Военно-политические итоги гражданской войны в США.
В войне за независимость стала очевидной необходимость консолидации штатов, и в 1781 г. конгрессом из представителей штатов были утверждены "Статьи о конфедерации".
Согласно данному документу штаты вступали в "вечный союз" - конфедерацию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость и все права, за исключением тех, которые передавались конфедерации в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга.
Их граждане наделялись торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда.
Для ведения общих дел Соединенных Штатов формировался Конгресс, состоящий из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате числом 2-7 человек. Конгрессу предоставлялось право заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться средствами, собранными штатами, для военных расходов, утверждать назначения командного состава армии. Большинство решений по этим вопросам приобретало законную силу только после одобрения их не менее чем девятью штатами.
При решении вопросов в Конгрессе каждый штат имел один голос.
Предусматривались свобода слова и прений в Конгрессе, а также неприкосновенность депутатов.
Учреждение конфедерации содействовало объединению сил страны в войне за независимость и обеспечило ее победоносное завершение.
Полная независимость США была признана Великобританией в 1783 г. подписанием Версальского мирного договора.
ВОПРОС 52 Конституция США 1787 г.
1, Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками.
Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства.
Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов.
Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон.
Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США.
2. Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат:
Добавить объявление
• сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов - легислатурами;
• палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером.
Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности.
Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат.
К основным функциям Конгресса относятся следующие:
• первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета;
• регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами;
• осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.
3. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства.
Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые.
Как глава государства и правительства президент:
• имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом;
• направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу;
• разрабатывает проект бюджета;
• является верховным главнокомандующим вооруженными силами;
• заключает международные договоры и исполнительные соглашения (соглашения - без согласия и одобрения парламента);
• принимает решение о начале фактических военных действий;
• руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного
ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения;
• назначает на высшие должности;
• имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.
Предпосылки ВФР.
Франция перед революцией была богатой и процветающей державой: составляя примерно около 1/5 части населения Европы, она сосредотачивала в себе свыше четверти ее богатства. Революция 1789-1794 гг. по существу была неизбежной, поскольку продолжающее нести на себе бремя феодальных представлений и институтов французское общество зашло в тупик. Абсолютная монархия не смогла предотвратить неуклонно нараставший экономический, социальный и политический кризис. Главной помехой на пути дальнейшего .развития Франции стала именно абсолютная монархия. Она давно уже перестала выражать общенациональные интересы и все более откровенно защищала средневековые сословные привилегии, в том числе исключительные права дворянства на землю, цеховой строй, торговые монополии и другие атрибуты феодализма.
Предпосылки Великой Французской революции:
рост недовольства существующим порядком среди широких слоев населения, в т.ч. буржуазии, части дворянства и духовенства;
неурожай, финансовый кризис, вызванный безмерными тратами на содержание армии,бюрократического аппарата и королевского двора;
гнет бюрократии, произвол в судах;
грабительские поборы с крестьян, цеховая регламентация, мешавшая развитию мануфактур, таможенные барьеры, развращенность правящей верхушки.
В подготовке революции особенно значительную роль сыграли французские просветители (Вольтер, Монтескье, Моррели, Ж.-Ж. Руссо, Дидро, Гольбах). Религия, понимание природы, общество, государственный порядок — все было подвергнуто беспощадной критике.
Идеи Монтескье легли в основу Конституции 1791 г., учением Руссо руководствовались создатели Конституции 1793 г., а в основу Гражданского кодекса 1804 г. были положены идеи Адама Смита.
Этапы Великой Французской революции
В истории Великой французской революции выделяют три этапа:
14 июля 1789 - 10 августа 1792;
10 августа 1792 - 2 июня 1793;
высший этап революции – 2 июня 1793 - 27/28 июля 1794 года.