И. Защита прав граждан - основная цель судебной реформы // Юридический мир. 2005. N 12. С. 23.

В качестве важнейших направлений судебной реформы были определены:

- создание федеральной судебной системы;

- признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

- расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля над законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

- организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

- дифференциация форм судопроизводства;

- совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кузьмина М.А. Некоторые аспекты гласности правосудия по гражданским делам в свете судебно-правовой реформы // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 2. С. 13.

В 2000 г. на пятом Всероссийском съезде судей рассматривались результаты проводимой судебной реформы: "Период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР (октябрь 1991 г.), ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов страны права законодательной инициативы; функционированием органов судейского сообщества; установленным законом порядком обеспечения судебной деятельности, осуществляемого внутри самой судебной системы; наличием самостоятельного учебного и научно-методического учреждения, каковым является Российская академия правосудия" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Плигин В.Н. Судебная реформа завершена? // Эж-Юрист. 2006. N 37. С. 19.

Следует согласиться с В.М. Жуйковым, утверждающим, что огромное значение для определения целей судебной реформы имеют положения Конституции РФ о том, что Россия - правовое, социальное государство (ст. ст. 1, 7), что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2), что права и свободы человека обеспечиваются правосудием (ст. 18), что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46)<1>.

--------------------------------

<1> См.: Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию // М.: Издательство "Статут", 2006. С. 1.

Достижения в деле становления и развития судебной власти очевидны, однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует ряд негативных факторов, существенно влияющих на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г. "О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы" // Российская юстиция. 2001. N 2. С. 3 - 8.

Концепция судебной реформы затронула различные аспекты судебной деятельности, в том числе по отправлению правосудия. Разделение государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви призвано установить верховенство закона в гражданском обществе, определить эффективные пути построения демократического правового государства с развитой рыночной экономикой. Отсутствие в недавнем прошлом сильной, авторитетной судебной власти отрицательно сказывалось на общественной оценке возможности построения правового государства и установления независимости судебной власти.

Главным условием эффективного реформирования судебной системы, становления независимости и беспристрастности суда является создание нормативной базы, регулирующей различные сферы судебной деятельности. Для этого идеи судебной реформы должны были найти свое воплощение в федеральных законах, что являлось основным условием их претворения в жизнь.

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно происходить без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью. Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Научно-практический комментарий (постатейный) к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2007. С. 530.

Конституция РФ провозглашает право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Одно из условий реализации этого конституционного права связано со спецификой организации и деятельности самой судебной власти как государственного института, на доступ к процедурам и компетенции которого и нацелено конституционное право. Поскольку правосудие в современной России находится в фазе становления, вопрос о его качественном состоянии необходимо рассматривать в контексте проводимой судебно-правовой реформы. От эффективности функционирования судебной власти зависит в конечном счете уровень социальной ценности конституционной декларации о судебной защите прав и свобод личности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Крутиков М.Ю. Проблемы функционирования судебной системы в Российской Федерации // Современное право. 2007. N 6. С. 23.

Глава седьмая Конституции РФ о судебной власти содержит нормы, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства отечественной судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности. В соответствии с Конституцией РФ и другими законами термин "судебная власть" наполняется соответствующим содержанием <1>.

--------------------------------

<1> См.: Энеев А.Х. Организационно-правовые основы деятельности института суда присяжных заседателей в России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 45, 46.

Судебная власть представляет собой вид государственной власти. А государственную власть осуществляют государственные органы. Однако власть - это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и функции, которые им принадлежат, а также их реализация <1>. На современном этапе развития демократических начал в Российской Федерации высока степень ответственности и значимости судебной власти. Уровень доверия населения Российской Федерации к судебным органам возрос в значительной степени, что, в свою очередь, может свидетельствовать и о количественном росте рассматриваемых в судах общей юрисдикции уголовных и гражданских дел.

--------------------------------

<1> Смысл термина "власть" истолковывается в основном значении как "право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования"; "право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо"; "могущество, господство, сила".

В этой связи особое значение имеет правильно организованное обеспечение деятельности судов всех звеньев и инстанций, целью которого является максимальное освобождение судей и председателей судов от выполнения функций, не установленных процессуальным законодательством <1>. Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого отправления правосудия <2>.

--------------------------------

<1> См.: Организация деятельности судов: Учебник / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2007. С. 43.

<2> См.: СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов общей юрисдикции, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов, представляют собой определенную систему, основанную на их юридической силе, - от федеральных законов до ведомственных инструкций и правил.

Функционирование судебной власти предполагает создание надлежащих условий для ее деятельности: наличие законодательной базы, укомплектованность квалифицированными кадрами, своевременное и полное финансирование, размещение судов в подобающих зданиях, их ремонт, оснащение мебелью, компьютерной и другой оргтехникой, канцелярскими принадлежностями и другие необходимые условия обеспечения деятельности судов.

В истории Российского государства применялись разные принципы и подходы к организационному обеспечению деятельности судов <1>. Со времени своего зарождения суды считались неотъемлемой частью административного аппарата, а судьи - государственными чиновниками, обязанными исполнять волю своего начальства. В условиях разделения ветвей государственной власти, каждая из которых самостоятельна, признается, что обеспечение судов должно осуществляться вспомогательными органами государства, состоящими при судах, а не исполнительными органами государственной власти.

--------------------------------

<1> См. подр.: Правоохранительные органы / Под ред. К.Ф. Гуценко. 7-е изд. М., 2002. С. 284 - 290; Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Комментарий / Вступ. ст. В.В. Демидова. М., 1998. С. 3 - 15.

Статьей 30 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено, что обеспечение деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации осуществляют аппараты этих судов. Деятельность других судов общей юрисдикции обеспечивает Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, других арбитражных судов - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации <1>. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия <2>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

<2> В Федеральном законе о Судебном департаменте применяется термин "организационное обеспечение деятельности судов", а в Законах о судебной системе (ст. 30), об органах судейского сообщества (гл. IV) употребляется словосочетание "обеспечение деятельности". В Законах о статусе судей (п. 3 ст. 9), об органах судейского сообщества (п. 1 ст. 10) говорится о "кадровом, организационном и ресурсном обеспечении".

По своему содержанию обеспечительная деятельность судов предназначена создавать условия для нормального функционирования судебной власти, способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, ее смысл - обеспечение условий для работы, характеризуемой независимостью и самостоятельностью правосудия в государстве.

Для получения необходимых результатов от поставленной цели необходимо провести разнообразные организационно-обеспечительные мероприятия, которые можно классифицировать по ряду направлений: кадровое, финансовое, материально-техническое, информационно-правовое обеспечение, международно-правовое сотрудничество, иные мероприятия общего характера по организационному обеспечению деятельности судов и органов судейского сообщества. Однако следует отметить, что в рамках обеспечительной деятельности аппарат Верховного Суда РФ, Судебный департамент, аппараты других судов общей юрисдикции и их администраторы не обладают полномочиями на организационное управление и контроль над судами и судьями. Они играют вспомогательную роль в их деятельности, осуществляя ее организационное обеспечение, направленное на достижение указанных целей. Иными словами, они призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Организационно-правовое обеспечение судов общей юрисдикции, за исключением Верховного Суда РФ, а также органов судейского сообщества, возлагается на Судебный департамент.

Основные полномочия по реализации указанного направления в масштабах всей страны осуществляют подразделения Судебного департамента: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов, управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества, а применительно к военным судам - главное управление обеспечения деятельности военных судов.

Наиболее важные задачи названных подразделений в сфере общего направления организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества следующие:

- организационно-правовое обеспечение деятельности судов, мировых судей и органов судейского сообщества и разработка предложений о его совершенствовании;

- проведение комплексного анализа, прогнозирование развития и планирование работы в области организационно-правового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

- разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

- координация работы подразделений Судебного департамента по решению задач организационно-правового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

- взаимодействие с судами, органами судейского сообщества, федеральными органами государственной власти и иными организациями в вопросах организационно-правового обеспечения деятельности судов;

- организационно-методическое руководство и обеспечение деятельности подразделений управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, администраторов и аппаратов судов;

- организационно-правовое и методическое совершенствование процедуры делопроизводства в судах.

На уровне субъектов РФ общее направление организационного обеспечения деятельности судов входит в обязанности подразделений управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, а на местах, в судах, - администраторов и аппаратов судов <1>. Их задачи в реализации данного вида организационного обеспечения деятельности судов в целом соответствуют приведенным положениям. Названные задачи выполняются путем проведения в различных формах и методах значительного количества мероприятий.

--------------------------------

<1> См.: Черемных Г.Г. Институт мировых судей требует внимания // Российская юстиция. 1997. N 5. С. 10.

§ 2. Модернизация российской правовой системы и адвокатура

в начале XXI в.

Судебную систему России устанавливает Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1>. Судебная власть в России, согласно этим Законам, принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых к участию в правосудии в установленном законом порядке присяжных и арбитражных заседателей. Присвоение властных полномочий суда другими органами и лицами наказывается в соответствии с уголовным законодательством. В советский период в России создавались чрезвычайные суды и приравненные к судам особые совещания. Действующая Конституция РФ запретила создание чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118).

--------------------------------

<1> См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 51. Ст. 4825.

В части 1 ст. 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" указано на возможность учреждать специализированные суды только "по рассмотрению гражданских и административных дел" и опять-таки исключительно путем внесения изменения в Федеральный конституционный закон.

Названный Федеральный конституционный закон различает федеральные суды, т.е. суды РФ, и суды ее субъектов. Различаются также суды общей и специальной юрисдикции.

К федеральным судам относятся Конституционный, Верховный Суды РФ и другие суды общей юрисдикции, а также Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ осуществляет судебный конституционный контроль над соответствием законов и иных нормативных актов праву, что представляет один из важнейших признаков правового государства.

Конституционный Суд РФ занимается вопросами права, отрешаясь от практической целесообразности. Так, проверяя конституционность нормативных актов и практики их применения, он признал неконституционность увольнения граждан с работы только по причине достижения ими пенсионного возраста, выселения из жилых помещений с санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции, возмещения причиненного вреда за время вынужденного прогула при восстановлении незаконно уволенных.

Судебные процедуры, как указывал Конституционный Суд, должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных, ведомственных или личных интересов <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 701.

Компетенция Конституционного Суда РФ устанавливается ст. 125 Конституции РФ. Основная функция Конституционного Суда РФ - конституционный контроль в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации. Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер к устранению этих отклонений. В случае признания правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу. Сомнение в конституционности закона, которым надлежит руководствоваться при разрешении того или иного дела, может возникнуть у любого суда, рассматривающего его, и в этом случае суд имеет право поставить вопрос относительно данного закона перед Конституционным Судом РФ.

Конституционный Суд РФ является единственным государственным органом, который вправе давать толкование положений Конституции РФ. Круг лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции, определен исчерпывающе: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации. Проявлять инициативу в толковании Конституции Конституционный Суд РФ не вправе. Суду могут быть предоставлены и другие полномочия.

К судам субъектов РФ относятся конституционные, уставные суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

Система и структура судов общей юрисдикции.

Правовой основой формирования судебной системы Российской Федерации является ст. 118 Конституции РФ. На основе этой конституционной нормы разработан и принят Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".

История развития судебной власти в России показала нецелесообразность и невозможность слепого копирования зарубежного опыта в этой части государственного строительства. Особенно тщательно приходится примерять чужие одежды судам общей юрисдикции как преобладающему подразделению судов. Они ближе всего стоят к населению и на них особенно сильно влияют политические, экономические и правовые условия, в которых им приходится функционировать. Очень важно учесть исторические условия формирования системы судов общей юрисдикции, сложившиеся веками традиции, правовую культуру.

В Российской Федерации система судов общей юрисдикции построена с учетом федеративного устройства страны и административно-территориального деления.

Закон от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" предусматривал создание таких звеньев в российской судебной системе:

- Верховный Суд РСФСР, в настоящее время - Верховный Суд РФ;

- верховные суды автономных республик, краевые, областные суды и равные им по компетенции суды автономных округов и области. В это же звено входили Московский и Ленинградский городские суды, действующие на правах областных судов;

- районные народные суды (ныне федеральные районные суды).

При закреплении в Конституции наличия в России судебной власти (гл. 7) и построении ее на более демократических началах пришлось учитывать основное назначение судебной власти - защиту прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в Российской Федерации. Для этого следовало приблизить суды, реализующие в первую очередь функцию правосудия, к населению. Объявленное реформирование судебной системы среди других условий предусматривало увеличение числа ее звеньев.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" система судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из шести звеньев: Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов; районные суды; военные суды; специализированные федеральные суды; мировые судьи.

В ныне действующей системе судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ с нижестоящими судами связан только процессуально-правовыми отношениями. Вопросами обеспечения деятельности судов занимается Судебный департамент, созданный на основе Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", вступившего в силу 14 января 1998 г.

Полномочия мировых судей определены Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

Верховный Суд Российской Федерации, согласно ст. 126 Конституции РФ, является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В предусмотренных федеральным законом процессуальных формах он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура Верховного Суда - Пленум, Президиум, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия, Кассационная палата.

Председатель Верховного Суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этого суда. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному, в свою очередь, на представлении Председателя Верховного Суда и заключении Квалификационной коллегии этого суда (ст. ст. 102, 128 Конституции РФ и ст. 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя и его заместителей, в него входят все судьи этого суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.

В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель, его заместитель и несколько судей; Президиум действует в составе 13 судей.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия действуют в качестве суда первой и второй инстанций. Они вправе рассматривать дела, по которым конкретные судебные постановления вступили в законную силу. Осуществляя судебный надзор, Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, Военная коллегия и Кассационная палата рассматривают дела в составе трех судей. Решения, принятые в Верховном Суде РФ по первой инстанции, могут быть пересмотрены этим же судом в кассационном и надзорном порядке.

Ежегодно в Верховном Суде РФ рассматривается более шести тысяч дел по первой инстанции и в кассационном порядке, около пяти тысяч дел пересматриваются в порядке надзора. Кроме того, в Верховном Суде разрешается свыше 90 тысяч жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М., 2000. С. 30.

Статья 104 Конституции РФ наделила Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы. Вопрос о внесении в Государственную Думу законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ. В настоящее время идет реализация третьего этапа судебной реформы, формируется законодательная база, вносятся изменения в законодательство, поэтому Верховный Суд РФ широко пользуется правом законодательной инициативы. С момента принятия Конституции РФ и до 2000 г. Верховный Суд РФ 16 раз использовал свое право законодательной инициативы, заключавшейся в предложении о рассмотрении законодательной властью ряда проектов федеральных законов ("О судейском сообществе Российской Федерации", о внесении изменений и дополнений в Семейный и Гражданский кодексы РФ, Уголовный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР и ряд других законов) <1>; затем были приняты новые Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ.

--------------------------------

<1> Батова С.А., Боботов С.В. и др. Судебная система России. М., 2000. С. 149.

Третий уровень, находящийся ближе всех в системе судов общей юрисдикции к Верховному Суду РФ, занимают верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов. Перечисленные суды обладают одинаковой компетенцией. В их ведении находится рассмотрение по первой инстанции наиболее сложных гражданских и уголовных дел.

В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1993 г. N 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" указанные суды рассматривают значительное количество сложных уголовных дел с участием присяжных заседателей. Порядок рассмотрения дел судом присяжных детально регламентирован новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Суды третьего уровня выступают в качестве второй инстанции при проверке дел по кассационным жалобам и кассационным протестам, поступившим из районных судов.

Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции являются районные суды. До введения мировых судей они составляли первое и основное звено, поскольку рассматривали основную массу гражданских, уголовных дел и административных материалов. В настоящее время объем работы районных судов можно определить через подсудность дел, исключив дела подсудности вышестоящим судам, а также мировым судьям и военным судам. Появление мировых судей и внесение изменений и дополнений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы Федеральными законами от 7 августа 2000 г. наделили районные суды полномочиями суда второй инстанции. К их компетенции отнесен пересмотр судебных актов, принятых мировыми судьями, в апелляционном порядке. Указанная компетенция подтверждена новыми Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ.

Специфика апелляционного пересмотра состоит в том, что, в отличие от пересмотра в кассационном и надзорном порядке, он (пересмотр) дает возможность нового рассмотрения дела с личной явкой участников процесса, свидетелей, экспертов, проверкой различных доказательств и вынесением нового решения.

Суд апелляционной инстанции, согласно п. 3 ст. 367 УПК РФ, вправе принять одно из решений об:

- оставлении приговора суда первой инстанции без изменения, а апелляционных жалоб или представления - без удовлетворения;

- отмене обвинительного приговора суда первой инстанции и оправдании подсудимого или о прекращении уголовного дела;

- отмене оправдательного приговора суда первой инстанции и о вынесении обвинительного приговора;

- изменении приговора суда первой инстанции.

К компетенции районных судов относится также рассмотрение жалоб на действия и решения должностных лиц, нарушающих права граждан, на стадии предварительного расследования преступлений.

В порядке реализации Концепции судебной реформы в декабре 1998 г. принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации". Статья 1 указанного Закона гласит, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках с численностью населения от 15 до 23 тысяч человек <1>. Количество судебных участков и, следовательно, число мировых судей определяются по законодательной инициативе субъектов РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, и устанавливаются федеральным законом.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 11 марта 2006 г. N 36-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 15 марта.

Поскольку мировые судьи являются судьями субъекта Федерации, порядок их назначения на должность отличается от порядка назначения на должность федеральных судей. Субъект Федерации в лице законодательного органа государственной власти определяет порядок назначения на должность мировых судей путем избрания представительным органом или населением.

Статья 5 Закона объявляет требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи: достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, несовершение порочащих его поступков, сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта Федерации. Назначается (избирается) мировой судья на срок, определенный субъектом Федерации, но не более пяти лет. Повторно на ту же должность мировой судья также может быть назначен на срок, хотя и установленный субъектом Федерации, но не менее чем на пять лет.

В компетенцию мировых судей входит рассмотрение определенных категорий гражданских дел, не отличающихся особой сложностью, уголовных дел, не влекущих за собой применения суровых наказаний. Мировые судьи рассматривают и дела об административных правонарушениях. Дела, рассматриваемые мировыми судьями, не сложны только с точки зрения профессиональных судей и квалифицированных юристов. Населением же и каждым гражданином все дела, разрешение которых входит в компетенцию мировых судей, воспринимаются как важные, ибо за ними, кто бы из судей их ни слушал, стоят человеческие трагедии, боль, утраты, изменения в судьбе. Это подтверждает даже краткое перечисление дел, отнесенных к компетенции мировых судей.

Уголовные дела, рассматриваемые мировыми судьями, - это дела частного, частно-публичного обвинения, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы; гражданские дела, связанные с выдачей судебного приказа, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающего пятисот минимальных размеров оплаты труда, и некоторые другие категории дел.

Названные категории дел свидетельствуют о том, какую большую роль в жизни общества играет мировой судья, а поэтому он должен быть понятен людям; предполагается, что он будет доступным, поскольку ближе из всех судов находится к населен

Наши рекомендации