Глава 27. основы взаимодействия
СЛЕДОВАТЕЛЯ С ДРУГИМИ
РАБОТНИКАМИ
Понятие и правовые основы
Взаимодействия
Взаимодействие при раскрытии и расследовании преступлений – это основанная на законе, согласованная по целям, месту и времени совместная деятельность следователя с органом дознания, которые действуют в пределах своей компетенции в присущих им формах и методах.
Взаимодействие как объективное свойство совместной работы проявляется в обмене информацией и согласованных действиях. Цель взаимодействия – обеспечение раскрытия и расследования преступления, т.е. достижение нужного результата. Взаимодействие является коллективной деятельностью, предполагающей специализацию его субъектов, то есть разделение труда, выполнение каждым участником функции, требующей особого навыка в области повторяющихся коллективных работ.
Следователь в первую очередь взаимодействует с дознавателями, оперативными работниками, участковыми инспекторами милиции, специалистами-криминалистами, дежурной частью, сотрудниками информационных центров и другими работниками соответствующего правоохранительного органа. Взаимодействие может осуществляться между сотрудниками одного органа внутренних дел, между службами внутри этого органа, между разными органами внутренних дел.
Следователь является организатором работы по раскрытию и расследованию преступления, он координирует деятельность всех субъектов взаимодействия, инициирует образование организационных форм взаимодействия.
При расследовании преступлений задачами взаимодействия является:
- оперативное реагирование на сигналы о преступлениях;
- обеспечение проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и других мероприятий по поиску следов преступления, предметов посягательства, лиц, совершивших преступление;
- установление всех подозреваемых в совершении конкретного преступления и их изобличение в содеянном;
- установление всех эпизодов преступной деятельности и криминальных связей преступников;
- розыск скрывшихся преступников;
- установление размера и характера причинённого вреда и проведение мероприятий, направленных на обеспечение возмещения причинённого вреда.
Правовое регулирование взаимодействия следователя и оперативно-розыскных служб носит функциональный, служебный характер. Отношения между субъектами взаимодействия урегулированы федеральными законами; нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ; ведомственными и межведомственными подзаконными актами.
Конституция России – основной источник правового регулирования взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Определяя права человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает основания ограничения этих прав (ст. 16, 17, 23, 55).
Регулируя вопросы взаимодействия, уголовно-процессуальный закон предоставляет следователю право давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по расследуемому преступлению, требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий, розыске обвиняемых и т.п. (ст. 38, 40, 210 и др. УПК).
Закон «О милиции» от 18.04.1991 г. (с изменениями и дополнениями) требует от милиции выполнять указания следователя о производстве розыскных мероприятий, оказывать ему содействие при производстве отдельных следственных действий, выполнять постановления следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову.
Важное значение в деле правового регулирования взаимодействия имеет постановление Правительства РФ от 14.10.1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном Центральном Бюро Интерпола». Ведомственными нормативными актами, регулирующими взаимодействие между следственными и оперативными подразделениями, являются приказ МВД РФ от 20.06.1996 г. № 334 «Об утверждении инструкции об организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений», приказ Директора ФСБ РФ от 14.05.1995 г. № 73, приказ Генерального Прокурора РФ от 17.05.1995 г. № 32 и др.
Формы взаимодействия
По формам взаимодействие бывает предписанным законом (процессуальным) и законом не установленным (организационным). Нарушение процессуальных форм и методов взаимодействия означает отступление от норм УПК, регламентирующих эти формы и методы, и приводит к невозможности использования в уголовном процессе доказательств, которые получены с нарушениями уголовно-процессуального закона. Отступление от организационных форм хотя и не влечёт процессуально-правовых последствий, но может причинить ущерб интересам расследования.
От формы осуществления взаимодействия зависит компетенция следователя, оперработника и начальника органа дознания. Последний, являясь участником процессуального взаимодействия, обязан выполнять письменные поручения следователя по уголовному делу. Но если взаимодействие не выходит за пределы организационных форм, начальник органа дознания как начальник органа внутренних дел является организатором и субъектом управления по отношению и к оперативным работникам, и к следователям, хотя и не вправе давать указания следователю о выполнении тех или иных процессуальных действий.
Процессуальные формы взаимодействия: дача поручений органу дознания; содействие следователю при производстве следственных действий; участие специалиста в расследовании; привлечение общественности к участию в раскрытии преступлений и розыске лиц, их совершивших.
Организационные формы взаимодействия:
- совместное обсуждение и оценка имеющихся материалов при решении вопроса о возбуждении уголовного дела;
- согласование планирования следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий;
-созданиеследственно-оперативных групп.
В органах внутренних дел могут создаваться следственно-оперативные группы различных видов: дежурные; по раскрытию конкретных неочевидных преступлений; по расследованию конкретных преступлений (в том числе межведомственные); по раскрытию и расследованию преступлений; специализированные, постоянно действующие следственно-оперативные группы, создаваемые для раскрытия и расследования отдельных видов преступлений.
Получили развитие межрегиональные и межведомственные следственно-оперативные группы по расследованию преступлений, совершаемых организованными преступными группами.
Для следственно-оперативных групп характерен ситуационно-операционный метод работы. Криминалистическая операция представляет собой комплекс следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на решение сложных задач расследования, проводимых под руководством следователя на основе кооперации и разделения труда лиц, взаимодействующих с ним.
Схема 27.1
Схема 27.2
Схема 27.3
[1] Под лицом, ведущим расследование, имеется в виду дознаватель и следователь – В.С.
[2] См. подр.: Лавров В. П. Учение о способе преступления. - Криминалистика. Под ред. А. Ф. Волынского. М., 1999. С. 27-30.
[3] Подробнее см.: Криминалистическая фотография: Основы криминалистической фотографии. Фотографирование на месте происшествия и при производстве других следственных действий. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2004. С. 137-162.
[4] Артиллерия – наука, изучающая теорию устройства и действия огнестрельного оружия. Военная баллистика – наука о движении снаряда внутри ствола и после вылета снаряда из ствола.
[5] Тексты «угасают» (обесцвечиваются) от времени, атмосферных осадков, повышенной влажности, газообразных веществ, воздуха и т.п.
[6] В. К. Гавло. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений. Томск, 1985; И. Ф. Герасимов. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1975; Л. Я. Драпкин. Разрешение проблемных ситуаций в процессе расследования. Свердловск, 1985; Основы теории следственных ситуаций. Свердловск, 1987.
[7] Р. С. Белкин. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. С. 204.
[8] См. например: Криминалистика. Учебник под ред. А. Г. Филиппова, А. Ф. Волынского. М., 1998; Криминалистика. Учебник под ред. А. А. Закатова, Б. П. Смагоринского. – Волгоград, 2000 и др.
* При подготовке данной главы за основу взяты разработки заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Н. И. Кулагина.