Тема №6: Участие прокурора в рассмотрении дел судами

форма проведения (деловая игра)

№ п/п Вопросы Код компетенции (части)
1. Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства. ПК-8
2. Участие прокурора в стадии подготовки к судебному заседанию. ПК-10
3. Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции. ПК-3, 5
4. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной и кассационной инстанции. ПК-6
5. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции. ПК-8
6. Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел. ПК-10

Тема 7. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Международное сотрудничество и иные направления деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации

Форма проведения (работа в малых группах «Решение задач»)

№ п/п Вопросы Код компетенции (части)
1. Сущность, цели и участники координационной деятельности. ПК-3, 5
2. Формы координации и взаимодействия правоохранительных органов. ПК-6
3. Правовые и организационные основы повышения роли прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. ПК-8
4. Понятие, значение и содержание уголовного преследования, осуществляемого прокуратурой. ПК-10
5. Понятие и виды обращений граждан в органы прокуратуры. Работа органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений граждан. ПК-3, 5
6. Особенности правотворческой деятельности прокуратуры. ПК-6
7. Понятие и содержание участия прокуратуры в заседаниях федеральных государственных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, негосударственных органов. ПК-8
8. Содержание, значение и формы международного сотрудничества прокуратуры РФ. ПК-10

2. Критерии оценки:

Критерии Оценка
полное понимание поставленного вопроса, логичность и последовательность ответа на вопрос; развернутый ответ с практическими примерами «отлично»
полный и логически правильный ответ на вопрос, но не сформулированы примеры по рассматриваемому вопросу «хорошо»
частичное понимание сути вопроса «удовлетворительно»
непонимание вопроса, ответ с наличием грубых ошибок в ответе либо нет ответа на вопросы «неудовлетворительно»

Составитель_______________________/Рогава И.Г.

подпись

«____» ___________2016 г.

Зав. кафедрой_______________________/Гаврицкий А.В.

подпись

«____» ___________2016 г.

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Ростов-на-Дону)

Кафедра уголовно-процессуального права

Комплект заданий для контрольной работы

по дисциплине «Прокурорская деятельность»

1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):

профессиональные (ПК):

способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10).

Вариант 1.

1. Сущность и значение прокурорского надзора.

2. Задача.

Прокурор, участвующий в заседании суда первой инстанции, рассматривающего гражданское дело, потребовал протокольно зафиксировать свое предостережение суду, которым он предупреждал суд, что в случае отклонения его предложения и вынесения им иного решения, он принесет протест на это решение.

Оцените правомерность поведения прокурора.

Вариант 2.

1. Предмет и средства прокурорского надзора за реализацией законов судебными приставами.

2. Задача.

Прокурор Н-ского района принес кассационный протест на приговор суда того же района. Судебная коллегия по уголовным делам Н-ского областного суда удовлетворила протест прокурора – отменила приговор и прекратила уголовное дело. В последующем президиум областного суда отменил определение судебной коллегии по уголовным делам, поскольку прокурор не имел права обращаться туда с протестом на приговор, разъяснив, что в дальнейшем дело может быть рассмотрено лишь в надзорном порядке, так как приговор вступает в силу одновременно с оглашением его постановления по делу.

Оцените с точки зрения соответствия закону действия и решения прокурора района, судебной коллегии по уголовным делам и президиума областного суда.

Проанализировать УПК РФ и составить перечень актов прокурорского надзора (участия прокурора) в уголовном процессе со ссылками на статьи закона.

Вариант 3.

1. Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры.

2. Задача.

Рассматривая жалобу обвиняемого в совершении преступления гражданина Н. о неправомерном содержании его под стражей сверх установленного законом срока, прокурор не нашел основания для его освобождения из-под стражи, поскольку начальник следственного изолятора устно проинформирован следователем о том, что в ближайшее время будет решен вопрос о продлении срока содержания гражданина Н. под стражей.

Обоснована ли жалоба гражданина Н. и правомерны ли действия следователя, начальника следственного изолятора и прокурора?

Вариант 4.

1. Понятие и система направлений деятельности прокуратуры.

2. Задача.

Прокурор Н-ской области обратился в областной суд с заявлением о признании несоответствующим федеральному законодательству ряда положений Устава области. Суд отказался рассматривать заявление прокурора, отметив, что данный вопрос может быть рассмотрен и разрешен лишь уставным судом области.

Проанализируйте эту ситуацию с точки зрения соответствия закону.

Вариант 5.

1. Понятие и система отраслей прокурорского надзора.

2. Задача.

Прокурор Н-ской области получил несколько жалоб на бездеятельность прокурора района, который в течение длительного времени не реагирует на заявления о совершении ряда должностных преступлений ответственным работником администрации местного самоуправления этого же района. Сославшись на то, что работники областной прокуратуры и так сильно перегружены работой, он все жалобы направил для разрешения тому же прокурору района, потребовав от него в течение месяца разрешить вопросы, указанные в этих жалобах, и проинформировать его об этом.

Соответствует ли закону реакция прокурора области на полученные им жалобы?

Вариант 6.

1. Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона.

2. Задача.

При рассмотрении гражданского дела суд проигнорировал ходатайство истца. Истец настаивал, чтобы его ходатайство было зафиксировано в протоколе судебного заседания, а судья либо удовлетворил его, либо официально отказал в его удовлетворении. Не сделав ни того, ни другого, судья попросила секретаря судебного заседания отсесть подальше от истца, чтобы тот не видел, как ведется протокол судебного заседания, а истцу пригрозил удалением из своего кабинета, где рассматривалось дело, за нарушение порядка. Участвующий в судебном заседании прокурор не проронил по этому поводу ни одного слова. Впоследствии он объяснил свое поведение тем, что не обладает надзорными полномочиями в области осуществления судами правосудия.

Дайте правовую оценку бездействию прокурора. Как он должен был среагировать на поведение судьи?

Вариант 7.

1. Предмет и средства прокурорского надзора за реализацией законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

2. Задача.

На имя прокурора Н-ской области поступило заявление о возбуждении уголовного дела по факту, который заявитель посчитал преступным и которым ему был причинен материальный и моральный ущерб. К заявлению были приложены документы, подтверждающие, по мнению заявителя, его правоту. Спустя месяц, заявитель получил письмо за подписью помощника прокурора области, в котором ему было рекомендовано обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Правильно ли поступили прокурор области и его помощник? Каков порядок реагирования на заявления и сообщения о совершенных преступлениях?

Вариант 8.

1. Понятие и система актов прокурорского надзора.

2. Задача.

Присутствующий на заседании законодательного собрания Н-ской области прокурор области попросил слово в порядке обсуждения законопроекта, рассматриваемого во втором чтении, сославшись на то, что имеет право обращаться в законодательное собрание с инициативой о принятии законов. Председательствующий на заседании не решился этого сделать без согласия законодательного собрания, сославшись, в свою очередь, на то, что прокурор обладает лишь правом присутствовать на его заседаниях. Вопрос о предоставлении прокурору права выступить был поставлен на голосование. Большинством голосов принято решение об отклонении просьбы прокурора.

Правильно ли поступили законодательное собрание и председательствующий на его заседании? Как вправе среагировать на данную ситуацию прокурор области?

Вариант 9.

1. Предмет и средства общего прокурорского надзора.

2. Задача.

Осуществляя проверку законности деятельности ректората государственного университета, прокурор Н-ской области потребовал предоставить в его распоряжение документы, содержащие информацию о поступивших в университет в текущем году студентах, о том, кто из них поступил на бюджетные (бесплатные), а кто на внебюджетные (платные) места, об оприходовании и дальнейшем использовании денежных средств, поступивших на банковский счет университета в порядке оплаты образовательных услуг. В ответ проректор университета, исполнявший обязанности ректора, сославшись на то, что не может согласовать свое поведение с ректором, находящимся в отпуске, и что запрашиваемая информация является секретной, письменно отказал в удовлетворении требования прокурора.

Дайте правовую оценку ситуации. Как вправе на нее среагировать прокурор.

Вариант 10.

1. Предмет и средства прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

2. Задача.

Губернатор Н-ской области, выступая по местному телевидению, предал гласности материалы уголовного дела, расследование которого еще не окончено, предоставленные ему по его требованию заместителем прокурора одного из районов области, который никого из своих руководителей не поставил об этом в известность.

Дайте правовую оценку действиям заместителя прокурора района и губернатора области.

Составить проект предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона.

2. Критерии оценки:

Критерии Оценка
вопросы раскрыты полно зачтено
использован устаревший материал; контрольная работа не носит самостоятельного характера не зачтено

Составитель_______________________/Рогава И.Г.

подпись

«____» ___________2016 г.

Зав. кафедрой_______________________/Гаврицкий А.В.

подпись

«____» ___________2016 г.

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Ростов-на-Дону)

Кафедра уголовно-процессуального права

Задание для мозгового штурма

по дисциплине «Прокурорская деятельность»

1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):

профессиональные (ПК):

способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10).

№ п/п Контролируемые темы дисциплины Контролируемые компетенции (или их части)** Задание для мозгового штурма
Тема 2: «Система органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации» ПК-3, 5, 6, 8, 10 Назвать систему органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации

2.Критерии оценивания:

Критерии Оценка
Полно усвоил учебный материал; проявил навыки анализа, обобщения, критического осмысления и восприятия информации, публичной речи, аргументации, точно использовал терминологию; иллюстрировал теоретические положения конкретными примерами, высказывал свою точку зрения. «отлично»
Критерии в основном те же, что и на 5 баллов, но при этом допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации. «хорошо»
Показал общее понимание вопроса, высказывал свою точку зрения; демонстрировал умение анализировать, навыки публичной речи, однако неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании терминологии. «удовлетворительно»
Не принимал участия в мозговом штурме, допущены грубейшие ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации. «неудовлетворительно»

Составитель_______________________/Рогава И.Г.

подпись

«____» ___________2016 г.

Зав. кафедрой_______________________/Гаврицкий А.В.

подпись

«____» ___________2016 г.

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Ростов-на-Дону)

Кафедра уголовно-процессуального права

Наши рекомендации