Вопрос. История появления и развития фотографии.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра криминалистики и предварительного расследования в ОВД

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

КиПР в ОВД

подполковник милиции

А.В. Булыжкин

«____» _____________ 20__ г.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Криминалистика»

Тема № 4

«Криминалистическая фотография, видео- и звукозапись»

(специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность,

специализация – административная деятельность органов внутренних дел,

профиль подготовки – деятельность подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения,

очная форма обучения)

_______2_________

(количество часов)

Орел

ПЛАН:

Введение

Основные вопросы: 1. История появления и развития фотографии.

2. Криминалистическая фотография: понятие, значение, система. Цифровая фотография.

3. Виды и методы криминалистической запечатлевающей фотографии.

4. Процессуальное оформление применения фотосъёмки.

5. Применение видеозаписи в раскрытии и расследовании преступлений.

Заключение.

Литература.

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО:

- мультимедийный проектор;

- экран для проекций;

- слайды для презентации.

Лекция подготовлена преподавателем кафедры КиПР в ОВД капитаном милиции Клевцовым В.В.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры

«8» декабря 2010 г. Протокол № 25

Введение.

В настоящее время фотография получила огромное распространение как в быту, так и в профессиональном отношении. Традиционная фотография развита и изучена полностью. Благодаря новейшим достижения науки и техники появился новый метод фотографирования – цифровая фотография. Общеизвестно, что фотография подразделяется на любительскую и профессиональную. В лекции речь пойдет о последней, в т.ч. о традиционной и цифровой фотографии, применяемой работниками правоохранительных органов в процессе расследования и раскрытия преступления – криминалистической фотографии. В лекции также будут отмечены особенности применения видеосъёмки при проведении следственных действий.

Цифровая фотография.

Технические достижения в обществе, резкое раз­витие цифровых технологий создали предпосылки для появления новых отраслей и подотраслей права. Научно-технический прогресс все более вытесняет традиционные фототехнические средства, заменяя их более современными. На смену традиционной фотографии, основанной на получении изображе­ний на светочувствительных фотоматериалах по­средством воздействия света с последующей хими­ческой обработкой, приходит цифровая фотогра­фия. Этому способствуют следующие преимущества цифровой фотографии.

Процесс получения цифровой фотографии осно­ван на оптико-электронном преобразовании изоб­ражения. Результатом этого преобразования явля­ется изображение, представляющее собой одну из форм хранения цифровой дискретной информации, которое хранится в запоминающем устройстве. В связи с применением высокочувствительных фото­матриц повышается четкость изображения. Изобра­жение, полученное фотоматрицей, преобразуется в программный код и записывается в память (элект­ронный носитель — карта памяти (флеш)) фотоаппа­рата в виде файла изображения формата jpg. Фото­аппарат предусматривает жидкокристаллический экран на задней крышке, который используется в ка­честве видоискателя и для просмотра отснятого. По­лученные изображения можно легко и быстро редак­тировать (вырезать и увеличить определенный фраг­мент), копировать без потери качества, передавать по сети. При применении цифровой фотографии ис­ключается лабораторная обработка с мокрым про­цессом. Изображения печатаются посредством фо­топринтера или других фотопечатающих устройств, что позволяет сократить количество используемых расходных материалов по сравнению с традицион­ным процессом. Технология получения цифровой фотографии позволяет получать фотографии в тре­буемом масштабе и количестве.

Вопрос. Виды и методы криминалистической запечатлевающей фотографии

Ориентирующая фотосъемка.

Ориентирующая фотосъемка –это фиксация места проведения следственного действия в окружающей обстановке, детали которой выступают в качестве ориентиров для последующего точного определения места события или его фрагментов.

Ориентирующая фотосъемка - запечатление места происшествия в целом с окружающей его обстановкой, с захватом ориентиров, по которым можно определить расположение места происшествия по отношению к окружающей обстановке.

Ориентирующий снимок наглядно иллюстрирует, что представляет собой место происшествия, каковы его размеры и границы, где оно находится. Ориентирующая фотосъемка может осуществляться с нескольких точек, чтобы иметь более полное представление о месте происшествия. Если условия фотографирования не позволяют запечатлеть картину события в одном кадре или место проис­шествия охватывает значительную территорию, то ориентирующую съемку следует выполнять панорамным способом.

На таком фотоснимке место проведения следственного действия зрительно восприниматься на фоне прилегающей территории, чтобы по фотоизображению можно было уяснить его дислока­цию по отношению к непосредственному и более далекому окружению. Это позволит ориентировать криминалистически значимые объекты в достаточно широких границах окружающей обстановки.

Ориентирующие снимки выполняют при самом значительном удалении фотокамеры от запечатлеваемого места. Композиция тако­го кадра по своему содержанию имеет общий характер: здесь лишь ориентировочно выделяется центральный объект (сюжет), в связи с исследованием которого производилась фотосъемка. Масштаб изо­бражения объектов при этой съемке (особенно при фиксации оди­ночным кадром) весьма мелкий, что затрудняет восприятие не толь­ко деталей, но и особенностей фиксируемых объектов, их окружения. Для облегчения ориентировки на позитивном отпечатке нередко на­носятся специальные обозначения в виде стрелок, направленных на главный криминалистический объект.

Нередко специфические условия съемки не позволяют удалить фотоаппарат от интересующих объектов на необходимое расстояние и сделать ориентирующий снимок. В подобной ситуации такой сни­мок можно получить с помощью широкоугольного объектива, по­зволяющего значительно расширить границы кадра без удаления точки съемки, либо применить метод панорамирования. Последнее в ориентирующей съемке практикуется чаще всего тогда, когда одно­временно преследуется цель сориентировать объект съемки на фоне окружения и запечатлеть его в достаточно крупном масштабе.

Пример

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

2. Обзорная фотосъемка.

Обзорная фотосъемка – это фиксация общего вида собственно обстановки места проводимого следственного действия.

Обзорная фотосъемка - (средний план) - это съемка самого места происшествия, без охвата окружающей обстановки. Обычно производится с трех или четырех точек, а при возможности - и сверху. При производстве обзорной съемки, в зависимости от характера места происшествия, могут применяться панорамный, стереоскопический и измерительный методы.

Обзорная фотосъемка состоит в том, что при композиционном построении кадра центральный объект (или объекты) воспринимаются на снимке как самое главное, существенное. Особенности непосредственного окружения, составляющие фон основного объекта, из композиции исключаются, поэтому границы запечатленного пространства на таком кадре значительно уже по сравнению с ориентирующим снимком, а изображение имеет более крупный масштаб.

Обзорный снимок позволяет визуально изучить ту обстановку, в которой происходит обнаружение и (или) изучение криминалистических объектов. Обзорная съемка ведется с менее значительного расстояния от главного объекта, чем ориентирующая. Оно, однако, выбирается таким, чтобы оптическое изображение позволило уяс­нить пространственные характеристики и особенности интересую­щего криминалистического объекта. Обзорный снимок может быть запечатлен на одиночном кадре с нескольких разных точек с использованием широкоугольного объектива или посредством панорамирования. При этой съемке при необходимости рекомендуется использовать глубинный или квадратный масштаб, вести фотографирование специальным аппаратом ФСМ.

Пример

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

3. Узловая фотосъемка.

Узловая фотосъемка –это фиксация отдельных крупных предметов и наиболее важных частей места проведения следственного действия или обстановки места происшествия.

Узловая фотосъемка -(крупный план) - это фиксация отдельных крупных предметов (объектов), наиболее важных фрагментов, частей обстановки места происшествия.

На узловом снимке объекты изображаются крупным планом так, чтобы можно было определить форму, характер повреждений, взаиморасположение следов на предмете.

Узловая съемка применяется для фиксации отдельных наиболее значимых криминалистических объектов.

Объектами узловой съемки, как правило, бывают несколько фрагментов осматриваемого места происшествия. Например, при совершении кражи вещей из квартиры узловой съемке подвергаются: взломанная дверь с замками, шкаф, письменный стол на фоне обстановки квартиры. При выполнении узловой съемки обязательным условием является включение в кадр части обстановки места происшествия с тем, чтобы в дальнейшем по фотоснимкам определить местонахождение снимаемых объектов, их взаиморасположение.

Узловая съемка также проводится на начальном этапе осмотра, когда объекты съемки фиксируются в таком положении и виде, в каком они были обнаружены в момент прибытия следственно-оперативной группы.

Узловые снимки могут быть одиночными или панорамны­ми, а также выполненными с линейным (глубинным) масштабом, помогающим восстановить истинные размеры запечатленных пред­метов и расстояния между ними.

Пример

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

Детальная съемка.

Детальная съемка –запечатление отдельных деталей места проведения следственного действия и его результатов.

Детальная съемка - фиксация деталей обстановки места происшествия.

Отличие детальной съемки от других съемочных приемов (видов запечатлевающей фотографии) заключается в том, что в процессе проведения этой съемки фиксируются только отдельные предметы, следы, вещественные доказательства.

В композиции детального снимка предмет дают изолиро­ванно от окружающей обстановки. Это может быть и его деталь (деталь предмета): пятно крови на топорище, рубленая рана головы потерпевшего, следы зубов на плече лица, подозреваемого в изнасиловании, и т.п.

Объекты и следы фиксируются крупным планом (макросъемка), чтобы на фотоснимках были видны их детали и особенности.

Детальный снимок выполняется в максимально крупном масштабе, выбор которого зависит от вида фотографической камеры и приме­няемого объектива. При детальной съемке нередко используются длиннофокусные объективы и камеры, снабженные мехом, позволя­ющим выдвинуть объектив на двойное фокусное расстояние. Мас­штаб изображения при этом равен величине фиксируемых объектов, а при большем выдвижении объектива изображение может быть и в увеличенном размере.

Детальная съемка выполняется по правилам измерительной фотографии с тем, чтобы в дальнейшем по фотоснимкам можно было установить истинные размеры как объекта, так и его частей, элементов, повреждений и т.д.

Детальные фотоснимки должны нести максимум информации, поскольку порой бывает сложно исчерпывающе описать отдельный предмет или его часть в протоколе осмотра места происшествия или иного следственного действия.

Правила детальной съёмки.

1. Детальная съемка производится с таким расчётом, чтобы предмет или его деталь занимали весь кадр (при необходимости применяется макросъёмка).

2. Объекты фотографируются измерительным методом, как правило, с помощью масштабной линейки.

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru 3. Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета (в одной плоскости с фотографируемым предметом) и не должна маскировать предмет или детали предмета.

4. Фотоаппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом (объектив направить в центр снимаемого предмета или в центр детали предмета), и для этого его желательно закрепить на штативе.

5. Для того чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

Пример

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

Следует особо отметить, что рассмотренные приемы фотографи­рования криминалистических сюжетов и объектов (виды запечатлевающей фотосъёмки) выполняются, как правило, в последовательной связи. Это позволяет запечатлеть мак­симальный объем доказательственной информации об обстановке проведения следственного действия или об отдельном сложном криминалистическом объекте, переходя от общего к конкретному и част­ному.

Съемка с различных точек. Фотографирование обстановки проведения следственного действия или отдельных сложных объектов только с одной точки в целом ряде случаев не позволяет зафиксировать полную информацию о взаиморасположении объекта и отдельных предметов, характерных особенностях последних. Может получиться, что при съемке одни предметы будут полностью или частично закрывать другие. По этой причине часть криминалистически значимой информации неизбежно утрачивается. Чтобы исключить такую возможность, одни и те же предметы фотографируют с двух, трех или четырех различных точек. При этом в серии кадров (два, три или четыре снимка) предметы представляются запечатленными в разных ракурсах, что позволяет посмотреть на них с различных сто­рон. Иногда это дает возможность как бы оглядеть предмет со всех сторон, что значительно увеличивает криминалистическую ценность снимков.

Выполняя фотографирование с нескольких точек, необходимо правильно выбирать ракурс съемки, чтобы предмет не представал на снимках в двух плоскостных проекциях. Фронтальный снимок объ­екта редко бывает удачным, поскольку плохо передает его форму, объем и другие важные параметры.

Пример

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

Панорамная фотосъемка.

При производстве многих следственных действий возникает не­обходимость в фотофиксации объектов, расположенных на больших пространствах или имеющих значительную протяженность (напри­мер, участки дороги, здания, сооружения). Вместить такие объекты в один фотографический кадр невозможно, либо они оказываются запечатленными в очень мелком масштабе, не позволяющем воспри­нять по фотоснимку их криминалистически значимые участки и детали. В таких случаях прибегают к методу панорамирования.

Он состоит в том, что объект фотографируют по частям таким образом, чтобы последующий кадр являлся продолжением предыдущего. Для этого на каждом следующем снимке захватывается небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на соседних снимках дважды фиксируется один и тот же ориентир. Такие сопряженные ориентиром снимки просто и удобно монтируются в фотопанораму. В результате получа­ется развернутый фотоснимок, на котором объект запечатлен пол­ностью и в достаточно крупном масштабе.

Фотопанорамирование широко используется в следственной практике. Необходимость в нем возникает в тех случаях, когда: 1) нужно запечатлеть обширное пространство, в границах которого находятся объекты, имеющие важное криминалистическое значение (например, место крушения железнодорожного состава, падения вер­толета); 2) при фотографировании нельзя выбрать точку съемки, с которой весь объект помещался бы на одном кадре (например, труп потерпевшего, лежащий в канализационной трубе); 3) объект нужно сфотографировать так, чтобы все его особенности были запечатлены в достаточно крупном масштабе. Панорамный, т.е. скомпонованный из нескольких, снимок не только передаст общий вид объекта, но и позволит воспринять все его криминалистически значимые детали, которые остаются неразличимыми на фотографии, отпечатанной с одиночного кадра.

Панорамная съемка — последовательная съемка объекта на нескольких отдельных взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок-панораму. В подобной съемке возникает необходимость, когда не удается полностью запечатлеть интересующий объект с помощью широкоугольного объектива, невозможно отойти на достаточно далекое расстояние от фотографируемого объекта или нежелательно получить снимок со значитель­ным уменьшением (по А.В. Дулову).

Панорамная фотосъемка - это последовательная съемка объекта с помощью обычного фотоаппарата на нескольких взаимосвязанных кадрах. Изготов­ленные затем фотографии соединяются в общий снимок - панораму. Этот метод при­меняется для съемки при заданном масштабе объектов, не помещающихся в обычном кадре, например, больших по протяженности участков местности, высоких строений, следов протекторов автотранспортных средств и т. п. (по А.Г. Филиппову и А.Ф. Волынскому).

Различаются три основные разновидности панорамной съемки.

А). Линейная панорама.

Этим методом фотографируют такие криминалистические объекты,

которые имеют значительные линейные разрезы или располагаются по линии относительно друг друга.

На линейную фотопанораму обычно запечатлевают объекты, рас­положенные в горизонтальной плоскости. Иногда так фотографиру­ют и в вертикальном направлении. Тогда фотоаппарат при съемке последовательно перемещают в точки, расположенные по вертикали. Например, при съемке многоэтажного здания следователь или кри­миналист, работающий по его поручению, делает последовательные кадры, переходя с этажа на этаж в доме напротив. Если же здание фотографировать с одной статичной точки, постепенно «задирая» объектив камеры, то на «вертикальной» панораме здание будет иметь форму пирамиды, поскольку расстояние до снимаемых участков будет постоянно увеличиваться, а масштаб изображения, соответст­венно, уменьшаться. Криминалистическая ценность такой панора­мы, конечно, невелика.

Чтобы получить качественные панорамные снимки подобных объектов, необходимо соблюдать следующие правила (правила съёмки методом линейной панорамы):

1. Съёмку проводят с нескольких точек, расстояние от которых до снимаемого объекта одинаково (А1 = А2 = А3).

Прежде всего, нужно определить линию съемки, по которой будет идти фотографирующий при фиксации отдельных кадров. Линия эта должна быть параллельна фронтальной плоскости фиксируемых объектов. При таком подходе возможны минимальные перспективные искажения, не влияющие на восприятие.

Однако параллельность не всегда удается выдержать. В некото­рых случаях наличные условия вынуждают следователя перемещать­ся относительно снимаемых объектов под некоторым углом. Тогда линейная панорама приобретает незначительные перспективные от­клонения, которые при условии верного выбора точек съемки не препятствуют адекватному восприятию запечатленного и его крими­налистически значимых особенностей.

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

2. Каждый последующий кадр захватывает часть предыдущего (10 – 15 %), которая позволяет затем произвести монтаж полного изображения.

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

3. При кадрировании строго выдерживается условно обозначаемая нижняя линия съемки (в точках А1, А2 и А3 фотоаппарат должен быть на одном уровне относительно линии горизонта). В каждой последующей точке съемки нужно следить, чтобы задняя стенка камеры была параллельна плоскости снимаемого объекта.

4. Условия съёмки всех кадров должны быть одинаковыми, снимки печатаются в одном масштабе увеличения, при одной и той же выдержке и проявляются одновременно, что гарантирует их одинаковую плотность.

Б). Круговая панорама.

В следственной практике часто возникает необходимость сфотографировать криминалистические объекты, Расположенные в пространстве по некоторой дуге. В таких ситуациях прибегают к изготовлению круговой панорамы. Здесь тоже снимают серию фотографических кадров, но в отличие от линейной панорамы, фотографирующий при съемке остается на одном месте, а каждый последующий кадр запечатлевает после поворота камеры на определенный угол в горизонтальной плоскости.

В результате монтажа получается развернутый панорамный сни­мок объектов, расположенных по дуге окружности. Угол поворота фотокамеры контролируется по видоискателю с учетом некоторого несовпадения полей зрения его и объектива при выборе секторов, дублирующих друг друга на соседних кадрах и облегчающих монтаж круговой панорамы.

Изготовление доброкачественной круговой панорамы существенно упрощается применением штатива, имеющего специальную поворачивающуюся головку. Она обычно снабжена угловой шкалой, поэтому при съемке достаточно правильно определить угол поворота камеры при запечатлении второго кадра. Последующие кадры снимают после поворота фотокамеры на такой же угол. Посредством круговой панорамы можно получить снимок, развернутый по окружности на 180 и даже 360°. Следует, однако, учитывать, что поскольку камера при съемке остается на одном месте, то разноудаленные от нее объекты фиксируются в неодинаковых масштабах. Это может повлиять на правильное представление о сфотографированных предметах. Поэтому снимать круговую панораму лучше со сравнительно больших расстояний до запечатлеваемых объектов.

Очень важно правильно определить и выдерживать границы между кадрами. Каждый последующий кадр должен иметь общую границу с предыдущим и несколько перекрывать его. Для этого в каждый последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, необходимо включать часть объекта, запечатленную на предыдущем кадре (10—15% площади изображения). Тогда на соседних кадрах будут повторяться части пограничных объектов. Они-то при после­дующем монтаже панорамного снимка и послужат ориентирами, позволят точно состыковать отдельные кадры, например, методом наложения совпадающих участков один на другой. Следует стре­миться к тому, чтобы площадь повторяющихся пограничных изобра­жений была минимальной. Здесь фотографирующему поможет оп­ределенный практический навык.

Трудности и ошибки при фотопанорамировании происходят из-за того, что угол обзора видоискателя, через который ведется компо­зиционное построение кадра, всегда несколько меньше угла зрения объектива. Неопытный следователь обычно оценивает ширину по­граничного сектора без учета этой погрешности видоискателя. Вследствие этого пограничное изображение занимает в кадре значительное место. В конечном итоге смонтированный панорамный снимок со­стоит из серии фотографий, причем некоторые из них по своей площади оказываются вполовину, втрое, а то и вчетверо меньше фотографического кадра. В таком панорамном снимке много лишних стыковых линий, затрудняющих восприятие полезной информации. В результате снижается доказательственное значение запечатленных; сведений, поскольку могут возникнуть предположения о монтаже панорамы из отдельных фотоизображений, не связанных между собой единым временным промежутком съемки; а также неэкономно расходуются фотографические материалы, впустую тратятся силы и время.

Наводку на резкость при панорамной фотосъемке нужно про­изводить с обязательным использованием шкалы глубин резкости так, чтобы при фотографировании последующих кадров исключа­лась надобность в повторной фокусировке объектива. Несоблюде­ние этой рекомендации ведет к получению изображений неодина­кового масштаба, что затрудняет монтаж фотопанорамы. Выдержку при круговом панорамировании определяют отдельно для каждого направления съемки, но с таким расчетом, чтобы все негативы были одинаковой плотности. Отдельные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпа­дали. Время экспозиции при печати всех составных кадров пано­рамы подбирают так, чтобы фотоснимки имели одинаковую плот­ность. Монтируют панораму, накладывая совмещаемые участки изображений, после чего ее склеивают и обрезают по краям. Составляющие панораму снимки печатают с одной экспозицией, а проявлять их рекомендуется все сразу для получения одинаковой плотности кадров.

Правила съёмки методом круговой панорамы.

1. Съёмку методом круговой панорамы проводят с одного места.

2. Фотосъемка осуществляется со штатива или (если его нет) с устойчивой жест­кой опоры (на практике с руки), при съёмке последующего кадра фотоаппарат поворачивается вокруг своей оси.

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

3.Каждый последующий кадр захватывает часть предыдущего (10 – 15 %), которая позволяет затем произвести монтаж полного изображения.

Вопрос. История появления и развития фотографии. - student2.ru

4.При кадрировании строго выдерживается условно обозначаемая нижняя линия съемки (при фотосъёмке с руки при повороте фотоаппарата (смена кадра) нельзя поднимать или опускать фотоаппарат он должен быть на одном уровне относительно линии горизонта). При каждом повороте фотоаппарата нужно следить, чтобы задняя стенка камеры была параллельна плоскости снимаемо­го объекта.

5. Условия съёмки всех кадров должны быть одинаковыми, снимки печатаются в одном масштабе увеличения, при одной и той же вы­держке и проявляются одновременно, что гарантирует их одинаковую плотность.

Измерительная фотосъемка.

Измерительная съемка (метрическая фотография) — это система рекомендаций о приемах фотографирования и применяемых техничес­ких средствах для получения снимков, позволяющих установить ис­тинные размеры запечатленных предметов. По снимкам, выполненным измерительным методом, можно составить масштабный план места происшествия, определить расстояния между объектами и размеры любого из них. Это возможно потому, что оптическое изображение фотографического снимка строится по законам оптики и про­ективной геометрии. На снимке воспроизводится не только форма объектов, их взаимное расположение, степень яркости или цветовые оттенки, но и размеры, которые могут быть действительными, уменьшенными или увеличенными.

Масштаб фотоизображения зависит от расстояния, разделяюще­го объект съемки и фотокамеру, а также от величины главного фо­кусного расстояния ее объектива. Знание этих параметров и свойств используемой оптики позволяет по снимку найти фотографический масштаб изображения и путем математических расчетов определить действительные размеры объектов, а также расстояния между ними. Получение информации о размерах объектов и промежутках между ними по фотографическому снимку нередко становится важнейшим, а в некоторых случаях единственным источником таких сведений.

Измерительная фотография достаточно широко используется в различных областях знаний: в изыскательских работах по строитель­ству дорог и магистральных трубопроводов, в археологии, картогра­фии и т.д. Эффективен метод измерительной фотосъемки и в крими­налистической практике. В следственной практике эксплуатируются наиболее простые и доступные разновидности измерительной фотосъёмки. Они не сложны как при фиксации, так и при проведении расчетов действительных размеров предметов, запечатленных на снимках. К этим разновидностям измерительного метода относятся: 1) фотосъемка с линейным масштабом; 2) съемка с глубинным мас­штабом; 3) фотосъемка с квадратным масштабом.

1. Фотосъемка с линейным масштабом, по сути, состоит в том, что одновременно с криминалистическим объектом фотографируется масштаб — обычно линейка с контрастными сантиметровыми или миллиметровыми делениями. Масштаб при съемке располагается в плоскости фотографируемого предмета, поэтому оба изображения на фотопленке получаются с одинаковым уменьшением или увели­чением. Это значительно облегчает расчеты по восстановлению ис­тинных размеров запечатленного объекта и его деталей.

Грамотно выполненный снимок позволяет точно определять размеры сфотографированного предмета по линейному масштабу. Для этого при съемке с таким масштабом необходимо соблюдать следующие правила. Первое из них сводится к тому, что линейный масштаб должен располагаться на уровне фронтальной плоскости фотогра­фируемого объекта, чтобы масштаб их уменьшения на пленке был одинаковым. Если фронтальная плоскость снимаемого объекта (на­пример, глубоко вдавленный след обуви на влажном грунте) располагается ниже плоскости фона, то линейный масштаб должен быть помещен на тот же уровень. И наоборот, когда фронтальная плоскость фотографируемого объекта значительно выступает над плоскостью фона, масштаб должен быть помещен на соответствующую подставку. Другими словами, если предмет объемный, то масштаб размещают в плоскости, резкое изображение которой стремятся получить.

Масштаб нужно располагать рядом с фотографируемым объектом, но ни в коем случае не на нем самом. Иначе, даже если масштабная линейка и невелика, она неизбежно закроет часть по­верхности объекта. Вследствие этого на снимке не будет отображена какая-то деталь, которая может оказаться значимой в криминалис­тическом отношении. По этой причине могут оказаться утрачен­ными важные данные, что совершенно недопустимо, ибо может затруднить раскрытие преступления и доказывание вины подозре­ваемого лица.

Второе правило: при фотосъемке с линейным масштабом камера устанавливается таким образом, чтобы оптическая ось ее объектива была перпендикулярна к плоскости снимаемого объекта и масштаба. При наклоне оптической оси относительно фронтальной плоскости запечатлеваемого объекта возникают перспективные искажения, ко­торые приведут к ошибкам в расчетах при восстановлении действи­тельных размеров. Поэтому фотосъемку лучше производить со шта­тива или штативной головки со струбциной. Можно использовать и другие предметы, позволяющие достаточно жестко зафиксировать положение фотоаппарата. Чтобы выдержать прямой угол между оптической осью объектива и плоскостью объекта, следует воспользо­ваться уровнем или отвесом. Простейший отвес можно изготовить на месте съемки, привязав небольшой грузик к отрезку шнура или толстой нитке.

Третье правило сводится, к тому, что задняя стенка фотокамеры (а значит, и плоскость пленки) должна быть параллельна поверхности снимаемых объектов, что также исключает появление перспектив­ных искажений. Для контроля параллельности можно использовать отвес и чертежный треугольник с прямым углом либо строительный уровень. Последний устанавливают на заднюю стенку фотокамеры. В криминалистической запечатлевающей фотографии метрическая съемка с линейным масштабом используется для фиксации крими­налистических объектов, имеющих небольшие размеры. Чаще всего это следы ладоней, ног, зубов, орудий взлома и инструментов, при­менения огнестрельного оружия, а также такие некрупные предметы, как ножи, пистолеты, револьверы, кастеты, гранаты и т.д.

Фотографирование с масштабом производится и в тех случаях, когда объект на снимке передается с увеличением относительно дей­ствительных размеров. Это относится к мелким криминалистичес­ким объектам, таким, как одиночные следы пальцев, пули, гильзы, пробоины, брызги крови, волосы, микрочастицы, следы сверления, распила и перекуса на дужке замка и др. Такая съемка именуется крупномасштабной, производится с использованием удлинитель­ных колец и других приспособлений с близкого расстояния.

2. Фотосъемка с глубинным масштабом применяется тогда, когда необходимо запечатлеть криминалистические объекты, находящие­ся на разных расстояниях от фотоаппарата в глубину. Она позволяет восстановить по снимку размеры объектов и промежутков между ними. Измерения по снимку производятся с учетом коэффициента негативного уменьшения объекта, который зависит от числа фокус­ных расстояний между ним и фотоаппаратом. Коэффициент равня­ется числу фокусных расстояний, отделяющих объект съемки от камеры, за минусом одного главного фокуса.

Глубинный масштаб представляет собой длинную ленту с деле­ниями. Каждое из них должно быть равно величине главного фокус­ного расстояния объектива. Это требование легко выполнить в тех случаях, когда камера оснащена длиннофокусным объективом. Малоформатные аппараты типа «Зенит» снабжены штатными объек­тивами, у которых значение главного фокусного расстояния не пре­вышает 5 см. Такие мелкие деления глубинного масштаба будут плохо различимы на фотографии уже при удалении от камеры на двадцать фокусных расстояний. Поэтому если метрическая съемка осуществляется малоформатной камерой, на глубинный масштаб наносятся деления, кратные величине главного фокусного расстояния ее объектива. Для лучшей различимости на снимке деления глубинного масштаба окрашиваются поочередно в контрастный цвет. Светлоокрашенные деления обозначают порядковым номером. Конечно, при глубинном масштабе точность расчетов несколько криминалистическое значение таких метрических снимков впол­не удовлетворительное.

При съемке с глубинным масштабом необходимо выдерживать простые рекомендации, которые исключают появление перспектив­ных искажений. Так, фотосъемку с глубинным масштабом следует производить с высоты 120—150 см со штатива, на котором надежно закреплена камера. Положение ее задней стенки контролируют по отвесу. Она должна быть вертикальна, а оптическая ось объектива параллельна глубинному масштабу. Последний укладывается в глу­бину снимаемого пространства. Если длина масштабной ленты доста­точна, то первое деление помещают точно под передней плоскостью объектива. Для этого от него опускают отвес и с этой точкой совме­щают первое деление ленты. В тех случаях, когда длина ленты недо­статочна, ее положение контролируют через видоискатель. Тогда первое деление размещают таким образом, чтобы оно приходилось на нижнюю границу кадра. После укладки масштаба и его закрепле­ния измеряют расстояние от ближнего края первого деления до точки соприкосновения отвеса с поверхностью опоры штатива. Это рассто­яние записывают для использования в последующих расчетах по снимку. Печать снимков производится с полного кадра с увеличением в целое число раз.

3. Фотосъемка с квадратным масштабом.Съемка с квадратным масштабом является разновидностью фотосъемки с глубинной м<

Наши рекомендации