Методы криминологического исследования

Среди конкретных методов для проведения исследований преступности используются статистические и социологические методы.

Статистические методы применяются:

1)для цифровой характеристики количественно-качественных показателей преступности;

2)для установления зависимости между преступностью несовершеннолетних и общей преступности и другими социальными процессами (например, между уровнем жизни и преступностью);

3)для дачи прогноза о тенденциях преступности;

4)для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов (например, уровня раскрываемости преступлений).

Статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений о преступности, учтенных и зарегистрированных в документах первичного учета, которые ведутся в правоохранительных органах. Например, в МВД и прокуратуре России к документам первичного учета, содержащим сведения о преступности, относятся:

-статистическая карточка на выявленное преступление (форма №1);

-статистическая карточка о результатах расследования преступления (форма №1.1);

-статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма №1.2);

-статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (форма №2);

-статистическая карточка о движении уголовного дела (форма №3);

-статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерб и изъятия предметов преступной деятельности (форма №4);

-статистическая карточка о результатах судебного рассмотрения (форма №6)

Статистический анализ представляет собой обобщение, сравнение, сопоставление полученных данных между собой.

Среди социологических методов наибольшое распространение получили такие методы как наблюдение (включенное и невключенное), экспертная оценка, социометрия, анализ.

Наблюдение – это непосредственное восприятие самим исследователем и прямая регистрация им фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Изучение документов – распространенный и наиболее надежный метод криминологического исследования.

Опрос как метод криминологического исследования имеет по форме две разновидности: очный опрос-интервью и заочный опрос-анкетирование. И в том, и в другом случае опрос, исходя из конкретной цели исследования, заранее программируется. Составляются вопросник, карточка, анкета, которые после заполнения подвергаются статистической обработке.

Интервью проводится в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются в документе (карточке, справке) интересующие исследователя факты и характеристики. Результативность интервью, получение в ходе его достоверной информации во многом зависят от опыта и искусства исследователя.

Анкетирование – заочный метод опроса. Как правило, оно осуществляется анонимно. Анкетирование существенно экономит время для сбора интересующей исследователя информации, так как одновременно большее количество анкет может заполняться без его непосредственного участия. Для получения достоверной информации следует основательно продумать форму и содержание анкеты. Без преувеличения можно сказать, что успех исследования зависит от методически правильно составленной анкеты.

Соотношение социального и биологического в формировании личности

Преступников

Соотношение социального и биологического в поведении человека не является статичным. В процессе развития организма и общественного развития человека это соотношение изменяется.

1. Развитие человеческого организма. Преобладают биологические факторы. На биологическое развитие индивидуума оказывают влияние 3 фактора:

  1. генетические (наследственные);
  2. экологические (влияние внешней среды);
  3. индивидуальные (образуются под влиянием названных факторов).

В настоящее время наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социально-попожительного или же преступного поведения. Генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно, но при этом о биологическом элементе забывать не следует.

2. В процессе формирования личности биологический элемент выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее.

В процессе формирования личности существенное значение имеют следующие биологические факторы: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.

Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды наличность не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.

3. Зарождение преступного намерения и реализация преступного замысла.

В этом звене взаимодействуют 2 социальных фактора:

  • конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления;
  • личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией.

Это звено ближе всех других стоит к акту преступного поведения.

В поведение человека включаются воля, творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реакции существенное значение имеют особенности биологии человека. Данное звено является реальным показателем соотношения социального и биологического факторов в личности, это соотношение влияет на характер и механизм совершаемого личностью преступления.

Типология личности преступника по степени общественной опасности

Типология личности преступника по характеру антиобщественной

направленности

Типология личности преступника по мотивации

Для того чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и типологии преступников, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания. Прежде всего необходимо отметить, что классификация и типология, при всей их схожести, не одно и тоже.

Типология – это метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

Самым важным отличием классификации от типологии является то что 1 дает описание изучаемого объекта а 2 дает его объяснение.

В Криминологии мотив является важным понятием. Мотив в психологии – это внутреннее побуждение к поведению. Это то ради чего оно осуществляется. В соответствии с мотивами преступного поведения Выделяются типы личности преступников:

1. Корыстолюбивый

Лица, которые совершают прест из корысти, алчности, жадности.

2. Престижный

Лица совершившие преступления ради того чтобы занять в жизни более высокое соц положение, завоевать авторитет, быть на виду

3. Игровой

Лица для кот совершение преступления – игра

4. защищающийся.

Лица с помощью совершения преступления защищаются от действительных или мнимых опасностей угрожающих их жизни, здоровью, чести и тд

5. Насильственный

Лица кот испытывают удовлетворение от того что причиняет другим боль и страдания.

6. Сексуальный.

Лица кот совершают преступления ради удовлетворения сексуальных потребностей. Утверждения своего биологического и психилогического статуса.

Так же по степени общественной опасности:

Абсолютно опасный

Особо опасный

Опасный

Незначительно опасный

Наши рекомендации