Криминологического исследования
Общая часть
Тема 1. Криминология – наука о преступности
Контрольные вопросы
1.Какова природа криминологии как науки?
2.Что представляет собой объект и предмет криминологии?
3.Какие методы используются в криминологических исследованиях?
4.Каково строение криминологии, основанное на предмете исследования науки криминологии и уровне обобщения научнопрактической информации?
5.Назовите и раскройте содержание задач и функций криминологии.
6.С какими науками связана криминология? (Раскройте значение и содержание этих связей.)
7.Каково практическое и научное значение криминологии?
Практические задания
№ 1
Изучите основные трактовки определения криминологии как науки, ее предмета, используя сравнительно-историческийметод исследования в советских, российских и зарубежных учебниках по криминологии. Дайте им оценку.
№ 2
Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:
–принцип историзма;
–диалектические законы единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений;
–философские категории явлений и сущности.
№ 3
В рамках программы какого-либокриминологического исследования особое место занимает гипотеза.
Проанализируйте данные гипотезы и определите, какие из них относятся к описательным, объяснительным и прогностическим:
1.«Преступность на территории РФ распределяется неравномерно».
2.«Особенности в интенсивности и структуре сельской преступности объясняются, по-видимому,особенностями сельского образа жизни».
3.«Преступность курортных городов в "бархатный" и "мертвый" сезоны имеет статистически значимые различия».
4.«Изменение преступности в РФ, вероятнее всего, будет подчиняться двум группам законов: собственным (криминологическим) законам саморазвития преступности и законам развития общества. В периоды стабилизации большее влияние на преступность будут оказывать, очевидно, ее собственные законы развития,
ав периоды дестабилизации – социальные закономерности».
5.«Социальные причины криминогенной напряженности не могут быть объяснены и понятны вне связи с анализом основных источников противоречий и конфликтов».
6.«Причины преступности лежат, вероятно, в субъективной сфере жизни общества».
7.«Можно предположить, что общепредупредительное действие уголовного закона в принципе возрастает вместе с усилением наказания».
8.«Экономический спад в России порождает противоречия и конфликты, которые в большей степени способствуют насильственной, нежели имущественной, преступности».
9.«В основных сферах жизнедеятельности (труд, быт, досуг) существуют источники возможногосоциально-негативного,криминогенного влияния, а также противостоящие им антикриминогенные факторы и условия».
№ 4
Назовите основные формы опроса, которые используются в криминологическом исследовании. Укажите их недостатки и преимущества.
№ 5
На основе изучения анкет определите цель и задачи исследования, ясность порядка заполнения, виды вопросов (закрытые, открытые, полузакрытые; основные, контрольные, вспомогательные; прямые и косвенные; общие и частные; ретроспективные, текущие и прогнозные; вопросы-ситуациио реакции на предлагаемую ситуацию, о выборе предпочтительного варианта поведения, об оценке предлагаемой ситуации, о согласии (несогласии) с одним из предложенных мнений).
Проведите опрос по предложенным анкетам не менее 10 человек. Обобщите материалы анкетирования и дайте анализ его результатов (см. приложение).
Составьте самостоятельно анкету по проблемам: а) преступность и материальное положение; б) преступность и мода; в) преступность и семья;
г) преступность и средства массовой информации; д) виктимизация населения.
Определите репрезентативность выборки для изучения указанных проблем. Проведите анкетирование, обобщите ответы, внесите предложения по совершенствованию анкеты.
№ 6
Составьте схему, отражающую место и содержание связей криминологии с гуманитарными и естественными науками с учетом предмета ее исследования.
Тема 2. История криминологической науки
Контрольные вопросы
1.Раскройте основные этапы развития криминологической мысли.
2.Какую роль сыграли в становлении криминологии как науки антропологическое (биологическое), психологическое и социологическое направления исследования преступности?
3.Охарактеризуйте основные этапы развития криминологии в России.
4. Каковы перспективы развития отечественной криминологии?
Практические задания
№ 1
Когда возникла криминология как наука?
№ 2
Кому из философов древности принадлежат наиболее значимые криминологические идеи? Раскройте их содержание.
№ 3
Обоснуйте научное и практическое значение исследований, проведенных в области антропологии, биологии; социологии, психологии.
№ 4
Какая из рассмотренных криминологических теорий представляется Вам наиболее убедительной и почему?
№ 5
Какая из рассмотренных криминологических теорий, по Вашему мнению, является несостоятельной? Обоснуйте свою позицию.
№ 6
Назовите основные этапы развития криминологии.
№ 7
Охарактеризуйте основные направления развития зарубежной криминологии.
№ 8
Дайте обобщенную оценку науки советской криминологии.
№ 9
Охарактеризуйте новые направления отечественной криминологии.
Тема 3. Преступность как объект
Преступного поведения
Контрольные вопросы
1.Дайте определение механизма индивидуального преступного поведения.
2.Каковы основные элементы механизма индивидуального преступного поведения?
3.Поясните взаимосвязь причинного комплекса преступности
вцелом с причинами и условиями совершения отдельного преступления.
4.Что понимается под ситуацией совершения преступления и криминогенной ситуацией?
Практические задания
№ 1
Составьте схему внутреннего строения механизма преступного поведения.
№ 2
Проанализируйте дискуссии в криминологической литературе о строении модели механизма преступного поведения.
№ 3
Охарактеризуйте криминогенный потенциал основных факторов социальной микросреды.
№ 4
Поясните особенности формирования мотивации совершения преступления.
№ 5
Дайте классификацию ситуаций совершения преступлений.
№ 6
Какие новые ситуации совершения преступлений появились в конце XX – начале XXI в.?
№ 7
Каким образом используются на практике научные знания о механизме индивидуального преступного поведения?
№ 8
Ознакомьтесь с приведенными ниже справками по уголовным делам и выполните следующие задания:
1.Проанализируйте механизм преступного поведения. Укажите обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению указанного преступления.
2.Разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного.
3.Оцените в совершенном преступлении роль личностных свойств виновного и ситуации.
4.Изобразите схематически обстоятельства, обусловившие совершение преступления.
А.Водитель Е., закончив работу, возвращался домой. Его машину остановил Т. и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Е. ехать быстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и обещал хорошо "отблагодарить" его. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Е. резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания школы, расположенной на противоположной стороне.Из-загололеда машину занесло влево, на полосу встречного движения транспорта, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результате чего был причинен тяжкий вред здоровью самого Т. и водителя встречного автомобиля. Девочка не пострадала. Работниками ГАИ, прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина Е. столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака "Осторожно, дети!". Скорость движения его машины в момент столкновения была 70 км/час, встречной машины – 50 км/час. При медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Е., дорожного знака он не виделиз-затумана. В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначитель-
ного превышения скорости, то оно, по его мнению, не является причиной случившегося.
По материалам личного дела было установлено, что Е. проработал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости и двойной обгон) дважды привлекался к административной ответственности. По свидетельству жены, он часто пьянствовал, так как имел "лишние" деньги. Заработную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления Е. в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.
Б.Д. по специальности шофер, образование среднее, ранее несудимый. По работе характеризуется положительно, много читает. Посещает спортивные мероприятия. Увлекается разведением певчих птиц. По характеру вспыльчивый, малоразговорчивый, спиртные напитки употребляет редко.
Вдень совершения преступления у Д. имелись билеты на финальный футбольный матч, где играла команда, болельщиком которой он являлся. Около 12 часов дня Д. позвонили с работы с просьбой о замене неожиданно заболевшего водителя. Д. согласился, предупредив о своем намерении закончить работу в 17 часов, поскольку у него имеется билет на футбол и матч состоится в
19 час. 30 мин..
В15 час. 40 мин. на маршруте случилась поломка в двигателе автобуса. Вызвав машину технической помощи для буксировки неисправного автобуса, Д. ожидал ее прибытия до 20 часов. Вернувшись в гараж, он узнал о проигрыше его любимой команды, расстроился, высказал претензии относительно плохой организации работы автопарка.
Находясь в возбужденном состоянии, около 22 часов Д. возвращался домой и во дворе увидел на скамейке двух подростков в возрасте 16-17лет, один из которых играл на гитаре, а другой пел. Подойдя к подросткам, Д. в грубой форме предложил им уйти в другое место, на что один из подростков сказал: «Иди и воспитывай своих детей». В ответ на это Д. поднял с земли палку и избил обоих подростков, причинив тяжкий вред здоровью одного из них.
В совершенном преступлении Д. раскаялся, до заключения под стражу оказывал материальную помощь матери потерпевшего.
№ 9
Ознакомьтесь с нижеприведенными справками по уголовным делам и выполните следующие задания:
1.Проанализируйте преступное поведение.
2.К какому типу относятся данные преступления?
3.Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника в каждом случае. Возможно ли было предотвратить
это преступление?
А.Оксана живет в коммунальной квартире. Сосед любит выпить. Денег на выпивку, как обычно, не хватает. И вот он не нашел ничего лучшего, как забираться в комнату Оксаны и употреблять ее ликеры.
Говорила по-хорошему.Угрожала. Обращалась к участковому. Никаких результатов. Осталось последнее средство. Оксана – химик. На работе она достала яд и растворила его в бутылке с ликером. Моя комната – что хочу, то и храню в своем шкафу.
Сосед выпил этот ликер. Через три дня его хоронили. Неприятно, конечно, чувствовать, что имеешь некоторое отношение к смерти человека, зато теперь она живет в отдельной квартире. Комната соседа досталась ей.
Через неделю ее вызвали на допрос. Она не скрывала, как все было. Каково же было удивление Оксаны, когда ее осудили за убийство. Это настоящая трагедия.
Б.Охота не удалась. Бродили по лесу целый день, а кабана так и не встретили. Решили заночевать в ельнике. Нарубили еловых лап, разожгли костер, выпили.
Егор заснул прямо в обнимку с ружьем. Игорь осторожно стал вынимать двустволку из его рук, чтобы уложить друга спать в шалаш.
Как ружье выстрелило, он до сих пор понять не может. Однако факт остается фактом: его лучшему другу Егору снесло полголовы.
В.Красовский очень любит заниматься садоводством. Он нежно ухаживает за яблонями и грушами. Поливает и подкармливает
их минеральными удобрениями. Борется с вредителями. И каждый раз, когда подходит время урожая, ему не достается ничего. Кто и как обрывает, он не может уследить.
От отчаяния он решается на крайнее средство: поверх забора пускает оголенный провод и на ночь подает на него напряжение. На заборе он написал предупреждение, что проволока под током. «Понравятся ли вам такие яблочки – 220 вольт?!» Утром у забора он нашел мертвого паренька из соседнего поселка.
Тема 7. Профилактика преступности.
Борьбы с преступностью
Контрольные вопросы
1.Каковы сущность и задачи криминологического прогнозирования?
2.Охарактеризуйте виды криминологического прогнозирования.
3.Какие методы применяются в криминологическом прогнозировании?
4.Дайте определение криминологического планирования.
5.Каковы цель и задачи планирования борьбы с преступно-
стью?
6.Охарактеризуйте виды криминологического планирования.
Практические задания
№ 1
В чем заключается научно-практическоезначение криминологического прогнозирования?
№ 2
Назовите субъектов криминологического прогнозирования.
№ 3
Каковы масштабы криминологического прогноза?
№ 4
Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования.
№ 5
Каковы особенности криминологического прогнозирования?
№ 6
Что понимается под прогнозированием индивидуального преступного поведения?
№ 7
Каких специалистов следует пригласить в качестве экспертов для составления прогнозов в масштабах страны, города, района:
–преступности несовершеннолетних;
–преступности военнослужащих;
–экологической преступности;
–экономической преступности;
–транснациональной преступности;
–пенитенциарной преступности.
№ 8
Охарактеризуйте роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по ее профилактике.
№ 9
Каковы основы планирования борьбы с преступностью и в чем заключаются их современные особенности?
№ 10
Какова сущность направлений и форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью?
№ 11
Охарактеризуйте механизм планирования борьбы с преступностью в органах внутренних дел.
Особенная часть
Тема 9. Криминологическая характеристика
Общая часть
Тема 1. Криминология – наука о преступности
Контрольные вопросы
1.Какова природа криминологии как науки?
2.Что представляет собой объект и предмет криминологии?
3.Какие методы используются в криминологических исследованиях?
4.Каково строение криминологии, основанное на предмете исследования науки криминологии и уровне обобщения научнопрактической информации?
5.Назовите и раскройте содержание задач и функций криминологии.
6.С какими науками связана криминология? (Раскройте значение и содержание этих связей.)
7.Каково практическое и научное значение криминологии?
Практические задания
№ 1
Изучите основные трактовки определения криминологии как науки, ее предмета, используя сравнительно-историческийметод исследования в советских, российских и зарубежных учебниках по криминологии. Дайте им оценку.
№ 2
Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:
–принцип историзма;
–диалектические законы единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений;
–философские категории явлений и сущности.
№ 3
В рамках программы какого-либокриминологического исследования особое место занимает гипотеза.
Проанализируйте данные гипотезы и определите, какие из них относятся к описательным, объяснительным и прогностическим:
1.«Преступность на территории РФ распределяется неравномерно».
2.«Особенности в интенсивности и структуре сельской преступности объясняются, по-видимому,особенностями сельского образа жизни».
3.«Преступность курортных городов в "бархатный" и "мертвый" сезоны имеет статистически значимые различия».
4.«Изменение преступности в РФ, вероятнее всего, будет подчиняться двум группам законов: собственным (криминологическим) законам саморазвития преступности и законам развития общества. В периоды стабилизации большее влияние на преступность будут оказывать, очевидно, ее собственные законы развития,
ав периоды дестабилизации – социальные закономерности».
5.«Социальные причины криминогенной напряженности не могут быть объяснены и понятны вне связи с анализом основных источников противоречий и конфликтов».
6.«Причины преступности лежат, вероятно, в субъективной сфере жизни общества».
7.«Можно предположить, что общепредупредительное действие уголовного закона в принципе возрастает вместе с усилением наказания».
8.«Экономический спад в России порождает противоречия и конфликты, которые в большей степени способствуют насильственной, нежели имущественной, преступности».
9.«В основных сферах жизнедеятельности (труд, быт, досуг) существуют источники возможногосоциально-негативного,криминогенного влияния, а также противостоящие им антикриминогенные факторы и условия».
№ 4
Назовите основные формы опроса, которые используются в криминологическом исследовании. Укажите их недостатки и преимущества.
№ 5
На основе изучения анкет определите цель и задачи исследования, ясность порядка заполнения, виды вопросов (закрытые, открытые, полузакрытые; основные, контрольные, вспомогательные; прямые и косвенные; общие и частные; ретроспективные, текущие и прогнозные; вопросы-ситуациио реакции на предлагаемую ситуацию, о выборе предпочтительного варианта поведения, об оценке предлагаемой ситуации, о согласии (несогласии) с одним из предложенных мнений).
Проведите опрос по предложенным анкетам не менее 10 человек. Обобщите материалы анкетирования и дайте анализ его результатов (см. приложение).
Составьте самостоятельно анкету по проблемам: а) преступность и материальное положение; б) преступность и мода; в) преступность и семья;
г) преступность и средства массовой информации; д) виктимизация населения.
Определите репрезентативность выборки для изучения указанных проблем. Проведите анкетирование, обобщите ответы, внесите предложения по совершенствованию анкеты.
№ 6
Составьте схему, отражающую место и содержание связей криминологии с гуманитарными и естественными науками с учетом предмета ее исследования.
Тема 2. История криминологической науки
Контрольные вопросы
1.Раскройте основные этапы развития криминологической мысли.
2.Какую роль сыграли в становлении криминологии как науки антропологическое (биологическое), психологическое и социологическое направления исследования преступности?
3.Охарактеризуйте основные этапы развития криминологии в России.
4. Каковы перспективы развития отечественной криминологии?
Практические задания
№ 1
Когда возникла криминология как наука?
№ 2
Кому из философов древности принадлежат наиболее значимые криминологические идеи? Раскройте их содержание.
№ 3
Обоснуйте научное и практическое значение исследований, проведенных в области антропологии, биологии; социологии, психологии.
№ 4
Какая из рассмотренных криминологических теорий представляется Вам наиболее убедительной и почему?
№ 5
Какая из рассмотренных криминологических теорий, по Вашему мнению, является несостоятельной? Обоснуйте свою позицию.
№ 6
Назовите основные этапы развития криминологии.
№ 7
Охарактеризуйте основные направления развития зарубежной криминологии.
№ 8
Дайте обобщенную оценку науки советской криминологии.
№ 9
Охарактеризуйте новые направления отечественной криминологии.
Тема 3. Преступность как объект
криминологического исследования
Контрольные вопросы
1.Дайте определение преступности. Раскройте признаки преступности.
2.Что понимается под уровнем преступности и как он определяется? Какое значение имеют относительные и абсолютные величины в процессе расчета уровня преступности?
3.Что представляет собой латентная преступность? Перечислите методы измерения латентности. В чем их суть?
4.Что такое структура преступности, какова методика ее рас-
чета?
5.Что представляет собой динамика преступности, какие факторы оказывают на нее воздействие? Какие методы исследования используются при изучении изменения темпов прироста?
6.Что понимается под географией преступности? Чем обусловливается территориальное распределение преступности?
Практические задания
№ 1
Какие дискуссии в криминологии, связанные с понятием «преступность», Вам известны, в чем их суть?
№ 2
Вгороде «А» в течение года зарегистрировано 1 080 преступлений. Его население – 410 тыс. человек.
Вгороде «В» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.
Вычислите коэффициент интенсивности преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
№ 3
В области «Н» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – лица, не достигшие 14-летнеговозраста.
В области «Д» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. лица, не достигшие 14-летнеговозраста.
Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.
№ 4
Вгороде «Б» за год привлечено к уголовной ответственности 1 600 преступников (из них 120 человек – лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). Население данного города составляет 430 тыс. человек, из них 110 тыс. – в возрасте до 14 лет.
Вгороде «С» за тот же период времени к уголовной ответственности было привлечено 1 100 преступников (из них несовершеннолетних – 90 человек). Население города «С» составляет 320 тыс. человек, из них в возрасте до 14 лет – 90 тыс. человек.
Вкакомгороде выше интенсивность преступности?
№ 5
В городе «К» за 6 месяцев текущего года зарегистрировано 19 891 преступление. Его население – 760 тыс. человек (из них 25%
– лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). В том числе зарегистрировано:
а) 800 преступлений, совершенных несовершеннолетними; б) 2 185 преступлений, совершенных ранее судимыми лицами; в) 3 370 преступлений, совершенных в общественных местах; г) 2 048 преступлений, совершенных на улице; д) 6 437 тяжких и особо тяжких преступлений.
Какие показатели преступности можно определить, исходя из вышеуказанных характеристик преступности? Каким образом рассчитываются данные показатели?
№ 6 | ||||
Годы | ||||
Количество зареги- | ||||
стрированных пре- | ||||
ступлений | 17 002 | 15 603 | 16 775 | 21 570 |
Вычислите темпы преступности за каждый год.
№ 7
Используя информацию веб-сайтаМВД РФ http://www. mvdinform.ru, постройте график изменений числа зарегистрированных преступлений в Российской Федерации; диаграмму социальной структуры лиц, совершивших преступления, за последние пять лет на данной территории.
№ 8
Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе применительно к преступлениям против личности; преступлениям против собственности; преступлениям в сфере экономической деятельности.
№ 9
Каково содержание понятия «цена преступности»?
№ 10
Каково практическое значение изучения показателей преступности?
№ 11
Назовите основные характеристики и тенденции преступности в современной России, раскройте их содержание.
№ 12
Проанализируйте в сравнении основные показатели современной российской и зарубежной преступности.
Тема 4. Причины и условия преступности
Контрольные вопросы
1.Дайте определение причин и условий преступности в контексте философской и криминологической трактовок.
2.Раскройте содержание классификации причин и условий преступности.
3.Что понимается под детерминацией преступности?
4.Каковы особенности причинности как формы детерминации преступности?
5.Охарактеризуйте основные криминологические подходы к исследованию причин и условий преступности.
Практические задания
№ 1
Раскройте содержание дискуссионных вопросов о понятии причин и условий преступности в криминологии.
№ 2
Каково содержание и механизм действия причин и условий преступности?
№ 3
Используя метод исторического сравнения, дайте характеристику доминирующей мотивации преступности:
а) зарубежных стран (на примере какого-либоодного или нескольких государств);
б) Российской Федерации.
№ 4
Проведите криминологический анализ высказывания выдающегося писателя Л.Н. Толстого: «Цивилизация шла-шлаи зашла в тупик».
№ 5
Какие характеристики региона учитываются при анализе причин и условий преступности?
№ 6
Раскройте возможности методов социологических исследований для анализа причин и условий преступности.
№ 7
Определите, какие из нижеперечисленных факторов оказывают воздействие на совершение преступлений по следующим осно-
ваниям:
а) по уровню воздействия (как на преступность в целом, так и на совершение конкретных преступлений);
б) по содержанию: факторы социально-психологического,со-циально-экономического,политического, организационного и другого характера.
Дифференцируйте указанные факторы на а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений).
1)отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной деятельности;
2)обострение межнациональных отношений;
3)усиление миграционных процессов;
4)негативное воздействие СМИ;
5)недостатки в организации и осуществлении профилактической деятельности;
6)увеличение уровня потребления алкоголя, наркотиков, психотропных веществ;
7)недостатки организационно-управленческойдеятельности органов власти и управления, бюрократизация государственного аппарата;
8)бытовые, семейные и трудовые конфликты;
9)усиление социальной напряженности;
10)усиление социального и иного неравенства между людьми;
11)изменение половозрастного состава населения;
12)нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;
13)деформация правового сознания;
14)низкий уровень раскрываемости преступлений;
15)недостатки семейного и школьного воспитания;
16)нарушение правил торговли спиртными напитками;
17)расширение межгосударственных связей, деловых и туристических контактов;
18)изменение структуры и характера производства, безработица;
19)инфляция.
№ 8
Охарактеризуйте основные черты криминогенности правовой психологии в современном российском обществе.
№ 9
Какие ошибки и пробелы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного, налогового, бюджетного законодательства оказывают негативное воздействие на эффективность противодействия преступности?
№ 10
Проанализируйте причины и условия совершения преступлений в России в настоящее время.
№ 11
Прочтите описание преступного поведения. Укажите факторы преступности, обусловившие противоправное поведение. Аргументируйте ответ, используя одну из теорий причин и усло-
вий преступности.
Бурные политические события 90-хгг. XX в., ознаменовавшие распад СССР, изменениеобщественно-экономическогостроя, смену политического режима, давали надежду на перемены к лучшему. Столько всего узнали о тех, кому верили и перед кем преклонялись. Пропало чувство зажатости – приятно было ощутить ветер новых перемен. Такие события Петрову тоже сначала нравились. Однако, когда ему перестали платить зарплату на заводе, его настроение изменилось.Как-тоне укладывалось в голове, что такое может быть. «Вот тебе и ветер перемен!» Было и удивление, и возмущение, и злоба. Некоторые предлагали пойти на демонстрацию, устроить марш протеста. Но лозунгами детей не накормишь. Надо было думать, где и как достать денег. В СМИ много говорили и писали о предпринимательстве, новых частных фирмах. Попытки Петрова и здесь не увенчались успехом, поскольку, чтобы начать свое дело, требовалось столько денег: и за аренду, и за сырье, и на взятки, и рэкет. Петров устроился грузчиком на склад к «новому русскому». Проработал месяц, но денег так и не получил за выполненную работу. Хозяинчто-товсе объяснял трудностями в банковской сфере, задержками платежей.
Видеть голодных детей не было больше сил. Ночью Петров пришел на склад, где работал. Сторож узнал его. Петров поделился своими проблемами со сторожем. Он объяснил охраннику, что хочет взять за свою выполненную работу товар со склада. Сторож и
сочувствовал Петрову, и боялся ответственности. Затем все-такисогласился. «Ладно, свяжи меня и положи в сторожке. Утром скажу, что неизвестные напали». Так Петров совершил свое первое преступление. Потом были кражи из контейнеров на железной дороге. У него появились связи в преступном мире. Теперь он знает, что и где украсть, кому и за сколько продать. Петров уже не уговаривает охранников. Он купил пистолет. Есликто-топопытается помешать – рука не дрогнет.
Тема 5. Личность преступника