Структура индивидуального морального сознания.

Уровни нравственного сознания:

•Психологический;

•Идеологический.

Психологический уровень:

1) Бессознательное:

•В бессознательном проявляются остатки инстинктов, естественныенравственные законы, психологические комплексы и другие феномены.

•Бессознательное по большей частиимеет врождённый характер, но оно может предстать и как целая системасформированных уже жизнью комплексов, которые в значительной степенивлияют на выбор зла.

2) Нравственные чувства:

•К нравственным чувствам относятся чувства любви, сострадания, благоговения,стыда, совести, ненависти, злобы и др.

•Нравственные чувства отчасти являются врождёнными, т.е. присущимичеловеку от рождения, данные ему самой природой, а отчасти онисоциализуемы, воспитуемые.

•Уровень развития нравственных чувств субъекта характеризует нравственную культуру данного субъекта.

Идеологический уровень:

Нормы,

Принципы,

Идеи,

теории.

1) Нравственная норма:

•правило действий человека, сформулированное его разумом на основе техили иных моральных ценностей.

•определённое требование к поведению субъекта по реализации той или иной ценности, поэтому количеств нравственных норм и принципов неограниченно.

•они предполагают и особого субъекта, т.е. субъекта, выбор которогохарактеризуется чистотой мотива, что заставляет субъекта «подняться» над обстоятельствами, сделать «прорыв» условий, необходимых связей, «опутывающих» его.

•имеют всеобщим характером, обращены ко всем людям.

•имеют внеинституциональный характер- санкции за исполнение или нарушение нравственных норм накладываются не социальными институтами, как в праве, где подобная функция сохраняется за государством, анравственным сознанием самого субъекта и общественным мнением.

2) Нравственные принципы:

•наиболее общие нормы.

•возникает проблема отбора наиболее значимых принципов.

•особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческиепринципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Нелжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своейзначимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другомучеловеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

•широкую известность получили важнейшие принципы христианской морали, аименно принципы любви: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающихвас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящихвас»; « Люби Бога больше себя, а другого человека как самого себя».

Структура общественного морального сознания.

Обыденное моральное и теоретическое моральное сознание. Первое стихийно возникает (в зачаточном виде) еще в первобытном обществе. Второе складывается (в значительной мере целенаправленно) с отделением умственного труда от физического, с появлением профессий, представители которых специально рассматривали различные проблемы нравственной жизни, занимались обучением и воспитанием молодежи (это священнослужители, философы, учителя и т.д.). В теоретическом моральном сознании центральное место занимает нравственная философия (этика).

Билет 5

Поступок, поведение, бездействие (их мотивация и внешнее отражение) как формы проявления моральности или аморальности. Природа нравов и нравственных отношений. «Гамлетизм» как тип поведения.

Поступок.

Поступок — сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность — в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок — основная единица поведения социального. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен:

•действием или бездействием;

•позицией, высказанной в словах;

•отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;

•действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины.

Поведение.

Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.

Бездействие.

Бездействие - виновное, противоправное поведение, выражающееся в несовершении общественно полезного действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей. Эти обязанности могут вытекать из предписаний закона, профессиональных и должностных функций.

Нравственность.

Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Гамлетизм».

Пребывание в постоянных сомнениях. Противоречивость в мыслях и поступках человека.

Билет 6

Моральные аспекты соотношения цели и средств. Аморальность иезуитизма. Противоречивость социальной позиции «донкихотства».

Соотношение цели и средств.

Поскольку тому, кому отказывают в праве применять нужные средства, бесполезно и право стремиться к цели, то из этого следует, что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии сохранить себя.

— Томас Гоббс, «О гражданине»

Аморальность иезуитизма.

Иезуитизм (иезуитство) — антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, иерархической организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации.

Эта мораль предписывала любой безнравственный поступок (оправдывая его «благой целью»), включая политические интриги и убийства, клятвопреступление и двусмысленные толкования слов, при условии, что все это совершается «ради вящей славы господней», т. е. способствует упрочению католицизма.

«Цель оправдывает средства» — этот моральный постулат, приписываемый основателю ордена иезуитов И. Лойоле, в дальнейшем становится практическим принципом иезуитизма (церковного и светского) и используется как в достижении эгоистических личных целей, так и в области партийной (фашизм) и государственной политики (прошлые монархическо-бюрократические и совр. буржуазные тоталитарные государства).

Донкихотство».

Наши рекомендации