Методика расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

ДТП – событие, возникшее в результате нарушения нормального режима эксплуатации или движения ТС , повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение ТС, грузов, дорожных или иных сооружений, причинение иного крупного материального ущерба.

Виды ДТП:наезд, столкновение, опрокидывание ТС и т.д. Большинство ДТП – это аварии (столкновение ТС, их опрокидывание, падение, взрыв, пожар на ТС и пр.). Другими видами являются: наезд, выпадение пассажира из ТС, получение им травмы при входе или выходе из ТС.

При расследовании ДТП подлежат выяснению следующие обстоятельства:

- является ли данное происшествие ДТП

- время и место происшествия, его последствия

- имеются ли потерпевшие, характер ущерба

- механизм ДТП

- чья вина и каков ее характер

- какие ПДД были нарушены

- имеется ли причинная связь

- личность виновного

- не имела ли место инсценировка.

Исследуется дорожная ситуация. Этапы дорожной ситуации:

- начальная (обычно не исследуется)

- сложная

- аварийная

- кульминационная.

Исходная информация: сообщения сотрудников ГИБДД, очевидцев происшествия, водителей ТС.

Первоначальные следственные действия:

Осмотр места ДТП.

Общие задачи: установление факта ДТП, точного места и времени его совершения; предположительная классификация ДТП; направленность движения, места нахождения и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации, самого ДТП, в конечной (завершающей) стадии ДТП; состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.

ОсобенностьОМП – до прибытия следователя м.б. произведены (на законном основании) существенные изменения, что требует учета. При подготовке к ОМП решается какие специалисты д.б. привлечены (если водитель скрылся в группу включается сотрудник уголовного розыска). По прибытии на место необходимо оказать мед. помощь потерпевшим и отправить их в мед. учреждения. Если имеется труп, его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее предпринимаются меры к отысканию следов и к их ограждению. При необходимости наладить дорожное движение разрешается отбуксировать ТС в сторону, отметив их положение на МП.

На начальном этапе осмотра фиксируется дорожная обстановка:

- тип и состояние дорожного покрытия

- ширина и разметка дороги ее обустройство

- характеристика прилегающих участков

- наличие дорожных знаков

- обзорность

- видимость

- освещенность

- интенсивность и плотность движения

- наличие помех движению и дефектов дороги.

Далее устанавливается место нахождения центра (узла) происшествия (его кульминационной стадии) по следам жидкостей ТС, осколкам, следам на дорожном полотне и др.

В протоколе отмечается положение левых и правых колес ТС по отношению к осевой линии и к краю дорожного покрытия.

Особое внимание обращается на наличие или отсутствие следов торможения, отмечается вид следов (сплошные, прерывистые), их длина.

Затем переходят к осмотру ТС, сочетая его с некоторыми проверочными действиями тех. состояния:

- отмечается место положения ТС в заключительной стадии ДТП

- осмотр ТС начинается с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное прикосновение с др. ТС, телом человека, иным объектом.

- фиксируются форма образовавшихся следов, их размеры и положение по отношению к частям ТС и дорожному покрытию (повреждения характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и т.д.)

- при столкновениях выделяют т.н. контрпары следов (взаимно переходящие следы)

- особое внимание обращают на выступающие детали (ручки двери, зеркала)

- фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, состояние деталей и узлов ТС, которые могли оставить следы на дорожном покрытии и на теле человека.

- осматривают салон ТС (рукоять ручного тормоза, показания спидометра и иных приборов, рулевое колесо и др.)

- проверяется исправность рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов и т.п.

Осмотр трупа:

- отмечается его положение относительно осевой линии, обочины, базовых ориентиров ТС

- фиксируются следы крови на дороге

- осматривается одежда трупа (наличие на ней следов ТС, следов волочения, отпечатков протектора и др.)

- отмечается наличие на теле ран, необычной подвижности костей

Если ТС скрылось с МП, то особое внимание обращается на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска.

2) Освидетельствование. После ОМП водитель ТС во всех случаях направляется в мед. учреждение для установления, не употреблял ли он спиртные напитки.

Допросы.

У водителя выясняется:

- было ли исправно ТС, в чем заключалась неисправность, в какой момент она была обнаружена, какие меры были приняты

- кто, кроме него, находился в салоне

- на каком часу его работы произошло ДТП, маршрут движения и его характеристики

- какова была ситуация на дороге

- когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась, какие действия он предпринял

- в случае столкновения, как ему представлялись действия др. водителя

- если он скрылся, то почему и какие действия предпринимал для сокрытия следов.

Допрос свидетелей (редко одно лицо видело событие во всех деталях, обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения после того, как ДТП произошло):

- место положения свидетеля в дорожной ситуации

- направленность движения ТС, поведение потерпевшего и др. обстоятельства

- если свидетель находился в салоне ТС, его спрашивают о поведении водителя

- признаки ТС и внешности водителя, если водитель скрылся

Допрос потерпевшего:

- не страдает ли он дефектами органов чувств

- где он находился до наезда, как реагировал на него

- какова была дорожная обстановка

- какой частью ТС он был сбит.

Наши рекомендации