Изложение поправок к Конституции США
Конституцией США предусматривается возможность её дополнения и изменения путём внесения в неё поправок. Принятые соответствующим образом поправки становятся органической частью Конституции. Процедура принятия поправок громоздка: проект поправки должен быть одобрен двумя третями членов обеих палат Конгресса или общенациональным конвентом, созванным по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов, затем ратифицирован законодательными собраниями или конвентами трёх четвертей штатов. К формальным изменениям Конституции государство прибегало нечасто: за всю историю США было внесено около 5 тыс. проектов поправок, но только 27 прошли все необходимые стадии, а действуют 26 (на 2006 г.), так как поправка XVIII отменена принятием поправки XXI.
Первые 10 поправок к Конституции – Билль о правах – были приняты единовременно. Проект билля был внесён в Конгресс в 1789 г. и ратифицирован необходимым числом штатов к 15 декабря 1791 г. Здесь излагаются лишь те положения, которые имеют отношение к праву, правосудию, правам и свободам личности.
Поправка I декларирует политические свободы – слова, печати и собраний – в форме предписания, запрещающего Конгрессу принимать какой-либо закон, который мог бы ограничить «свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями». Поправка исключает возможность установления государственной религии и фактически закрепляет свободу совести; ею устанавливается недопустимость законодательного запрета на «свободное исповедание» религии.
Поправка II закрепляет за гражданами право хранить и носить оружие, связывая это право с необходимостью иметь народное ополчение для защиты государства.
Поправка IV провозглашает право граждан на неприкосновенность личности, жилища, имущества, личных бумаг и документов; необоснованные аресты и обыски, как нарушения этого права, запрещаются; для производства ареста или обыска необходим ордер, выдаваемый судьей сотруднику полиции под присягой при наличии достаточных оснований.
Поправка V устанавливает, что привлечение к уголовной ответственности за тяжкое преступление, исключая дела военнослужащих, должно осуществляться Большим жюри – расширенной коллегией присяжных. Поправка содержит запреты на повторное уголовное преследование за одно и то же уголовное преступление, на принуждение человека к даче показаний против самого себя, на применение санкций против человека без «надлежащей правовой процедуры», на безвозмездное отчуждение частной собственности для общественного пользования.
Поправка VI закрепляет процессуальные права обвиняемого при уголовном преследовании: право на «скорый и публичный суд беспристрастных присяжных», право знакомиться с сущностью и основаниями обвинения, право на очную ставку со свидетелями обвинения, на вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты.
Поправка VII устанавливает, что при производстве по гражданским делам в федеральных судах стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных.
Поправка VIII запрещает при уголовном преследовании лица требовать чрезмерные залоги, налагать чрезмерные штрафы, назначать «жестокие и необычные наказания».
Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание иных, не упомянутых в ней прав народа.
Поправка Х сохраняет за штатами все прямо не указанные в Конституции полномочия, которые не отнесены к компетенции Союза.
Поправка XI (1795 г.) закрепляет иммунитет штата от судебного преследования частным лицом – гражданином другого штата либо гражданином или подданным иностранного государства.
Поправка XIII (1865 г.) отменила рабство и подневольное услужение, кроме тех случаев, когда последнее может быть назначено как уголовное наказание (лишение свободы с обязательным привлечением к труду).
Поправка XIV (1868 г.) принята с целью закрепить результаты Гражданской войны и состоит из 5 разделов.
Раздел 1 содержит четыре положения: определение американского гражданства, запрещение штатам ограничивать «привилегии и льготы» граждан США, применять санкции против человека без соблюдения «надлежащей правовой процедуры» и отказывать гражданам в «равной защите законов».
Поправка XV (1870 г.) запрещает ограничивать право голоса граждан по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в рабстве.
Поправка XIX (1920 г.) запрещает ограничивать право голоса граждан по признаку пола.
Поправка XXVI (1971 г.) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет.
Поправка XXVII (1992 г.) запрещает изменять размер вознаграждения сенаторам и членам палаты представителей в течение срока их пребывания в должности, пока не будут проведены выборы в палату представителей.
Американская Конституция остается юридически стабильным документом, тем не менее, фактически постоянно изменяется; её реальное содержание определяется судебными толкованиями, законами Конгресса, административными актами, политической практикой, исходя из определённых исторических потребностей общества. Политическая система США реально складывалась, а её составные части институционализировались часто помимо текста Конституции.
Заключение
Итак, первая конституция Штатов получила название «Статей конфедерации» (1781 г.). Однако в них было много недостатков, и21 февраля1787 года Конгресс Конфедерации принял резолюцию о созыве Конвента «с единственной и выраженной целью пересмотра «Статей конфедерации».
Однако постепенно делегаты пришли к заключению о необходимости создания новой Конституции, которая бы утвердила территориальное устройство федерации и систему органов власти, принципиально отличающиеся от существовавших на тот момент.
Конституция США, хотя и далеко не безупречна, но существует без особых изменений вот уже более 200 лет, больше, чем какая-либо другая в мире. За 200 лет к ней было принято всего 26 поправок, придавших ей гибкость и соответствие изменяющимся условиям жизни страны.
Последняя из поправок была принята в 1992 году. Поправки призваны восполнять содержащиеся в Конституции пробелы. Первые 10 поправок носят название «Билль о правах». Все принятые поправки дописываются к основному тексту, а отмененный текст не устраняется, что затрудняет понимание.
Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов, которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав.