Преступления и наказания по Салическому закону.
Преступления и наказания по Салической правде
Наказания как возмещение вреда (композиция)
На самых ранних этапах общественного быта вознаграждение за вред воспринималось итогом мирового соглашения, мировой сделки между семьей пострадавшего и семьей обидчика. Размер возмещения устанавливался в зависимости от обстоятельств и по договоренности сопричастных лиц либо через посредников. Но уже ко времени Тацита у германских племен наблюдалось стремление положить спорам о размерах суммы возмещений некий фиксированный предел и назначить их твердый перечень, среди которого предусмотрены были также отчисления в пользу государства.
В Салическом законе возмещение делится на две части:
файд, выдаваемый потерпевшему или его представителям в виде выкупа за частную (в том числе кровную) месть;
фредум, поступающий государству за его вмешательство. Фредум составлял третью часть всей суммы.
Помимо выкупа существовала еще реституция (возврат или восстановление нарушенного) и возмещение издержек.
У кельтов, живших в Галлии еще до римского вторжения, и у германцев возмещение первоначально исчислялось головами скота. Салический закон дополняет это исчисление уже золотой и серебряной монетой. Он употребляет в этих целях римскую золотую монету солидус, равнявшийся 40 динарам серебром. Типичное возмещение составляло 15 солидов золотом. Почти все другие виды возмещений составлялись путем кратного увеличения или уменьшения этой суммы. Она могла быть 3 солида (стоимость коровы, либо кобылицы зрячей и здоровой, либо меча без ножен или ястреба неприрученного) или 600 солидов, а иногда даже 1800 солидов.
Тариф возмещений может служить косвенной характеристикой престижа и защищенности различных социальных слоев или ступеней общественной иерархии:
если речь шла о преступлении, посягающем на лицо, состоящее на королевской службе, то возмещение увеличивалось в 3 раза;
возмещение родственникам убитого воспринималось не как государственное наказание, а как частное возмещение потерпевшей стороне (семье потерпевшего).
Обыкновенный вергелъд (от слов "вера" и "гельд" — цена человека по рождении) у франков составлял 200 солидов, а вергельд римлянина уменьшался вдвое. Лишение жизни свободного франка оценивалось штрафом в 200 солидов, убийство скопищем — в 600 солидов и убийство в военном походе — в 1800 солидов. Жизнь раба приравнивалась к стоимости быка или коня и составляла 30 солидов.
Убийство епископа оценивалось штрафом в 900 солидов, священника — в 600.
Другие наказания
Помимо обязательного денежного возмещения за причиненный ущерб существовали и другие наказания, например связанные с уклонением от явки в суд или от исполнения судебного решения. В этом случае санкция была одна — поставление ослушника вне закона. Он подлежал истреблению как опасный дикий зверь. Из подобной практики возникла санкция в виде смертной казни, причем необходимым следствием поставления вне закона или осуждения на смерть стала конфискация имущества.
Телесные наказания вначале применялись для репрессий против непослушных рабов. Затем область их применения расширилась. Например, тот, кто освободит от виселицы еще живого осужденного человека, сам должен быть повешен вместо него. За убийство, совершенное вооруженной шайкой, положен вергельд в 600 солидов. Характерно при этом распределение ответственности междусоучастниками преступления.
Если жертва получила три раны или больше, то считалось, что в действительности произошло три убийства. Вследствие этого счета из напавшей на человека шайки брали трех человек, каждый из которых должен был уплатить стандартный вергельд, затем еще трех, которые платят по 90 солидов, и еще трех, платящих по 45 солидов.
Существует множество толкований этой системы подсчета. Согласно шведским законам средневекового периода, в подобных случаях в качестве убийцы преследовался только один человек. Именно ему и присуждался основной стандартный штраф в 40 марок. Однако суд одновременно выбирал для оштрафования еще одного человека из банды, который платил штраф как подававший советы, а также третьего человека из банды как соучастника, державшего жертву в тот момент, когда ее убивали. По некоторым обобщениям, та же мысль послужила принципом определения наказания за убийство шайкой в Салическом законе, который небезосновательно увеличивает санкцию за убийство бандой.
Право собственности по СЗ.
Салическая правда (ок. 510 г.) представляет собой запись древних обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом и Салическим законным пактом, состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.
Салический закон — это не сборник политических законов, поскольку в нем нет законоположений онаследовании трона, о пережитках язычества или о защите христианской веры. Сборник написан на латыни, и это давало возможность заимствований из римских правовых конструкций при общей неприкосновенности и сохранности старого доброго права (т.е. народных правовых обычаев). Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.
Сборник включает 65 статей (первая редакция):
перечень наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу;
порядок перехода собственности (ст. 46 первой редакции);
порядок наследования (ст. 49 первой редакции).
Судебник предназначался в качестве руководства в судебном разбирательстве, более надежного, чем правовой обычай, поскольку обычаи могли варьировать от местности к местности (ср. древнерусское "что ни город, то норов"). Достоинством письменного закона было то, что он в состоянии вобрать наиболее распространенные и наиболее приемлемые из существующих правовых обычаев. У него всегда одна и та же форма, не поддающаяся грубым искажениям с той или другой стороны.
Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3—6 местах) сочетаются в некоторых редакциях (всего дошло около 350 списков) с искажениями и вставками переписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специальными королевскими установлениями — капитуляриями, эдиктами, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладающая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсутствуют обобщающие отвлеченные понятия, например понятия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожности и др.
Имущественные отношения по Салической правде
Главы, относящиеся к области гражданского права франков, регулируют порядок:
возврата похищенных или утраченных (потерянных) вещей;
продажи спорного имущества.
В последнем случае продавцов спорного имущества вызывают на заседание в срок от 40 до 80 дней в зависимости от расстояния, а покупателя устраняют из дела. Продавец спорной вещи платит возмещение и возвращает полученную от покупателя сумму. Если продавец, вызванный в суд для очистки намерений покупателя, не является, то он осуждается заочно. Так же поступали и древние греки.
Два вида договорных обязательств:
относительно вещей;
относительно устных договоренностей, основанных на доверии.
В первом случае кредитор при свидетелях обязан принуждать должника к выполнению обязательств 3 раза с промежутками в семь ночей. Каждое из таких требований подвергает должника штрафу в 3 солида. Затем следует обращение в суд, и если должник все же упорствует в исполнении обязательств, то он приговаривается к платежу суммы долга и еще к 15 солидам штрафа независимо от 9 солидов, уже наложенных вследствие трехкратного неисполнения. Таким образом, исполнение даже обычных договоров обеспечивалось карательным иском. Возвращение суммы составляет лишь добавление к наказанию. И это осталось от первобытного правового обычая. У греков и римлян должник, отрицающий свой долг, приговаривался к штрафу в двукратном, а иногда даже трех- и четырехкратном размере по отношению к сумме долга.
Другой вид исполнения обязательств тоже связан с возможностью принуждения, но в ином порядке. По прошествии срока кредитор отправляется к должнику в дом вместе со свидетелями и требует платежа. Если следует отказ, должник платит штраф 15 солидов. Потом через каждые девять дней следуют три требования, заявляемые уже в собрании и повторяемые всякий раз у должника на дому. Новое уклонение от платежа налагает на должника каждый раз новый штраф по 3 солида.
Еще при первом требовании кредитор получает право на протест в присутствии свидетелей против всякого платежа кому-либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор идет к графу, который вместе с ним и семью рахинбургами отправляется в дом должника, арестовывает его имущество и передает кредитору имущество, соразмерное сумме долга. Третья часть штрафа идет в пользу графа в качестве фредуса (штрафа за нарушение мира).