Особенности судебного этапа банкротства СО.
1. Возбуждение производства по делу о банкротстве СО не требует предварительного отзыва лицензии на право заниматься страховой деятельностью и согласия органа страхового надзора. Возможно продолжение страховой деятельности должника.
2. В круг лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, включен Рострахнадзор.
3. Продажа имущественного комплекса СОв ходе внешнего управления должна учитывать требования законов, регулирующих страховую деятельность. К покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи страховой случайне наступил. Для клиентов СО происходит замена страховщика, с которым они заключили договор страхования.
4. Покупателем имущественного комплекса СО входеконкурсного производства может выступать только СО, имеющая соответствующую лицензию. Покупатель принимает на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил на дату признания СО банкротом[57].
5. Правовые последствия банкротства СО для ее кредиторов – страхователей (выгодоприобрететелей) зависят от того, наступил ли страховой случайна дату признания СО банкротом. Те договоры, по которым страховой случай не наступил, прекращаются с момента признания страховщика банкротом. При этом страхователи (выгодоприобретатели) имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор, и сроком, в течение которого он действовал[58]. Если страховой случай наступил, страхователи (выгодоприобретатели) вправе требовать страховой выплаты[59].
6. Изменена последовательность удовлетворения требований кредиторов3-й очереди:
– в первую очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
– во вторую очередь – требования по иным договорам обязательного страхования;
– в третью очередь – требования по договорам личного страхования;
– в четвертую очередь – требования иных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
8. Установлены особенности банкротства страховщика по ОСАГО (договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).В случае, если страховая выплата по ОСАГО не может быть осуществлена вследствие применения к страховщику процедуры в деле о банкротстве, в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, производятся компенсационные выплаты:
– не более 160 тыс. руб. в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего,
– 120 тыс. руб. в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего и 160 тыс. руб. – нескольких потерпевших. При этом выплаты уменьшаются на сумму произведенного страховщиком или ответственным за причиненный вред лицом частичного возмещения вреда. Выплаты осуществляются Российским союзом автостраховщиков[60]. Перечисленные положения призваны повысить степень защиты пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, социальную ответственность страховщиков, упростить порядок выплат.
Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг.Понятие профессионального участника рынка ценных бумаг (далее –ПУРЦБ). Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ПУРЦБ – это юридическое лицо, которое осуществляет брокерскую, дилерскую, клиринговую, депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по организации торговли на рынке ценных бумаг.
ПУРЦБ совершает сделки, прежде всего, не с собственным имуществом, а с имуществом своих клиентов. В связи с этим конкурсное право повышает защиту прав клиентов, обеспечивая возврат клиентам их ценных бумаг, а в некоторых случаях и денежных средств; либо передачу ценных бумаг, данных реестров другомуПУРЦБ. Особенности банкротства ПУРЦБ позволяют привлечь иных участников фондового рынка к совместному решению проблем, возникающих в ходе банкротства. Банкротство ПУРЦБ не должно умалить возможности его клиентов по реализации своих гражданских прав. ПУРЦБ отнесены к финансовым организациям, и институт их банкротства имеет «прокредиторскую» направленность. Однако законодатель уделяет ему крайне мало внимания, посвящая только три статьи Закона о банкротстве (ст. 187–189).