Особенности судебного этапа банкротства.
А) Особенности наблюдения:при проведении финансового анализа учитывается действие природных факторов[42], а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ.
Б) Особенности финансового оздоровления: срок завершения процедуры может быть определен окончанием периода сельхозработ с учетом времени, необходимого для реализации продукции; возможно продление срока ФО на 1 год «за пределами максимального двухлетнего срока», если в период ФО происходили природные катаклизмы.
В) Особенности внешнего управления:срок процедуры может достигать двух лет и трех месяцев, определяется и продлевается аналогично сроку ФО.
Г)Особенности продажи имущества СХО в ходе внешнего управления и конкурсного производства. В первую очередь выставляется на торги предприятие в целом. Преимущественное право приобретения имущества имеют лица, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. Для реализации их преимущественного права арбитражный управляющий уведомляет указанных лиц о продаже, опубликовывает информацию о продаже по месту нахождения должника.
Особенности банкротства кредитных организаций. В неплатежеспособном банке замораживаются средства подчас сотен тысяч его клиентов и вкладчиков, результатом чего становятся их убытки, а иногда и банкротство, сбои в расчетной системе, недополучение бюджетами доходов и т.д. Поэтому банкротство КО наносит значительно больший ущерб, чем несостоятельность иных лиц. Процесс банкротства КО имеет большую сложность[43], длительность и стоимость[44]. В случае массовых банкротств КО падает доверие к банковской системе и обусловленный этим отток денежных средств вызывает недостаток кредитных ресурсов. Специфическая структура имущества КО (большой удельный вес привлеченных и заемных средств, денежный характер большинства обязательств, большая доля в имуществе прав требования и ценных бумаг) упрощает «вывод активов» из КО в преддверии ее банкротства. В результате противозаконных действий у банка нередко не остается имущества, за счет которого можно было бы удовлетворить требования кредиторов[45].
Закон относит КО к числу финансовых организаций, институт банкротства которых носит «прокредиторский» характер, поскольку многочисленные кредиторы финансовых организаций являются экономически слабой стороной.
Источники правового регулирования банкротства КО – это федеральные законы: «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее – Закон о банкротстве КО), «О несостоятельности (банкротстве)» (§ 4 гл. IX, а в субсидиарном порядке и иные положения о банкротстве юридических лиц),«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности»; «Остраховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Закон о страховании вкладов), «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; иные федеральные законы; нормативные акты ЦБ РФ.
Особенности досудебного этапа банкротства– см. лекцию № 7 данного УМК.
Особенности производства по делу о банкротстве КО.Производство по делу может быть возбуждено толькопосле отзыва у КО лицензиина осуществление банковских операций.
Лица, дополнительно наделенные правом на обращение в арбитражный судс заявлением о признании КО банкротом: ЦБ РФ, а также граждане, имеющие денежные средства на банковских счетах и во вкладах в этой КО (несмотря на то, что их требования отнесены к 1-й очереди). Установлена и обязанность ЦБ РФ обратиться с указанным заявлением при наличии у КО признаков банкротства.
Усложнен порядок инициирования дела о банкротстве КО.
Право на обращение с заявлением о признании КО банкротом возникает:
а) либо послеотзыва у КО лицензии;
б) либо с соблюдением обязательного досудебного порядка, предусматривающего направление в ЦБ РФ заявления об отзыве у КО лицензии при наличии у КО признаков банкротства. Причем требование кредитора к КО должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, не исполненным в в ходе исполнительного производства в течение 14 дней. В случае неполучения ответа ЦБ РФ на заявление по истечении 2-х месяцев или получения отказа в отзыве лицензии, можно обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.
Условия возбуждения производства по делу о банкротстве КО сокращают срок нахождения неплатежеспособных КО на рынке банковских услуг, но в ряде случаев ставит начало конкурсного процесса в зависимость от воли органа банковского надзора – ЦБ РФ. Производство по делу о банкротстве КО возбуждается при наличии следующих условий: а) у КО отозвана лицензия; б) сумма требований к КОв совокупности составляет не менее 1000 МРОТ; в) эти требования не исполнены в течение 14 дней. Альтернативное условие подведомственности дела арбитражному суду – недостаточность стоимости имущества КО после отзыва у нее лицензии для исполнения обязательств.
Дополнены требования к заявлению о признании должника банкротом (ст. 50.5, 50.6 Закона о банкротстве КО).
В круглиц, участвующих в деле, включен ЦБ РФ.
Срок рассмотрения деласокращен до двух месяцев.
Рассмотрение обоснованности заявления о признании КО банкротом производится не предварительно, а в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве.
Критерии банкротстваКО – как «неплатежеспособность», так и «недостаточность имущества».
Признаки банкротства КО:
1)неисполнение требований кредиторов по денежным обязательствам или обязанности по уплате обязательных платежей в течение 14 дней после наступления даты их исполнения;
2) стоимость имущества КО недостаточна для исполнения ее перечисленных в п.1 обязательств или обязанности[46].
Под обязанностью КО по уплате обязательных платежей понимается ее обязанность по уплате не только собственных налогов и иныхобязательных платежей, но и своих клиентов. Например, ООО «А» подало в свой банк платежное поручение на перечисление со счета ООО «А» в бюджет суммы налога. Если банк более 14 дней не перечисляет эту сумму – это признак банкротства банка. Таким образом, круг оснований для признания КО банкротом существенно расширен.
Применяется только одна процедура в деле о банкротстве – конкурсное производство.
Последствия прекращения производства по делу о банкротстве КО– не возобновление банковской деятельности, а принудительная ликвидация КО по заявлению ЦБ РФ. Единственной возможностьюпредотвращения ликвидации КОявляется исполнение ее обязательств иными лицами. После прекращения производства по делу ЦБ РФ может выдать КО лицензию на осуществление банковских операций только при соблюдении целого ряда требований, в частности, требования должным быть погашены в течение 6 месяцев после отзыва у КО лицензии[47].
Особенности конкурсного производства в КО. Сведения о признании КО банкротом дополнительно публикуются в «Вестнике Банка России», а также в периодическом печатном издании по месту нахождения КО.
Конкурсным управляющим при банкротстве КО, привлекавшей во вклады средства граждан, является государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов. Преимущества возложения функций конкурсного управляющего на Агентство:
– снижение расходов должника, т.к. Агентству вознаграждение не выплачивается[48];
– увеличение поступлений в конкурсную массу[49]. Агентство вправе само приобретать имущество банкрота, не проданного на повторных торгах, что способствует быстрому поступлению денежных средств в конкурсную массу. Агентство препятствует уклонению должников банкрота от ответственности; а консолидированная реализация активов нескольких банков «пакетами» влечет повышение их стоимости[50];
– инвестирование средств фонда обязательного страхования вкладов, формируемого Агентством.
Конкурсным управляющим при банкротстве иных КО утверждается арбитражный управляющий – гражданин, аккредитованный при ЦБ РФ[51]. В случае его отстранения конкурсным управляющим утверждается Агентство.
Счет должника. Конкурсный управляющий для осуществления своих функций использует корреспондентский счет КО, открытый в ЦБ РФ. Агентство использует и иные счета, открытые в ЦБ РФ и в Агентстве[52].
В обязанности конкурсного управляющего включено опубликование информации о ходе конкурсного производства (баланс КО, смета текущих расходов и др.) в целях осуществления общественного контроля, повышения «прозрачности» процедуры.
Усилен контроль деятельности конкурсного управляющего со стороны ЦБ РФ[53] и кредиторов. Кроме того, собрание и комитет кредиторов вправе обращаться с жалобой на действия управляющего не только в суд, но и в ЦБ РФ.
Замещение активов и продажа предприятияКО не допускаются.
Расширено понятие «текущего обязательства»: в него включены обязательства КО, возникшие с момента отзыва у КО лицензии до завершения конкурсного производства.
Новеллой закона стало расширение круга субъектов и оснований субсидиарной ответственности по обязательствам КО в связи с доведением ее до банкротства[54]. К ответственности могут привлекаться участники, члены совета директоров, руководители КО (в т.ч. заместители руководителя, члены Правления), третьи лица (например, общество, являющееся основным по отношению к КО-банкроту).
Первое собрание кредиторов созывается в ходе конкурсного производства. Для участия в таком собрании кредиторы предъявляют свои требования к КО в течение 30 дней со дня опубликования сведений о признании ее банкротом, а также в период деятельности временной администрации, назначенной после отзыва у КО лицензии.
Размер денежных обязательств и обязанностей определяется на день отзыва у КО лицензии. На эту же дату определяется и курс иностранной валюты, если обязательства выражены в такой валюте (например, сделан вклад в евро). Исключение: текущие обязательства КО.
Требования кредиторов могут быть установлены не только судебным актом, но и временной администрацией, назначенной после отзыва лицензии, либо конкурсным управляющим.
Реестр требований кредиторов вправе вести как конкурсный управляющий, так и временная администрация. Требования кредиторов 1-й и 2-й очереди могут быть включены в реестр без письменного заявления кредитора на основании сведений, имеющихся в КО.
Круг требований кредиторов, включаемых в 1-ю очередь удовлетворения, дополнен следующими требованиями:
1) требования физических лиц, являющихся кредиторами КО по договорам банковского вклада и счета (за исключением лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, если счета открыты в связи с этой деятельностью). Но требования по возмещению упущенной выгоды, по уплате финансовых санкций удовлетворяются в 3-ю очередь;
2) требования Агентства по страхованию вкладов, перешедшие к нему в результате осуществления страховых выплат вкладчикам;
3) требования ЦБ РФ, перешедшие к нему в результате осуществления выплат ЦБ РФ по вкладам в банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов.
Система обязательного страхования вкладов граждан. Страховщиком выступает Агентство по страхованию вкладов (далее по тексту – АСВ). Страхователями являются банки, имеющие лицензию на привлечение во вклады и на банковские счета денежных средств физических лиц и включенные в систему указанного страхования. Выгодоприобретатели – это вкладчики, т.е. физические лица, заключившие договор банковского вклада, банковского счета, либо лица, в пользу которых внесен вклад. Страховой случай – отзыв (аннулирование) у банка лицензии либо введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. С этого момента у вкладчиков возникает право требования выплаты возмещения по вкладам. Максимальная сумма возмещения составляет 100% суммы вклада и причисленных процентов, но не более 700 000 руб.[55] В оставшейся части требования вкладчиков к банку будут удовлетворяться в ходе конкурсного производства. При наличии встречных требований банка к вкладчику (например, задолженности по кредиту), они вычитаются из суммы страхового возмещения.
Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно. Для получения возмещения вкладчик обращается в Агентство до завершения конкурсного производства, либо до окончания действия моратория. Для выплаты возмещений Агентство формирует фонд обязательного страхования вкладов[56], преимущественно за счет взносов, уплачиваемых банками.
Страхование банковских вкладов действует в 95 странах, в т.ч. Европы, СНГ и Балтии. В российскую систему страхования вкладов по состоянию на май 2009 г. входят 939 банков. За время существования системы произошло 65 страховых случаев. Размер обязательств АСВ по выплатам составил 18 млрд. руб. Эта сумма предназначена примерно для полумиллиона человек.
Законом предусмотрены предварительные выплаты кредиторам 1-й очереди банков-банкротов, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов. Выплаты начинаются не позднее 3-х месяцев со дня первой публикации о признании КО банкротом и продолжаются в течение 3-х месяцев.
Особенности банкротства страховых организаций (далее – СО). Как и при банкротстве иных финансовых организаций, повышенной правовой защите подлежат права и интересы кредиторов СО.
Особенности банкротства страховых организаций:
1) повышают степень защиты прав кредиторов, и прежде всего, по обязательному страхованию;
2) усиливают контроль государства за ходом банкротства;
3) обеспечивают безболезненный для страхователей перевод страхового портфеля банкрота к финансово устойчивой СО;
4) способствуют сохранению доверия населения к отечественному страховому рынку.