Преступник и его криминологическое изучение.
Преступник и личность преступника. В понятии «человек» воплощено неразрывное единство разных сторон его существа: социальной и биологической. В понятии «личность» фиксируются только специфическое социальные признаки. Личность – «социальное лицо человека», то, кем он стал в процессе социального развития, формирования и деятельности общества. В криминологии изучение преступника, его личности подчинено выявлению закономерностей преступного поведения и преступности как массового явления, детерминации и причинности преступности.
Существовали разные теории личности преступника. Утверждалось, что существует наследственная предрасположенность к преступности – определенный набор хромосом у преступника. Другой подход отрицает биологизацию преступного поведения, преступник формируется социальной средой.
Преступник является объектом и предметом криминологического изучения. Объектом являются, во-первых, отдельные лица, совершающие преступления. Во-вторых – отдельные категории преступников – несовершеннолетние, рецидивисты и др. Одновременно объектом являются лица, не совершающие преступлений, ведущие себя правомерно. Это важно для выявления отличий их от преступников. В криминологии выделяется 6 групп признаков преступника: социально-демографические признаки; уголовно-правовые признаки; социальные связи; нравственные свойства; психологические признаки физические (биологические) характеристики. Личность преступника изучается в двух аспектах: как объект социальных связей и влияний; как субъект, способный к активной, преобразующей деятельности. В качестве предмета исследования выделяются следующие характеристики: «объективные»: социальные позиции и роли, деятельность личности (социально-демографические, уголовно-правовые признаки); субъективные: потребностно-мотивационная сфера, ценностно-нормативная характеристика сознания
Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников. Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля. Существует 4 подхода к определению и пониманию социальных ролей.
1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет свое содержание (сценарий роли). Человек следует этому сценарию. Социальная позиция – своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль – содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.
2. Роль – спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ее индивидуальными особенностями. Человек творит роль как свободный художник.
3. Роль – содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как себя будет вести человек, занимающий определенную позицию.
4. Роль – продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.
Социальная позиция – своеобразный узел отношений в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций (сын, брат, друг, коллега). Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый тремя группами субъектов. 1. Государством (выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов). 2. Обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения: моральных, эстетических, религиозных, норм партии и т.д. 3. Неофициальными структурами (семьей, друзьями, преступными формированиями).
Само исполнение роли накладывает на личность определенный отпечаток, развивает одни качества и подавляет другие (рецидивист не говорит попусту, у него нет профессиональной ответственности, дисциплины). Криминологические значимы социально-ролевые ситуации, когда:
1) человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему вест себя в соответствии с требованиями права и морали (живет по правилам криминальной контркультуры, хотя и не является преступником, но может им стать);
2) человек занимает одновременно позиции, которые связаны с противоречивыми требованиями (начальник милиции требует не отражать в статистике все выявленные преступления, чтобы не «портить» ее);
3) человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение (член ОПГ);
4) отсутствует преемственность ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соответствующей социальной позиции (это влечет нарушение правил охраны труда, халатность);
5) человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие (следователь получает вознаграждение от предпринимателей за «услуги»).
Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. Может возникнуть преемственность социальных позиций и ролей, что влечет совершение преступления. Например, человек воспитывался в неблагополучной семье, и сам воссоздает в своей семье такую же атмосферу.
Деятельность преступника – определенная система действий, поведения. Она охватывает и фактическую деятельность и мыслительную. При анализе деятельности личности важно понять следующее. 1. Представляет ли собой преступление изолированный акт или оно – звено в цепи определенной системы поступков (какой системы. 2 Является ли преступление скачком от нормы к преступлению или это итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нормальным для человека определенного возраста и положения социальным позициям (оставление школы несовершеннолетним); б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьянство, половая распущенность); в) противоправных поступков (не преступлений). 3. В какой сфере деятельности совершаются преступления.
Крим. исследования показывают, что, как правило, тяжкие преступления являются результатом постепенного наращивания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. Более 80% убийц ранее совершали либо преступления, либо иные правонарушения.
Изучение потребностно-мотивационной сферы. При анализе механизма преступного поведения большое значение придается потребности (в еде, одежде), интересы (зависят от системы ценностных ориентаций человека (дорогой автомобиль) и мотивационная сфера личности (совокупность мотивов). Можно выделить следующие типы мотивов:
1) общественно-политические (участие в управлении государством);
2) социально-экономические;
3) насильственно-эгоистические – хулиганство;
4) эмоционально-эгоистические – на почве ревности, зависти (убийство из ревности);
5) легкомысленно-безответственные (халатность).
Ценностно-нормативные характеристики сознания личности. Ценностная ориентация указывает на наиболее значимые для личности объекты. Обычно говорят об иерархии ценностных ориентаций, которая отражает определенное предпочтение личностью одних ценностей по сравнению с другими. Криминологические исследования показали, что на первом месте у преступника находятся личный (Солженицын – основное правило воров – хочу жить и наслаждаться) или кланово-групповой интерес (сохранить власть в руках определенной группы лиц). В сознании преступника искажены нравственные ценности, что приводит к существованию контркультуры.
Нормативная характеристика личности преступника (отношение его к закону). Большинство преступников плохо знают законы (УК, УПК) или знают только то, что касалось их лично. Большинство убеждено, что они осуждены невиновно или чрезмерно сурово. Считается, что в какой-то ситуации закон можно нарушить. Не воспринимаются принципы равенства, социальной справедливости. Значительное количество преступников вообще не воспринимают законы и общечеловеческие правила поведения, заменяют их своими (не воруй у своих, право сильного и т.д.).
Классификация преступников. Изучение преступников оказывается более результативным, если систематизируются данные о них. Существуют два вида классификации: группировка и типология. Группировка – распределение лиц на определенные группы, категории с использованием такого критерия, как статистическая распространенность одного или нескольких признаков. Наиболее распространены группировки, основанные на: демографических данных (пол и возраст); социально-экономических критериях (образование, род занятий); гражданстве; состоянии личности в момент совершения преступления (опьянение, преступная группа); характере преступного поведения (умышленного или неосторожного, насильственного, корыстного, первичного, повторного). Указанные группировки позволяют определенным образом систематизировать контингент преступников для их более тщательного изучения, указывают основные направления изменений в этом контингенте, позволяют выделить группы, требующие первоочередного внимания.
Однако только статистического анализа оказывается недостаточно, поскольку уяснение определенных статистических закономерностей еще не отвечает на вопрос о характере связи разных признаков. Более глубокой характеристикой разных контингентов преступников является их типология. Она основывается на существенных признаках, причинно связанных с преступным поведением. Можно выделить следующие типы преступников. Криминогенный тип и случайный преступник. Для криминогенной личности характерно:
1) формирование личности в условиях интенсивного, противоправного и аморального поведения окружающих (семья, знакомые);
2) постоянное совершение аморальных проступков и правонарушений, которые продолжали повторяться и после принятия установленных законом мер воздействия;
3) отрыв от ценностно-нормативной системы общества и государства;
4) привыкание к отрицательной оценке своего поведения, использование социально-психологических механизмов самозащиты («все воруют» и т.д.);
5) активность при совершении преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних проводов.
Внутри типа криминогенной личности выделяются следующие подтипы. 1. Последовательно-криминогенный подтип формируется в среде, где постоянно нарушаются нормы морали и права, отличается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками. Как правило, ситуация совершения преступления активно создается такими лицами. 2. Ситуативно-криминогенный подтип формируется и действует в микросреде, характеризующейся нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера. Преступление в значительной мере обусловлено сложившейся ситуацией (конфликт, отсутствие денег, влияние сверстников или более старших). К преступлению такое лицо приводят его микросреда и весь предшествующий образ жизни. 3. Ситуативный подтип формируется в более благополучной среде. Безнравственные элементы сознания и поведения микросреды такой личности выражены незначительно. Такой преступник не может в должной мере реагировать на изменяющуюся социальную среду (в ответ на оскорбление применяет физическую силу). Преступление совершается под решающим воздействием ситуации, возникшей не по вине этого лица.
Случайный преступник совершает преступление в состоянии аффекта или по неосторожности.
Выявление причинности и детерминации преступности. Процесс выявления причинности и детерминации преступности осуществляется с одновременным использованием двух приемов: посредством анализа общих данных о состоянии общества, разных его сторонах и их взаимосвязи с негативными социальными отклонениями; путем криминологического анализа данных о причинах и условиях отдельных преступлений, их творческого обобщения и перехода на уровень выявления причинности и детерминации преступности как массового явления. Полученные данные сопоставляются и анализируются во взаимосвязи.
Исследование включает в себя 3 этапа. На первом этапе устанавливается круг общественных явлений и процессов, связанных с преступностью. Основанием для предварительного очерчивания круга таких явлений и процессов служат следующие данные: положения философов, экономистов, политологов, социологов и других специалистов о состоянии общества; ранее сформулированные выводы криминологов о взаимосвязи соответствующих состояний общества, социальных явлений и процессов с преступностью. Выявляются определенные показатели. На втором этапе устанавливаются статистические зависимости выделенных показателей и разных характеристик преступности (миграция в обществе и рост преступности). На третьем этапе при установлении факта статистической зависимости вскрывается ее характер: причинно-следственная связь, связь состояний, функциональная или иная зависимость. При этом решается задача выявления определенных закономерностей взаимосвязи преступности и иных явлений. Закономерность – это «регулярность или последовательность и повторяемость в расположении массовых фактов, в которых находят свое проявление объективно действующие законы общественного развития».
Изучение причин и условий преступления. Исследование производится путем изучения уголовных дел. Опросов, анкет и т.д. Полученные данные обобщаются.
При анализе социальной среды учитываются. 1. Характеристика микросреды (семейно-бытовой, досуговой, учебной), а также связи лица с более широкой социальной средой (участие в общественных объединениях). При этом выделяются референтные группы и лица, социальные позиции и роли, на которые лицо ориентируется. 2. Субъективное восприятие преступником этих условий и его реагирование на них. 3. Особенности разных сфер жизнедеятельности: семьи, быта, учебы, труда и т.д. 2. Анализ данных о преступнике: состояние здоровья, психофизические, психологические, демографические и др. По данным к. исследований, определяющими являются. Для несовершеннолетних и молодежи – семья, школа, досуговая группа. Для лиц 24-30 лет – собственная семья, характер труда и коллектив по месту работы, досуговые связи играют менее заметную роль. Для лиц старше 30 лет – семейно-бытовая среда. 3. Анализ ситуации преступления характеризуется определенным состоянием или поведением потерпевшей стороны и условиями, в которых происходит взаимодействие преступника и потерпевшей стороны. Могут быть ситуации: заранее создаваемые преступником с целью облегчения совершения преступления; создаваемые по вине преступника, но не преднамеренно (в результате употребления спиртного; возникающие в результате аморальных или противоправных действий других лиц; вызванные экстремальными ситуациями природного, техногенного характера; возникшие в результате случайного стечения обстоятельств.