Запрет на пропаганду войны, на подстрекательство к дискриминации и насилию
В первых числах июня 2002 года на двух улицах города были размещены плакаты «Бей жидов!» и «Смерть жидам!» с муляжами взрывных устройств. Но Воронежское ГУВД отказалось от расследования дела о размещении плакатов антисемитского содержания, т.к. минирования не было. «У нас есть дела и посерьезнее», - заявил сотрудник ГУВД Василий Дешевых – источник www.izv.info.ru
Еще одним примером подстрекательства к дискриминации и насилию стала расклейка, проведенная Русским Национальным Единством (РНЕ). Она включала в себя листовки следующего содержания: «Уважай Россию или уезжай!», «Русь святая помни веру православную!», на всех листовках размещены свастикообразные символы коловрат. Также проведена расклейка агитационных объявлений, в которых говорится о возобновлении пикетов РНЕ каждое воскресенье у гарнизонного Дома офицеров (самый центр города).
Основной скандал месяца был связан с антисемитскими высказываниями журналистов и редактора газеты городской администрации «Берег». На что немедленно последовала негативная оценка этих публикаций в других воронежских газетах, среди которых Известия от 5 июня «Воронеж заминировали антисемиты», Новая газета в Воронеже «Воронеж коричневый», Воронежский курьер «Антисемитизм как форма душевной болезни» № 70.
АИФ Черноземье[27] опубликовал заявление воронежских правозащитников (Межрегиональная правозащитная группа):
«Статья «О чем не сказал Солженицын» в газете «Берег» № 22 с нашей точки зрения носит провокационный и антисемитский характер. Активное использование языка вражды и ссылки на антисемитские фальшивки («Протоколы сионских мудрецов» и т.д.) явным образом свидетельствуют о том, что автор статьи сторонник ксенофобии и дискриминации по национальному и религиозному признаку. Утверждение автора, что Талмуд пропагандирует преступления против иноверцев, является неприкрытой попыткой посеять религиозную и национальную рознь.
Еще большую озабоченность вызывает редакционная статья Святослава Иванова в «Береге» № 24, в которой последний не только оправдывает Владимира Стрыгина, автора статьи «О чем не сказал Солженицын», но и делает ряд весьма очевидных в своей нетерпимости заявлений. Ссылаясь на весьма спорных авторов, которые активно используются различными антисемитскими организациями для оправдания своей позиции (см. газета «Я – Русский!» Народно-национальной партии, журнал нация и газета «Штурмовик» Национально-социальной партии и т.д.), Святослав Иванов утверждает, что антисемитизм необходим евреям для проведения собственной политики. В финале статьи автор вновь обращается к языку вражды, формулируя свое политическое кредо: «Я за евреев, но против жидов».
Газета «Берег» давно известна своими националистическими материалами и неоднократно выступала с оправдательными статьями о Русском национальном единстве (РНЕ), Народно-патриотическом фронте «Память» и др. В данный момент «Берег» является официальным органом городской администрации Воронежа. Складывается впечатление, что либо администрации города все равно, что публикуется в ее официальной прессе, либо – что она разделяет позицию Святослава Иванова и публикуемых им авторов.
Газета городской администрации «Берег» разместила ответ на заявление Межрегиональной правозащитной группы, в котором обвинила последнюю в получение финансирования из-за рубежа и в развязывании «грязной» кампании против «Берега». Сама же городская администрация никак не заявила о своей позиции по поводу ситуации вокруг газеты «Берег».
Немногим позже газета городской администрации «Берег»[28] в разделе «Полемика» разместила две статьи. Первая – «Какой же я антисемит?» - ответ г-на Стрыгина на публикации в воронежской прессе и заявление воронежских правозащитников. Используя такие выражения как «иудейский антихристианский экстремизм» г-н Стрыгин оправдывает черносотенцев и, в очередной раз ссылается на «Протоколы сионских мудрецов». Вторая статья г-на Карабанова также является ответом на публикации в воронежской прессе и, также (sic!) является оправданием «Протоколов сионских мудрецов» и «русского православного национализма».
В разделе «Поле зрения» все той же газеты «Берег»[29] была размещена разместила статья Леонида Коробкова «Провокаторы от «еврейского вопроса»», в которой, в очередной раз, поднималась тема выгодности антисемитизма для евреев, а также приводились антисемитские высказывания нынешнего начальника ГУВД Воронежской области генерала Александра Дементьева.
Та же газета «Берег» в следующем 31-ом номере (2 августа) в том же разделе «Поле зрения» публикует статью Петра Кузнецова «Железный занавес» - не выход», которая является своеобразным продолжением статьи «Эртильская Месхетия» Елены Саенко.[30] Обе статьи носят откровенный ксенофобский характер, направленный против мигрантов, в первую очередь турок-месхетинцев. Основная суть статей – всех мигрантов нужно убрать из торговли, заставить мести улицы и полоть свеклу.
В это же время пресс-служба ФСБ распространила пресс-релиз, в котором констатирует необходимость принятия жестких мер по контролю над миграцией. Представители национальных общин обвиняются в распространении наркотиков, вовлечении в этот бизнес титульного населения и чиновников. Также национальные общины, прежде всего азербайджанская, дагестанская и чеченская, обвиняются в «фундаменталистских» настроениях и распространении этих настроений среди студентов-мусульман воронежских вузов[31].
В большинстве воронежских печатных изданий прошла информация о создании «Русской культурно-национальной автономии». Организаторами этой структуры выступают Святослав Иванов, редактор газеты городской администрации «Берег» и Дмитрий Нечаев, начальник информационно-аналитического управления городской администрации. Отцы-основатели сразу попытались отмежеваться от радикальных националистов типа РНЕ, но предыдущая деятельность и высказывания С. Иванова вряд ли позволят это сделать. Проблема заключается в том, что теперь националисты будут получать непосредственную поддержку от мэрии Воронежа[32].
Следующей публикацией газеты городской администрации «Берег» в рубрике «Православие» стала статья Владимира Стрыгина «Вторая российская смута и церковь».[33] В материале оправдывается деятельность РПЦ в начале ХХ века, которая провоцировала погромы и репрессии против инакомыслящих. Также одобрительные отзывы получили Союз русского народа, Черная сотня, Братство святителей Митрофана и Тихона. В статье приводятся антисемитские высказывания деятелей РПЦ: «Если жидам, безбожникам и революционерам удастся сломить этот оплот православия (монархию), то они откроют широкий путь к предстоящей погибельной деятельности в мире последнего врага Христова на земле – антихриста».
Перепись населения не осталась без внимания со стороны газеты Воронежской городской администрации «Берег». В № 40 (614) вышла статья «Обмелеет ли русское море?» Святослава Иванова, главного редактора издания. Упомянутая публикация изобилует следующими пассажами: «Первоочередные задачи – признание русских единственной государствообразующей нацией России…», «Временным является засилье евреев в идеологических сферах. Этот информационный еврейский флюс становится все очевиднее, и поэтому он недолговечен» и т.д.
Самым громким событием сентября 2002 года стало осуждение 18-ти летнего Алексея Жигунова по статье 282 УК РФ – Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с угрозой применения насилия. Ему инкриминировали изготовление и распространение листовок, озаглавленных Holocaust News 2002. Содержание листовок примерно следующее – обращение ко всем евреям, арабам и чернокожим «не отравлять воздух на русской земле» и «свалить к себе домой», в противном случае все они будут уничтожены. Распространены эти листовки были в районе университетских общежитий, где проживают иностранные студенты в день рождения Гитлера 21 апреля. При обыске в квартире Жигунова была обнаружена фашистская и националистическая литература. Судя по всему, Жигунов был простым исполнителем действий спланированных другими людьми, которые тоже фигурируют в деле, но вина их не доказана.[34] Наряду с официальной версией журналисты газеты «Комсомольская правда – Воронеж» предполагают, что Жигунов стал просто «козлом отпущения», который был необходим местной милиции и ФСБ для отчета о борьбе с экстремизмом.[35] 25 сентября Жигунов был приговорен к 2 годам условно, также ему было запрещено посещать массовые мероприятия.
10 октября на центральной площади Воронежа прошел митинг организованный Народно-патриотическим союзом России и городским Штабом протестных действий. На митинге были замечено некоторое количество бритоголовых с российскими флагами, которые выкрикивали «Русские – вперед!», а также несколько молодых людей, которые пытались поднять провокационные плакаты «КПРФ – агенты Израиля!» и т.д., но были остановлены участниками митинга. Также было зафиксировано появление нескольких представителей т.н. Русского трудового движения. Александр Андреев (начальник УФСБ по Воронежской области) в своем интервью признал наличие и опасность группировок бритоголовых в городе, но заявил о «незначительности» политических националистов. В частности по поводу РНЕ было сказано, что «и десяти членов не будет»[36].
17 октября на митинге, организованном ФНПР, впервые за последний год появились представители Национал - большевистской партии, которые распространяли газету «Лимонка» и скандировали лозунги в поддержку Лимонова.
В августе в Воронеже прошел крестный ход, организованный Воронежской епархией. В мероприятии участвовало более 200 человек, который прошли от кафедрального Покровского собора до выезда из города на Донскую трассу. По свидетельствам очевидцев самым большим «визуальным объектом» на крестном ходе был штандарт Черной сотни с надписью «Мы русские, с нами Бог», также на выходе из города были развернуты флаги РНЕ с коловратом. Шествие сопровождалось милицией и получило санкцию городских властей.
Одна из скинхэд группировок Воронежа (связанная с московскими скинхэд группировкой «Бригадами 88») выступила с угрозами против воронежских правозащитников. В частности представители РОВД Центрального района заявили о готовящемся нападении на офис Межрегиональной правозащитной группы.
В прошедшем году произошла встреча представителей студенческих землячеств и мэра Воронежа А. Я. Ковалева. Основная тема встречи – преследования иностранных студентов со стороны фашиствующей молодежи и организованных националистов. Среди организованных националистов были отмечены Народно-национальная партия и Национал - большевистская партия (участие НБП в преследовании иностранных студентов не соответствует действительности, во-первых, численность НБП в Воронеже менее 10 человек, во-вторых, воронежские «лимоновцы» стоят на интернационалистских позициях). К сожалению, мэрия отказалась обязать правоохранительные органы «разобраться» с организованными националистами и скинхед-группировками, возложив проблему безопасности студентов на добровольные (!) дружины при ВУЗах (на данный момент успешно действует только одна – дружина «Фемида» при Воронежском госуниверситете, но и она не охватывает все места компактного проживания иностранных студентов). Представители землячеств также отметили частые проявления национальной и расовой нетерпимости со стороны представителей правоохранительных органов[37].
В газете «Коммуна» от 3-го сентября была размещена заметка «Экстремизм – следствие, а не причина» (Владимир Володин). Автор в качестве комментария на проведенный местным «Яблоком» круглый стол по проблеме национализма, а также на их предложение организовать при губернаторе совет по противодействию национальному экстремизму, выдвигает предложение противодействовать пропаганде насилия и жестокости, национализма и ксенофобии в СМИ.
16 августа представители воронежского «Яблока» совместно с другими общественными организациями, в частности Межрегиональной правозащитной группой (МПГ) и Ассамблеей народов Воронежской области, провели круглый стол, посвященный проблеме роста ультраправых настроений в городе. К сожалению никаких конкретных выводов и действий, за исключением письма губернатору политики предложить не смогли. На предложение МПГ включиться в активную антифашистскую кампанию, начало которой было назначено на сентябрь 2002 года, откликнулись только несколько представителей студенческих землячеств[38].
Вечером, 9 мая, на проспекте Революции (он же Большая Дворянская) за исполнение еврейской музыки были избиты уличные музыканты. Одному из них, скрипачу, нападавшие сломали челюсть. По словам другого пострадавшего, во время исполнения “хаванагилы” к ним подошли трое молодых людей и с нецензурной бранью и антисемитскими выкриками потребовали прекратить игру. Однако хулиганы были призваны к порядку прохожими, остановившимися послушать музыку, и на более решительные действия не осмелились. Через два часа (!), когда музыканты собрались уходить и начали зачехлять инструменты, троица “цензоров” напала на них, избила (один из музыкантов потерял сознание от побоев) и скрылась. В Центральном РОВД г. Воронежа по факту нападения возбуждено уголовное дело. [39]
В связи с событиями в московском мьюзекле «Норд-ост» ряд воронежских организаций высказали свое мнение по этому поводу. Общественная организация «Вайнах» (объединяет представителей чеченской диаспоры) осудили террористические действия, но помимо этого заявили: «Вместе с тем настоятельно просим федеральную власть решительно пересмотреть формы и методы по обустройству мирной жизни в Чеченской республике». Представители армянской диаспоры призвали с пониманием отнестись к ужесточению паспортного режима по отношению к «лицам кавказской национальности». Правозащитные (Молодежная правозащитная группа, Молодежное правозащитное движение и др.) и экологические (Экозащита) организации Воронежа выступили с заявлением о недопустимости превращения антитеррористических мероприятий в «антикавказские»[40]. Представители антиглобалистской инициативы АТТАК-Юг заявили, что для предотвращения всплеска «националистической истерии» необходимо мобилизация «всех прогрессивных общественных сил». Также среди ключевых причин терактов называется политика РФ в Чеченской республики и стимуляция ксенофобии на государственном уровне.[41]