Методика расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
ДТП – событие, возникшее в результате нарушения нормального режима эксплуатации или движения ТС , повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение ТС, грузов, дорожных или иных сооружений, причинение иного крупного материального ущерба.
Виды ДТП:наезд, столкновение, опрокидывание ТС и т.д. Большинство ДТП – это аварии (столкновение ТС, их опрокидывание, падение, взрыв, пожар на ТС и пр.). Другими видами являются: наезд, выпадение пассажира из ТС, получение им травмы при входе или выходе из ТС.
При расследовании ДТП подлежат выяснению следующие обстоятельства:
- является ли данное происшествие ДТП
- время и место происшествия, его последствия
- имеются ли потерпевшие, характер ущерба
- механизм ДТП
- чья вина и каков ее характер
- какие ПДД были нарушены
- имеется ли причинная связь
- личность виновного
- не имела ли место инсценировка.
Исследуется дорожная ситуация. Этапы дорожной ситуации:
- начальная (обычно не исследуется)
- сложная
- аварийная
- кульминационная.
Исходная информация: сообщения сотрудников ГИБДД, очевидцев происшествия, водителей ТС.
Первоначальные следственные действия:
Осмотр места ДТП.
Общие задачи: установление факта ДТП, точного места и времени его совершения; предположительная классификация ДТП; направленность движения, места нахождения и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации, самого ДТП, в конечной (завершающей) стадии ДТП; состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.
ОсобенностьОМП – до прибытия следователя м.б. произведены (на законном основании) существенные изменения, что требует учета. При подготовке к ОМП решается какие специалисты д.б. привлечены (если водитель скрылся в группу включается сотрудник уголовного розыска). По прибытии на место необходимо оказать мед. помощь потерпевшим и отправить их в мед. учреждения. Если имеется труп, его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее предпринимаются меры к отысканию следов и к их ограждению. При необходимости наладить дорожное движение разрешается отбуксировать ТС в сторону, отметив их положение на МП.
На начальном этапе осмотра фиксируется дорожная обстановка:
- тип и состояние дорожного покрытия
- ширина и разметка дороги ее обустройство
- характеристика прилегающих участков
- наличие дорожных знаков
- обзорность
- видимость
- освещенность
- интенсивность и плотность движения
- наличие помех движению и дефектов дороги.
Далее устанавливается место нахождения центра (узла) происшествия (его кульминационной стадии) по следам жидкостей ТС, осколкам, следам на дорожном полотне и др.
В протоколе отмечается положение левых и правых колес ТС по отношению к осевой линии и к краю дорожного покрытия.
Особое внимание обращается на наличие или отсутствие следов торможения, отмечается вид следов (сплошные, прерывистые), их длина.
Затем переходят к осмотру ТС, сочетая его с некоторыми проверочными действиями тех. состояния:
- отмечается место положения ТС в заключительной стадии ДТП
- осмотр ТС начинается с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное прикосновение с др. ТС, телом человека, иным объектом.
- фиксируются форма образовавшихся следов, их размеры и положение по отношению к частям ТС и дорожному покрытию (повреждения характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и т.д.)
- при столкновениях выделяют т.н. контрпары следов (взаимно переходящие следы)
- особое внимание обращают на выступающие детали (ручки двери, зеркала)
- фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, состояние деталей и узлов ТС, которые могли оставить следы на дорожном покрытии и на теле человека.
- осматривают салон ТС (рукоять ручного тормоза, показания спидометра и иных приборов, рулевое колесо и др.)
- проверяется исправность рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов и т.п.
Осмотр трупа:
- отмечается его положение относительно осевой линии, обочины, базовых ориентиров ТС
- фиксируются следы крови на дороге
- осматривается одежда трупа (наличие на ней следов ТС, следов волочения, отпечатков протектора и др.)
- отмечается наличие на теле ран, необычной подвижности костей
Если ТС скрылось с МП, то особое внимание обращается на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска.
2) Освидетельствование. После ОМП водитель ТС во всех случаях направляется в мед. учреждение для установления, не употреблял ли он спиртные напитки.
Допросы.
У водителя выясняется:
- было ли исправно ТС, в чем заключалась неисправность, в какой момент она была обнаружена, какие меры были приняты
- кто, кроме него, находился в салоне
- на каком часу его работы произошло ДТП, маршрут движения и его характеристики
- какова была ситуация на дороге
- когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась, какие действия он предпринял
- в случае столкновения, как ему представлялись действия др. водителя
- если он скрылся, то почему и какие действия предпринимал для сокрытия следов.
Допрос свидетелей (редко одно лицо видело событие во всех деталях, обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения после того, как ДТП произошло):
- место положения свидетеля в дорожной ситуации
- направленность движения ТС, поведение потерпевшего и др. обстоятельства
- если свидетель находился в салоне ТС, его спрашивают о поведении водителя
- признаки ТС и внешности водителя, если водитель скрылся
Допрос потерпевшего:
- не страдает ли он дефектами органов чувств
- где он находился до наезда, как реагировал на него
- какова была дорожная обстановка
- какой частью ТС он был сбит.