Комплексные комиссионные экспертизы
Экономическая экспертиза
состоит в исследовании экспертом на основе специальных знаний в области экономики с целью установления фактического состояния и обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного решения дела, возникшего в процессе правоотношений.
Экономическая экспертиза основывается на исследованиях, проведенных с помощью ФСА, ABC и других методов анализа, для раскрытия причинных связей, обусловивших конфликтные ситуации в хозяйственных операциях и процессах как по выпуску товарной продукции, ее качеству, так и по вопросам экономической деятельности фирмы-производителя.
Товарная экспертиза. Основная задача товарной экспертизы - защита потребителя от некачественной товарной массы. Товарная экспертиза подразделяется в зависимости от объектов на экспертизу продовольственных и экспертизу непродовольственных товаров. В процессе экспертизы товаров определяют:
соответствие показателей качества действующим государственным стандартам, договорным условиям;
факт снижения сортности товаров в процессе производства и транспортировки;
степень соответствия качества товара цене реализации;
правильность понижения цены реализации товаров;
причины брака товаров;
обоснованность списания товаров и т.п.
Технологическая экспертиза. Базовой задачей технологической экспертизы является установление оптимальности и перспективы производства конкретной продукции. Технологическая экспертиза исследует технологию обработки сырья, полуфабрикатов и изделий, изготовления продукции; соответствие продукции технологическим режимам и нормативам по количественному и качественному состоянию. Эта экспертиза изучает последовательность технологических процессов, методы их выполнения, определяет правильность выбора необходимого оборудования, приспособлений, моделей, инструмента, расположения производственных мощностей и др.
Судебно-правовая экспертиза. Ее задачей является укрепление законности и правопорядка в демократическом государстве. Судебно-правовая экспертиза - это исследование, проводимое экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, для установления по материалам уголовного или гражданского дела фактических данных и обстоятельств.
Федеральный закон РФ № 99-ФЗ от 04.05.2011 о лицензировании отдельных видов деятельности
Федеральный закон РФ №73-ФЗ от 31.05.2001 о государственной судебно-экспертной деятельности
Извлечения из Уголовного процессуального кодекса РФ № 174-ФЗ
Извлечения из Уголовного кодекса РФ № 63-ФЗ
Извлечения из Кодекса РФ об административных правонарушениях
Извлечения из Гражданского процессуального кодекса РФ № 138-ФЗ
Извлечение из Арбитражного процессуального кодекса РФ № 95-ФЗ
Приказ Минюста РФ №237 от 27.12.2012
Приказ МВД РФ № 511 от 29.06.2005
Приказ Минюста №347 от 20.12.2002 года
Вопрос
Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.
Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности
Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности
Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
медицинский стационар - государственное медицинское учреждение, а равно его отделение, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов;
психиатрический стационар - государственное психиатрическое учреждение, а равно психиатрическое отделение государственного медицинского учреждения, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов, - разновидность медицинского стационара;
судебно-психиатрический экспертный стационар - психиатрический стационар, специально предназначенный для производства судебно-психиатрической экспертизы;
руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также - руководитель) - директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;
судопроизводство - регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия;
судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;
заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;
образцы для сравнительного исследования - объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;
повреждение объекта исследования - изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований.
Вопрос
Внесудебная экспертиза — исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле для разрешения вопросов, возникающих в правоотношениях между субъектами права, с целью разрешения спорных ситуаций, установления интересующих фактов. Внесудебная экспертиза не связана с судопроизводством, сфера её применения — гражданские правоотношения. Однако она может являться основанием для судебного разбирательства или возбуждения уголовного дела, если в ходе её проведения будут установлены достаточные для этого факты. Данная экспертиза не имеет особого правового статуса, поэтому её инициатором может быть любое физическое или юридическое лицо, а порядок её проведения имеет свободный характер. Как правило, производство внесудебных экспертиз осуществляется на возмездной основе, специализирующимися на этом независимыми экспертными организациями или негосударственными экспертами. В отличие от судебных экспертиз, лицо проводящее внесудебную экспертизу, не несёт уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В случае ошибки в выводах внесудебной экспертизы, лицо (лица), производящее её несут гражданско-правовую ответственность, выражающуюся в компенсации материального и морального вреда, потерпевшим от данной ошибки лицам.
Внесудебную экспертизу проводят обычно в следующих случаях:
§ во-первых, когда лицо, заявившее о ее проведении, не хочет доводить спорное дело до суда с целью сокращения сроков разрешения претензии и минимизации затрат, иногда в таких случаях экспертное учреждение с целью установления истины обращается сразу обе стороны;
§ во-вторых, когда уже в судебном процессе или при расследовании уголовного дела сторона ходатайствовала о назначении экспертизы, в том числе дополнительной или повторной, но в ее проведении по каким-либо причинам было отказано;
§ в-третьих, когда лицо, заявившее о ее проведении, напротив, намеревается подавать в суд и рассчитывает приложить результат ее проведения к исковому заявлению с целью обоснования своих требований.
Таким образом, сформулируем основные отличия судебной экспертизы от внесудебной:
§ Судебная экспертиза проводится только по назначению судебных, следственных органов или органов дознания;
§ Судебная экспертиза проводится экспертом, права и обязанности которого закреплены законодательством;
§ Документ, отражающий ход и результат проведенного экспертом исследования, именуется Заключением эксперта;
§ К Заключению эксперту законодательством предъявляются определенные требования.
§ Внесудебная экспертиза(в т.ч. независимая экспертиза) состоит из:
- ведомственной экспертизы (заключение ведомства) – исполняется органами государственной власти или органами местного самоуправления, исполнитель руководствуется общеизвестными нормативно-правовыми актами или малоизвестными подзаконными ведомственными актами;
- вневедомственные экспертизы – исполняются независимыми экспертами экспертных организаций. Независимый эксперт в первую очередь независим от государственного органа исполняет экспертизу по методике позволяющей провести экспертизу несколько раз и выдающую проверяемый результат.
Цель независимой экспертизы (консультация специалиста, рецензия) – неожиданный разворот рассматриваемого спора к нужному Вам результату (руководствуйся ст 188 ГПК РФ ).
§ Заключение независимого эксперта (заключение специалиста) выражающее Ваше мнение – «ценный гвоздь вбитый» в материалы судебного дела, помогающий провести подготовку к судебному заседанию и закрепляющий Вашу позицию в судебном процессе.
Только так можно повлиять на результат судебного процесса.
§ Виды экспертиз:
§ Строительные экспертизы
-Обследование зданий и сооружений;
-Строительная экспертиза о разделе домовладений, зданий и пр.;
-Экспертиза качества выполненных (проведенных) строительных работ;
-Экспертиза причин аварии строительных объектов;
-Экспертиза нарушений при проведении строительных работ;
-Экспертиза обоснованности проектной документации;
-Экспертиза качества сметной документации;.
Технологические экспертизы
-Экспертиза промышленного (торгового) оборудования;
§ -Экспертиза производственных комплексов и технологических линий;
§ -Экспертиза подъемных машин и механизмов;
§ -Экспертиза тракторов, гусеничных машин;
§ -Экспертиза строительной техники, агрегатов, котлов и пр. оборудования.
Автотехнические экспертизы
§ -Определение стоимости ремонта любого транспортного средства;
§ -Исследование тех. состояния любого транспортного средства;
§ -Экспертиза обстоятельств ДТП;
§ -Транспортно – трасологическая экспертиза.
Вопрос
Государственное судебно-экспертное учреждение —
учреждения судебной экспертизы Минюста (Российский федеральный центр судебной экспертизы, региональные центры и лаборатории судебных экспертиз); судебно-экспертные учреждения (Бюро судебно-медицинских экспертиз) и специализированные подразделения (эксперты и комиссии экспертов) Минздрава РФ, созданные для производства судебных экспертиз по заданию правоохранительных органов. Функции г.с.-э.у. осуществляют также экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП, ЭКГ) МВД, ФСБ, ФТС, судебно-медицинский центр и лаборатории МО России.
Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.
Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.
Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
7 вопрос Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
Статья14Руководитель обязан:
по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Руководитель не вправе:
истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
Руководитель вправе:
возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;
ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;
требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:
1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;
2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;
3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.
9 вопрос
Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
Важная часть Постановления посвящена проведению экспертиз негосударственными экспертными учреждениями, так как деятельность негосударственных экспертных учреждений в законодательстве не отражена.
Согласно положениям части 2 статьи 195 УПК РФ судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными познаниями.
Данное Постановление дало определение понятий государственных судебно-экспертных учреждений, иных экспертов.
К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях. Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Вместе с тем, если в квалификации экспертов государственных судебно-экспертных учреждений сомнений не возникает, так как они занимают свои должности согласно аттестации, то с негосударственными экспертами дело обстоит сложнее. Отсутствие правовой регламентации судебно-экспертной деятельности негосударственных экспертов влечет за собой то, что в качестве таковых могут привлекаться лица, хотя и имеющие специальное образование, но не обладающие всем необходимым комплексом знаний и практических навыков в данной отрасли судебной экспертизы. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам, что при поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, необходимо предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем необходимо указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения.
Одним из обязательных требований к заключению эксперта в соответствии с п.5 ч.1 ст.204 УПК РФ является указание в нем сведений о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Отсутствие таких сведений влечет признание заключения недопустимым доказательством.
Каких-либо сложностей не возникает, когда исследование поручается судебно-экспертному учреждению, поскольку обязанность по разъяснению эксперту прав и обязанностей, а также предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, получение подписки в соответствии со ст.14 Закона № 73-ФЗ и в силу ч.2 ст.199 УПК РФ возложена на руководителей соответствующих учреждений. В части 4 ст.199 УПК РФ прямо предусмотрены обязанности следователя вручить постановление и необходимые материалы эксперту и разъяснить ему права и ответственность, предусмотренные ст.57 УПК РФ, однако соответствующих обязанностей суда для случаев, когда судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, в законе не установлено.
Однако поскольку ч.1 ст.11 УПК РФ содержит указание на обязанность суда разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, то в Пленуме уточняется, что в случае производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьей 57 УПК РФ, возлагается на суд, принявший решение о назначении экспертизы.
Перед экспертом не могут быть поставлены вопросы, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора или суда. Вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение по ним не могут выходить за пределы его специальных знаний. Постановка перед экспертом правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место – убийство или самоубийство), как не входящих в его компетенцию, не допускается.
Вопрос
Государственный судебный эксперт —
является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей
Прежде всего – государственный эксперт – это работник государственной организации, то есть специализированного учреждения федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, негосударственный – соответственно работник негосударственной организации.
Статус государственного эксперта и требования к нему установлен законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности» (от 31.05.2001 года № 73-ФЗ), конкретно статьями 12 и 13.
Для того, чтобы стать таким работником, эксперт должен иметь высшее образованием получить дополнительное экспертное образование по конкретной экспертной специальности. Требование о наличии высшего образования не распространяется на экспертов системы МВД – для них достаточно среднего образования в области судебной экспертизы.
Уровень квалификации экспертов и их возможность самостоятельно производить экспертизы определяются специальными аттестационными комиссиями. Аттестация проходится экспертом один раз в пять лет.
Аналогичных требований именно для негосударственных экспертов в законодательстве не содержится.
Но, поскольку негосударственный эксперт должен быть прежде всего специалистом, подтверждается это прежде всего дипломом о высшем специальном образовании, поэтому негосударственный судебный эксперт – это специалист с высшим специальным образованием.
Кроме того, во многих отраслях предусмотрено постоянно подтверждение квалификации, периодическое повышение квалификации (врачи, учителя, строители и прочие). Однако законодательного требования к такому повышению квалификации или аттестации для негосударственных судебных экспертов не предусмотрено.
Такие требования могут быть предусмотрены уставами саморегулируемых организаций, в которых состоит эксперт или экспертная организация, либо некоммерческих организаций.
Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту
Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.
Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
Вопрос
Статья 17. Права эксперта
Эксперт вправе:
ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
Эксперт также имеет права, предусмотренные, соответствующим процессуальным законодательством.
Эксперт - административная ответственность:
Установлена административная ответственность за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. При этом эксперты, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Соответственно читаем:
Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2-х лет
Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1-го года до 2-х лет; (внимательно читаем, что понимается под грубым нарушением в КОАПе РФ, в законе о лицензировании и в положении о лицензировании - выдержки ниже)
Эксперт - уголовная ответственность:
наступает в случае, если указанное деяние могло повлечь смерть человека, повлекло причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или смерть человека, двух и более лиц по неосторожности.
Соответственно читаем "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.01.2014):
"Статья 217.2. Заведомо ложное заключение экспертизы промышленной безопасности (введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ)
1. Дача экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового."
Экспертная организация - административная ответственность:
Установлена административная ответственность за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.
Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. (внимательно читаем, что понимается под грубым нарушением в КОАПе РФ, в законе о лицензировании и в положении о лицензировании - выдержки ниже)
Все эти санкции (штрафы специально написал цифрами, чтобы можно было сравнить со стоимостью экспертизы) необходимо иметь в виду экспертам и директорам экспертных организаций при подписании каждого заключения экспертизы промышленной безопасности, содержащего выводы о дальнейшем сроке эксплуатации.
12воопросс. Участие в гражданском процессе эксперта.
Специалисты, обладающие знаниями в области той или иной отрасли науки, искусства, техники, строительства, ремесла, привлекаемые судом для исследования фактических обстоятельств дела, называются судебными экспертами.
Экспертиза - исследование экспертами на научной основе представленных судом объектов с целью извлечения сведений о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела, совершаемое в определенном процессуальном порядке и с соблюдением постановленных в процессуальном законе правил.
В судопроизводстве по гражданским делам чаще всего назначается судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, судебно-товароведческая, криминалистическая экспертиза и некоторые другие.
С учетом характера экспертного исследования и объема экспертной работы судом (судьей) может быть назначена по делу комиссионная экспертиза (проводится несколькими экспертами одной специальности) либо комплексная экспертиза (проводится несколькими экспертами разных специальностей).
Экспертиза назначается определением суда или судьи. Экспертиза может быть поручена не только сотрудникам экспертных учреждений, но и специалистам организаций, в функции которых не входит выполнение экспертиз.
Согласно ст. 7 Федерального закона Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Статья 85 ГПК РФ определяет обязанности и права эксперта, к обязанностям относятся:
- Эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и докум