Вопрос. Экспертно-криминалистические учёты.
Экспертно-криминалистические учеты действуют в системе экспертно-криминалистических подразделений МВД. Отличаются экспертно-криминалистические учеты от остальных криминалистических только тем, что для выявления отличительных признаков регистрируемых объектов, а также для опознания по ним необходимо обязательное использование специальных познаний.
Правовую основу деятельности по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов составляют Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство, законодательные и подзаконные нормативные правовые акты о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, а также Инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации, объявленная приказом МВД РФ № 70 от 10.02.2006 года.
Экспертно-криминалистические учеты органов внутренних дел ведутся., в Экспертно-криминалистическом центре Министерства внутренних дел Российской Федерации - федеральные учеты; в экспертно-криминалистическом центре МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации по преступлениям, совершенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая территории обслуживания УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, либо на территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяемых МВД России - региональные учеты; в территориальных структурных подразделениях ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД по экспертно-криминалистическому обеспечению городского, районного органа внутренних дел, в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД на закрытых территориях и режимных объектах по преступлениям, совершенным на территории обслуживания соответствующего органа внутренних дел - местные учеты.
Экспертно-криминалистическая информация представляет собой индивидуальную совокупность криминалистически значимых признаков объекта учета, выявляемых и фиксируемых с использованием специальных знаний, экспертно-криминалистических методов и средств.
Формирование и использование экспертно - криминалистических учетов осуществляется следователями, дознавателями, сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел, а также сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел в пределах их компетенции.
Формирование учета представляет собой комплекс мероприятий по обнаружению, изъятию и направлению предметов, следов, которые могут быть объектами учета, в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел в целях создания информационных систем, используемых при решении задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.
Основной формой ведения экспертно-криминалистических учетов является картотека, состоящая из информационных карт установленной формы, содержащих закрепленную и систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета.
Виды учета, соответствующие им формы информационных карт, а также порядок систематизации информации об объектах учета в рамках одного вида учета определяется МВД России.
В случаях, предусмотренных выше указанной Инструкцией, к информационным картам прилагаются натурные объекты.
Направление натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, в ЭКП на исследование, проверку и постановку на учет осуществляется органами предварительного расследования либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.
Постановка на учет и хранение в экспертно-криминалистических учетах натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изъятие натурных объектов из массивов учетов до истечения установленных сроков хранения осуществляется на основании письменного требования органа или лица, осуществляющего производство по уголовному делу, иному делу (материалу).
Ведение экспертно-криминалистических учетов может быть автоматизировано с использованием технических средств и автоматизированных информационных систем, прошедших апробацию и рекомендованных к использованию ЭКЦ МВД России. Автоматизированное ведение картотек экспертно-криминалистических учетов не допускается без обеспечения специальными средствами архивирования, контроля и защиты от несанкционированного доступа к учетным данным.
Объектами экспертно-криминалистических учетов являются неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для закрепления и последующего использования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной постановке на экспертно-криминалистический учет
подлежит информация о следующих объектах:
1. Следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений.
Учет следов рук предназначен для установления лиц, оставивших следы рук на месте происшествия, а также фактов принадлежности следов рук, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу.
Данный учет ведется на федеральном (по тяжким и особо тяжким преступлениям), региональном и местном уровнях.
Картотека учета формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-1», на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов рук в масштабе 1:1.
Информационные карты группируются по двум разделам:
А). Первый раздел содержит фотоснимки следов рук с установленным типом и видом папиллярного узора, систематизированных по выбранной дактилоскопической классификации. При этом допускается создание подразделов этого раздела по времени, способу совершения преступления и другим признакам, облегчающим проверку дактилокарт по картотеке,
В). Второй раздел содержит фотоснимки следов пальцев рук с
неустановленным типом и видом папиллярного узора, а также ладоней.
По первому разделу картотеки проверяются следы рук,
подлежащие помещению в данный раздел, и направляемые инициаторами
с заданием дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Следы рук, подлежащие помещению в данный раздел} проверяются также по массивам дактилокарт соответствующего органа внутренних дел.
Проверке по второму разделу подлежат дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений.
Допускается формирование и ведение учета в виде электронных баз данных. При этом автоматизированный режим ведения учета осуществляется на основе программно-технических комплексов автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС) и в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
2. Данные ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений.
3. Данные ДНК неопознанных трупов, установить личность которых иными методами не представилось возможным.
Учет данных ДНК (ДНК-профилей) биологических объектов предназначен для установления лиц, оставивших биологические следы на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу, а также для установления личности неопознанных трупов.
Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях по преступлениям, предусмотренным статьями 105, 111 и главой 18 УК РФ, а также по трупам, личность которых не установлена по завершении всех других разыскных мероприятий по установлению личности.
Под биологическими следами понимаются кровь, сперма, слюна, волосы, фрагменты тканей тела и иной биологический материал человека.
Получение образцов трупного материала органами, осуществляющими производство по делу об установлении личности неопознанных трупов, осуществляется в десятидневный срок с момента обнаружения трупа. До завершения всех других разыскных мероприятий по установлению личности указанные образцы хранятся в медицинских
учреждениях соответствующего профиля.
Направление трупного материала неопознанного трупа в ЭКП для получения ДНК-профиля и его постановки на учет производится по истечении двухмесячного срока с момента его обнаружения в случае, если установить его личность иными способами не представилось возможным.
В случае установления личности неопознанного трупа образцы подлежат захоронению в установленном порядке.
Учет данных ДНК состоит из двух разделов:
А) первый раздел содержит данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий (неизвестных лиц);
В) второй раздел содержит данные ДНК образцов трупной ткани неопознанных трупов.
Учет данных ДНК ведется в виде картотеки данных ДНК, формируемой из информационных карт установленного образца «Форма ИК-2», а также электронной базы данных. При этом в разделе «Служебные отметки» информационной карты указывается порядковый номер пробы ДНК в натурном виде, выделенной из биологического следа, образца трупной ткани и не израсходованной в процессе экспертного исследования.
По первому разделу картотеки проверяются:
А) Данные ДНК биологических следов, изъятых с мест
происшествий.
В) Данные ДНК неопознанных трупов.
С) Данные ДНК подозреваемых (обвиняемых) лиц, установленные при производстве экспертизы (при наличии поручения лица, назначившего экспертизу). В этих случаях эксперт, проводивший экспертное исследование, заполняет информационную карту установленного образца «Форма ИКЛ».
Проверка данных ДНК подозреваемого (проверяемого) лица осуществляется по региональному учету без постановки на учет, после чего ИКЛ возвращаются инициатору запроса вместе с результатами проверки.
Поступившие на проверку ИКЛ регистрируются в соответствующем журнале.
В случаях, когда имеются обоснованные данные о том, что подозреваемое (проверяемое) лицо могло совершить преступления на территории других регионов, ИКЛ на данное лицо с письменным заданием руководителя органа расследования направляется для проверки по федеральному учету данных ДНК.
Проверке по второму разделу подлежат данные ДНК предполагаемых биологических родителей или детей лиц, пропавших без вести.
Выделенные из биологических объектов и неизрасходованные в
процессе экспертного исследования пробы ДНК, изъятые по уголовным
делам, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище
и снимаются с учета в установленном порядке.
Выделенные из образцов трупной ткани и не израсходованные в процессе экспертного исследования пробы ДНК, изъятые по делам об установлении личности неопознанных трупов, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище ЭКЦ и снимаются с учета по истечении пятнадцати лет с момента постановки на учет или в связи с
установлением личности неопознанного трупа.
4. Пули, гильзы и патроны со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий и преступлений.
Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений, предназначен для установления конкретного экземпляра огнестрельного оружия, применявшегося при совершении преступления, фактов применения одного и того же неустановленного экземпляра оружия при
совершении нескольких преступлений.
Учет ведется на федеральном и региональном уровнях.
Постановке на учет подлежат пули, гильзы и патроны калибра не более 14,5 мм со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий.
Региональные пулегильзотеки комплектуются объектами, изымаемыми из соответствующего массива федеральной пулегильзотеки, а также изъятыми с мест происшествий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если установлено, что по одному преступлению имеется не менее 3 экземпляров пуль, гильз или патронов, стреляных в одном и том же экземпляре оружия.
Картотека данного учета формируется из информационных карт
установленного образца «Форма ИК-5», которым приобщаются соответствующие объекты учета.
Объекты перед постановкой на учет проверяются по массиву пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий, а при постановке на федеральный учет - дополнительно по массиву контрольных пуль и гильз утраченного боевого, служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом.
После проверки по региональному учету объекты направляются с
письмом произвольной формы и информационной картой «Форма ИК-5» в
федеральную пулегильзотеку.
Ведение учета дополнительно может осуществляться в виде электронных баз данных. При использовании программно-технических комплексов автоматизированных баллистических идентификационных систем (АБИС) ведение данного учета осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами, и в соответствии с эксплуатационной документацией АБИС. При этом к работе на АБИС
допускаются сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку, а к
работе по кодированию следов и проверке рекомендательных списков
допускаются только эксперты, аттестованные на право самостоятельного
производства баллистических экспертиз.
В случаях получения сообщения о раскрытии преступления без установления использованного оружия, объекты учета по данному преступлению хранятся в пулегильзотеке до изъятия и установления указанного оружия или истечения срока хранения, установленного Инструкцией по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел.
Пули, гильзы и патроны состоят на учете федеральной пулегильзотеки три года с момента совершения преступления, после чего направляются для помещения в региональные пулегильзотеки, где хранятся до установления использованного оружия, но не более пятнадцати лет с момента совершения преступления.
По истечении срока хранения объекты учета возвращаются инициатору для принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке.
Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, а также самодельно изготовленное, переделанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши), подлежит обязательному исследованию и экспериментальному отстрелу в ЭКП.
После исследования и экспериментального отстрела оружие возвращается инициатору, а экспериментальные пули и гильзы проверяются по массиву региональной пулегильзотеки, после чего с письмом произвольной формы и информационной картой «Форма ИК-5» направляются в федеральную пулегильзотеку.
Экспериментальные пули и гильзы, стрелянные в выявленном огнестрельном оружии, проверяются по соответствующим массивам Федеральной пулегильзотеки и хранятся в ЭКЦ МВД России в течение пяти лет, после чего в установленном порядке уничтожаются.
Данные положения распространяются на все массивы пулегильзотеки.
5. Контрольные пули и гильзы утраченного служебного, гражданского и боевого оружия.
Данный учет предназначен для установления фактов использования утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия при совершении преступлений и обеспечения его розыска.
Учет ведется на федеральном уровне.
Картотека данного учета формируется из информационных карт
установленного образца «Форма ИК-5», к которым приобщаются соответствующие объекты учета.
На учет ставятся пули и гильзы утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия калибра не более 14,5 мм:
- изготовленного на предприятиях по производству оружия и предназначенного для реализации на территории Российской Федерации;
- прошедшего переделку или ремонт, если они затрагивают ударно-спусковой механизм, патронник или канал ствола;
- ввезенного предприятиями - поставщиками из-за границы и предназначенного для оборота на территории Российской Федерации;
приобретенного гражданином Российской Федерации за границей;
- хранящегося и используемого предприятиями, организациями и учреждениями;
- передаваемого или продаваемого предприятиями, организациями и учреждениями;
- принадлежащего гражданам Российской Федерации, в том числе наградного и оставляемого сотрудникам государственных военизированных организаций, уходящим на пенсию;
- находящегося на вооружении государственных военизированных организаций.
Контрольные пули и гильзы, стрелянные в утраченном оружии, проверяются при постановке па учет по массиву пуль, гильз и патронов, изъятых с мест происшествий.
Объекты данного учета хранятся до обнаружения утраченного оружия, после чего помещаются в архив, где хранятся в течение одного года, а затем в установленном порядке уничтожаются.
6. Самодельное (переделанное) оружие.
Учет самодельного огнестрельного оружия предназначен для установления единого источника происхождения самодельного огнестрельного оружия (его отдельных частей и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления.
Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях.
При этом на федеральном уровне ведется только картотека учета.
Постановке на данный учет подлежит огнестрельное оружие калибра не более 14,5 мм с наиболее выраженными признаками и достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей станочного оборудования, инструментов и селективной сборки:
- изготовленное полностью самодельным способом (за исключением дульнозарядного оружия);
- переделанное самодельным способом из огнестрельного оружия (за исключением обрезов длинноствольного огнестрельного оружия);
- переделанное самодельным способом из газового, сигнального, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, а также устройств промышленного производства;
- собранное из частей и деталей оружия, не прошедших полный цикл технологической обработки (заготовок, полуфабрикатов).
Картотека самодельного огнестрельного оружия формируется
из информационных карт установленного образца «Форма ИК-4». При этом к информационным картам регионального учета могут приобщаться натурные объекты.
После производства экспертного исследования, по результатам
которого огнестрельное оружие отнесено к одной из выше указанных категорий, оружие ставится на региональный учет и помещается в соответствующую информационно - справочную коллекцию ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ЭКП УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах. Один экземпляр информационной карты на оружие направляется в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет.
Руководитель ЭКП при постановке на экспертно-криминалистический учет самодельного огнестрельного оружия направляет инициатору производства экспертизы (исследования) ходатайство о принятии решения о передаче оружия в ЭКП в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской федерации.
Хранение самодельного огнестрельного оружия организуется в органах внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и настоящими Правилами.
Срок хранения информационных карт на учете и самодельного огнестрельного оружия в информационно-справочной коллекции ЭКП - не менее шести лет.
По истечении сроков хранения огнестрельное оружие возвращается органу расследования или уничтожается в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России.
Формирование и ведение картотеки дополнительно может
осуществляться в виде электронной базы данных. При этом в ЭКЦ МВД
России также дополнительно могут направляться электронные копии
информационных карт на самодельное оружие.
7. Самодельные взрывные устройства и их части.
Учет самодельных взрывных устройств предназначен для установления единого источника происхождения самодельных взрывных устройств (их основных элементов и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям их изготовления.
Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях.
Постановке на данный учет подлежат самодельные (полностью или частично) взрывные устройства (их элементы, остатки после взрыва).
Картотеки учета СВУ формируются из информационных карт установленного образца «Форма ИК-3». При этом к информационной карте приобщаются схемы конструкции взрывного устройства и его основных элементов, натурные образцы, не содержащие
радиоэлектроники (на региональном уровне). В случаях использования в
СВУ радиоэлектронных исполнительных механизмов СВУ (его остатки
после взрыва) в натурном виде направляются в ЭКЦ МВД России.
Приобщение к картам натурных образцов, содержащих взрывчатые вещества или взрывоопасные элементы, не допускается.
Составление информационных карт осуществляется с использованием результатов проведенных экспертных исследований, следственных действий, иных сведений в соответствии с Правилами заполнения информационных карт экспертно-криминалистических учетов.
Срок хранения информационных карт и элементов СВУ в учетах составляет не менее 15 лет.
Допускается формирование картотеки учета в виде электронной базы данных, а также направление в ЭКЦ МВД России электронных копий информационных карт на СВУ.
8. Поддельные денежные билеты, ценные бумаги и документы.
9. Поддельные монеты.
Данные учеты предназначены для установления единого источника происхождения (изготовителя) поддельных денег, ценных бумаг, документов по способу (технологии) их изготовления.
Учеты ведутся на федеральном и региональном уровнях.
Проверкам и постановке на учет подлежат:
А) Полностью поддельные деньги, ценные бумаги и документы, за исключением изготовленных способом рисования.
В) Подлинные, но частично измененные (с целью увеличения номинала, расслоенные и склеенные, с одной удаленной стороной, имеющие повреждения бумаги, следы давления и т.д.) деньги и ценные бумаги.
Картотеки учетов поддельных денег, ценных бумаг и документов формируются из информационных карт установленного образца «Форма ИК-1», которым приобщаются натурные объекты. При этом на оборотной стороне информационных карт размещаются фотографии или копии лицевой и оборотной сторон объектов, выполненные в масштабе:
- для денежных билетов - 1:1;
- для ценных бумаг и документов — 1:1 или 1:2;
- для монет -3:1.
Объекты учета систематизируются по наименованию, достоинству (номиналу), способу (технологии) их изготовления, единому источнику происхождения.
В случаях, когда при проведении проверки по региональному учету устанавливается совпадение с ранее поставленными на учет объектами, сведения о проверяемых объектах вносятся в соответствующие таблицы письма установленной формы (приложение № 7) и ежеквартально направляются в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет.
При отрицательном результате проверки (отсутствие совпадений) объекты учета с информационными картами направляются в ЭКЦ МВД России с письмом произвольной формы для проверки и постановки на федеральный учет.
При поступлении на экспертное исследование в ЭКП одного объекта и отрицательном результате его проверки по региональному учету, данный объект направляется для проверки и ставится на федеральный учет.
При поступлении на экспертное исследование в ЭКП двух и более объектов с единым источником происхождения и отрицательном результате их проверки по региональному учету, один объект ставится на региональный учет, один объект с информационной картой направляется для проверки и постановки на федеральный учет, а остальные объекты
возвращаются инициатору в установленном порядке.
При установлении совпадения поступившего объекта с объектами, ранее поставленными на федеральный учет, информационная карта помещается в картотеку, а объект в установленном порядке возвращается инициатору.
При отрицательном результате проверки объект учета помещается в соответствующий массив, а информационная карта - в картотеку федерального учета.
Объекты снимаются с учета по истечении срока давности по соответствующему преступлению, исчисляемого с момента их изъятая из официального оборота.
Допускается формирование и ведение картотеки учета в виде электронной базы данных.
10. Фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц.
Фонотека предназначена для установления неизвестных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и фактов совершения нескольких преступлений одним лицом по особенностям русской речи говорящего на фонограммах.
Данный учет ведется на региональном уровне по ст. 207 УК Российской Федерации (угроза совершения акта терроризма), а также по тяжким и особо тяжким преступлениям.
Фонотека содержит фонограммы речи неизвестных лиц либо анонимные сообщения и состоит из следующих разделов:
- звукозаписей устной речи типовых по качеству и длительности фонограмм (первый раздел);
- звукозаписей устной речи для нетиповых фонограмм (второй раздел).
При этом фонограммы внутри разделов систематизируются по основаниям, установленным руководителем ЭКП.
Все фонограммы, поступающие на проверку, постановку на учет,
проверяются по обоим разделам фонотеки.
Фонотеки формируются и ведутся в виде электронных баз данных. При этом после проверки и постановки объектов на учет представленные звуковые носители речи (голоса) возвращаются инициатору в установленном порядке.
Картотека фонотеки формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-7», к которым приобщаются фонограммы. На оборотной стороне информационных карт указывается необходимая дополнительная информация.
Длительность фонограммы речи, ставящейся на учёт, - не менее 8 сек. При постановке на учет в фонотеку или проверке нетиповых фонограмм (а также соответствующих им по качеству и длительности), инициатор информируется о пониженной надежности поиска.
На проверку представляются оригиналы фонограмм устной речи на магнитной ленте или иных носителях звуковой информации, с текстами содержания разговоров с указанием фраз, произнесенных данным объектом, и перечисленными сведениями об условиях звукозаписи:
- модель и фирма-изготовитель цифрового регистратора;
- тип магнитофона;
- скорость движения звуконосителя при записи;
- номера кассет или катушек;
- даты сеансов записи, их длительность и сведения о способах получения записи (звонки в организации, по личным телефонам и т.п.);
- характеристики условий записи;
- вид телефонной связи (внутригородская, междугородняя, международная, сотовая и т.д.).
Пригодность фонограмм к обработке в системе определяется специалистом. В ходе прослушивания определяется также наличие шумов и искажений, вносимых отдельными звеньями тракта звукозаписи. Проверяется соответствие речевой информации письменным текстам, приложенным к заданию.
Типовые фонограммы речи, обрабатываемые в системе фоноучета, должны иметь следующие основные характеристики:
- частотный диапазон речевых сигналов - 300-3400 Гц;
- отношение средних уровней речевых сигналов и помех не менее 15 дВ;
- уход скорости при звукозаписи фонограмм - не более 2 %;
- должны отсутствовать существенные линейные и нелинейные искажения речевого сигнала;
- длительность типовых фонограмм непрерывной устной речи объекта, ставящегося на учёт, должна быть не менее 100 сек;
- фонограмма должна быть представлена в виде спонтанной речи в нейтральном эмоциональном состоянии объекта;
- устная речь объекта должна быть лингвистически представительна.
Речь должна быть зафиксирована в момент, когда объект находится в нейтральном психофизическом состоянии без ярко выраженных положительных или отрицательных эмоций и преднамеренных искажений. Непредставительным является читаемый или заученный текст, а также речь не на русском языке.
Для нетиповых фонограмм объектов допускается низкое качество и короткая длительность:
- ширина частотного диапазона речевых сигналов - не менее 1500 Гц в полосе 300-3400 Гц;
- отношение средних уровней речевых сигналов и помех должно быть не менее 10 дБ;
- длительность фонограмм непрерывной устной речи объекта, ставящегося на учёт, - не менее 8 сек;
- устная речь может быть представительна только по части лингвистических признаков различных уровней исследования.
По остальным требованиям нетиповые фонограммы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к типовым фонограммам.
Все перечисленные требования по качеству и длительности фонограмм применимы к фонограммам голосов, относящихся к группе мужских или женских. Голоса, относящиеся к группе детских, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к типовым фонограммам.
Фонограммы сравнительных образцов речи лиц - объектов проверки должны фиксироваться аппаратурой звукозаписи на магнитные носители до подключения средств шумоочистки. При звукозаписи фонограмм устной речи объекта должны быть обеспечены минимальные линейные и нелинейные преобразования речевых сигналов в рабочем
диапазоне частот (такие как: ограничение ширины полосы пропускания; компрессирование, ограничение уровней сигналов; изменение скорости движения звуконосителя; внесение шумов и др.). Уровень записи должен быть таким, чтобы речевые сигналы объекта не выходили за пределы динамического диапазона тракта передачи и записи.
Проведение акустического и лингвистического исследования
фонограмм устной речи для постановки на учёт возможно только при
условии соответствия фонограмм требованиям. Если фонограммы не удовлетворяют требованиям, то постановка на учёт не производится, о чём сообщается инициатору.
При обработке фонограмм речи в системе фоноучета для каждого
объекта заполняется электронная учетная карта произвольной формы, в
которую заносятся регистрационные данные, иная информация и
сведения, по которым может быть осуществлен учёт и поиск объектов.
К таким данным относятся:
- регистрационные сведения (тип задания, инициатор задания, входящие и исходящие номера задания);
- регистрационные данные объекта (если имеются);
- характеристика фонограмм, полученная в результате предварительного прослушивания (наименование исходной фонограммы, характеристика ситуации общения, текстовая информация: начальные и конечные слова разговора, имя исходного файла речи, начальные и конечные слова речи объекта, "ключевые" слова);
- характеристика фонограмм, полученная в результате предварительного исследования (тип звуконосителя, скорость движения звуконосителя; тракт звукозаписи; количество представленных на исследование разговоров данного объекта, их длительность, частотный диапазон, отношение сигнал/шум);
- сведения о проведенных исследованиях (номер задания по внутреннему учёту, дата проведения исследований, их краткие результаты; учётный номер, присвоенный объекту; фамилия специалиста, проводившего исследования; исходящий номер письма-ответа в службу).
Допускается объединение в электронной карте перечисленных выше сведений и сведений информационной карты «Форма ИК-1».
Снятие с учёта объектов осуществляется:
- по истечении пяти лет с момента постановки на учет - применительно к мужским и женским голосам;
- по истечении одного года с момента постановки на учет -применительно к детским голосам.
11 . Следы подошв обуви.
12. Следы орудий взлома.
13. Следы протекторов колес транспортных средств.
Учеты следов подошв обуви, орудий взлома, протекторов шин транспортных средств предназначены для установления следообразующего объекта (обуви, орудия взлома, транспортного средства), оставившего след на месте преступления, а также фактов использования одного и того же объекта при совершении разных
преступлений.
Данные учеты ведутся на региональном и местном уровнях.
Картотеки учетов трасологических следов формируются из информационных карт установленного образца «Форма ИК-1», на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов в масштабе: для следов подошв обуви, оставленных всей подошвой - 1:2, оставленных участком подошвы - 1:1; для следов орудий взлома - 3:1; для следов протекторов шин транспортных средств - 1:5.
Объекты снимаются с учета и уничтожаются: следы подошв обуви - по истечении двух лет; следы орудий взлома и протекторов шин - по истечении трех лет.
Допускается формирование и ведение учетов в виде электронных
баз данных.
14. Субъективные портреты устанавливаемых и (или) разыскиваемых лиц.
Учет субъективных портретов предназначен для установления личности разыскиваемых лиц (в том числе преступников, скрывшихся с места преступления), а также фактов совершения нескольких преступлений одним лицом.
Данный учет ведется на региональном и местном уровнях.
Картотека учета субъективных портретов формируется из
информационных карт установленного образца «Форма ИК-6».
Информационные карты на субъективный портрет составляются в электронном виде (при наличии программных и технических средств) с последующим получением копии на бумажном носителе (формат А4) или заполняются на типографском бланке. При этом информационные карты систематизируются по основаниям, установленным руководителем ЭКП.
Постановке на учет подлежат субъективные портреты, изготовленные с помощью компьютерных программ, а также иных (неавтоматизированных) способов. При этом на информационные карты помещаются изображения лиц, выполненные в масштабе, при котором расстояние между центрами зрачков глаз составляет 20 мм.
После изготовления субъективного портрета и его проверки по
массиву учета составляется справка установленной формы, которая вместе с субъективным портретом направляется инициатору задания. При установлении типового сходства с ранее изготовленным субъективным портретом аналогичная справка направляется также инициатору ранее изготовленного субъективного портрета.
Каждому очевидцу после изготовления субъективного портрета предъявляются все субъективные портреты, изготовленные в ЭКП в текущем году, а по конкретному виду преступления - не менее чем за три года.
В срок не более 10 суток с момента установления лица, на которое изготовлен субъективный портрет, инициатор направляет в ЭКП соответствующую информацию и по возможности фотографию лица, выполненную по правилам сигналитической съемки (анфас, расстояние между центрами зрачков глаз - 20 мм).
Объекты учета (электронная, бумажная копии) хранятся в картотеке не менее трех лет, после чего снимаются с учета, бумажная копия помещается в архив.
15. Микрообъекты (микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла).
Учеты микрообъектов предназначены для установления
составляющего объекта - предмета, в состав которого они входили.
Данные учеты ведутся на региональном уровне по тяжким и
особо тяжким преступлениям.
Картотеки учетов микрообъектов формируются из
информационных карт установленного образца «Форма ИК-9».
К информационной карте прилагаются образцы микрообъектов.
Срок хранения информационных карт и объектов в учете
составляет 2 года.
По истечении срока хранения объекты направляются инициатору постановки объекта на учет, информационные карты помещаются в архив ЭКП.
16. Черепа неопознанных трупов, установить личность которых иными способами не представляется возможным -Краниологический учет (черепов неопознанных трупов).
Краниологический учет пред