Адаптация кандидатов из состава резерва в новой должности.
Процесс адаптации является необходимым элементом подсистемы управления резервом на выдвижение. Практика показывает, что период первичной адаптации на новом рабочем месте может занимать от одного месяца до полугода. Одной из основных задач является управление процессом адаптации, так как негативным последствием в данном случае выступает неполная трудовая отдача служащего, а иногда и недостаточно эффективные (или ошибочные) управленческие решения.
Продолжительность адаптации и ее результативность непосредственно зависит от следующих факторов:
- помощи, которую оказывает назначенному на должность служащему непосредственный руководитель;
- методической помощи со стороны кадровой службы государственного органа;
- поддержка со стороны возглавляемого коллектива.
Оперативная поддержка со стороны вышестоящего руководителя назначенного на должность служащего осуществляется как при принятии наиболее ответственных управленческих решений, так и в режиме текущей деятельности. При этом важно соблюдать рациональный предел, за которым поддержка может превратиться в «мелочную» опеку и стремление руководителя к принятию самостоятельных решений. Некоторые правила помогают избежать этого:
- изначально определить перечень вопросов, которые до завершения периода первичной адаптации должны решаться с обязательным предварительным согласованием вышестоящим руководителем, как правило, в части ключевых управленческих решений, затрагивающих интересы других структурных подразделений или органа государственного управления в целом;
- еженедельно обсуждать с вышестоящим руководителем результаты завершенного и планы очередного периода, при котором основной формой диалога выступают предложения, с одной стороны, и краткие комментарии или косвенные советы - с другой;
- по мере прохождения адаптационного периода постоянно снижать уровень подобной поддержки, пресекая попытки вновь назначенного руководителя привлекать вышестоящие инстанции к решению тех вопросов, которые уже были ранее подробно рассмотрены или объективно не требуют обсуждения.
Практика управления персоналом показывает, что наиболее распространенной причиной, традиционно затрудняющей первичную адаптацию руководителей низшего и среднего звена является субъективное их неприятие трудовыми коллективами Такая проблема может стать вполне актуальной в двух случаях:
- новый руководитель назначен со стороны при наличии в самом подразделении очевидного кандидата на эту должность, пользующегося несомненным авторитетом у большинства членов трудового коллектива;
- вновь назначенный руководитель изначально занял неправильную позицию, откровенно противопоставив себя коллективу (так называемая «звездная болезнь», характерная для начинающих руководителей).
И в том, и в другом варианте очевидна ошибка кадровой службы: в первом случае пропустившей потенциального кандидата в состав резерва на выдвижение, во втором - не обеспечившей должного уровня подготовки руководителя. Оптимальным выходом из создавшейся конфликтной ситуации будут мероприятия, направленные на сближение позиций сторон и поиск компромиссного варианта.
В первой ситуации целесообразно как можно скорее включить неформального лидера в состав кадрового резерва (при наличии у него других необходимых для этого качеств).
Во второй ситуации основное внимание необходимо сосредоточить на самом молодом руководителе, обеспечив управляющее воздействие на него со стороны вышестоящего руководителя. Основной целью при этом является разъяснение в корректной форме его ошибочного поведения.
Перечень нормативных правовых актов для самостоятельной работы
1. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации"
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 № 393 "Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение"
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6.05.2008 № 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации"
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2008 № 284 "О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих"
5. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р "Об утверждении формы анкеты для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации"
[1] Brewer, Gene A. and Selden, Sally Coleman. 1998. Whistle blowers in the federal civil service: new evidence of
the public service ethic. In : Journal of public administration research and theory. Vol. 8 (3). 413-439.