Деятельность следователя характеризуется высоким уровнем ответственности, а также чрезмерным уровнем эмоционального напряжения.
Процесс расследования, его результаты во многом зависят от психологической активности и психического состояния следователя и лиц, участвующих в расследовании. классификация психических состояний следователя:
* интеллектуальные качества следователя, логическое и интуитивное мышление и выделяя такие свойства мышления следователя, как быстроту, глубину, широту, гибкость, продуктивность, самостоятельность, критичность мышления;
* характериологические свойства следователя (характер, принципиальность, последовательность и целеустремленность, организованность, уверенность);
* психофизиологические качества следователя (эмоциональная уравновешенность, способность к сосредоточению и психическая выносливость, объем и распределение внимания). Н.И.Порубов, анализируя эмоциональную устойчивость, «душевное равновесие», пишет: «Человек, который все время нервничает, легко теряет спокойствие, не может быть хорошим следователем.»[28]
Поэтому использование психологических средств, активизирую-щих психическую деятельность, направлено на повышение уровня организации расследования.
«Под психологическими средствами организации расследования следует понимать совокупность приемов, методов активизации деятельности следователя (мыслительные процессы, волевые усилия, регуляция эмоциональных состояний) и лиц, принимающих участие в расследовании».
Психологические средства направлены на активизацию:
* процессов восприятия следователем носителей информации: обстановки, отдельных фактов, объектов (для достижения этой цели используются приемы концентрации внимания, саморегуляции, самоконтроля, чтобы снизить отрицательное воздействие внешних раздражителей);
* процессов мыслительной деятельности следователя;
* процессов взаимодействия с другими участниками, организацию их деятельности и воздействия следователя на них.
Говоря о мыслительной деятельности следователя, нужно отметить, что процесс расследования преступлений – процесс информационный. Следователь оперирует одновременно двумя потоками информации. Один поступает извне – это то, что следователь узнает о конкретной следственной ситуации. Второй поток – это знания, представления, профессиональный опыт следователя. Кроме того, «поступающей информации одновременно и слишком много и слишком мало. Много – потому что поступающая к следователю информация в большей степени разбавлена ненужными ему в данный момент сведениями. Мало – потому что, как правило, необходимая и потенциально полезная информация в большей своей части остается ему недоступной».
Процесс переработки информации следователя строится на трех видах способностей:
* способностях к логической, рациональной обработке информации;
* способностях к интуитивной, образной обработке информации;
* способностях к эвристической (преобразовательной, поисковой) обработке информации, когда логическое мышление пересекается с творческим, так как для творческого мышления имеющихся знаний недостаточно, а логическое мышление невозможно из-за отсутствия необходимых для этого данных. «Недостающие знания следователь получает благодаря творческой фантазии, воображению, самым разнообразным комбинациям, что позволяет обнаружить связи и зависимости между известным и еще неизвестным, заполнить пробелы в исходных данных».[31]
Для этого возможно применение целого ряда психологических средств организации расследования:[32]
* при восприятии объектов (предметов, следов, процессов) постановка широкого круга вопросов для установления всех свойств, параметров объекта, следов взаимодействия и связи с другими объектами;
* формально-логические приемы построения систем умозаключений для сопоставления, оценки собранной информации, постановки новых вопросов на сбор дополнительной информации;
* мысленное экспериментирование (мысленное восстановление процесса появления следов, образное мышление);
* мысленное моделирование. Мысленное моделирование всегда опирается на знания криминалистики о структуре данного вида преступлений, механизме преступлений, механизме образования следов и позволяет на основании изучения наблюдаемых объектов создать единую картину произошедшего события.
* концентрация мыслительной деятельности, нахождение новой информации, направленной на преодоление противодействия следствию.