Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников
Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяется особенностями личности преступника.Главное при ее рассмотрении, как было отмечено выше, — возраст. С ним связаны определенные биологические, психологическиеи психические изменения в структуре личности. Возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений идаже «физическая» возможность совершения определенных преступлений. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста, когда он начинает усваивать роли, которые формируют еголичностные качества. Именно в детстве человек складывается какобщественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это тесно связано с последующим поведением личности несовершеннолетнего.
Для несовершеннолетних вообще и несовершеннолетних преступников, в частности, характерно культивирование возрастных различий (разница в один год и более часто признается существенной). На этой основе могут возникать даже межличностные конфликты, ведущие к совершению преступлений.
Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14—15 лет — подростково-малолетняя, 16—17 лет — несовершеннолетние.
Однако криминологические, социологические и психологические особенности лиц в возрастном интервале 14—17 лет свидетельствуют, что на их поведение оказывают влияние как условия жизни и воспитания в предшествующие годы, так и молодые взрослые. Следовательно, преступность несовершеннолетних следует рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и преступлениями лиц старше 17 лет.
Возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особенностей психики, ее неустойчивость, обусловленную процессом становленияличности, физического и духовного развития организма, половогосозревания. Эти особенности психики несовершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в результате:искаженного представления о подлинной сущности и значениитаких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость,верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность; ошибок в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумения оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств;предпочтения внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей;эмоциональной неуравновешенности, неустойчивости, повышенной возбудимости, резкой смены настроений;обостренного отношения к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта;повышенной физической активности, инициативности, избытка сил и энергии, обусловленных подъемом жизнедеятельности; стремления к самостоятельности, к самовыражению и самоутверждению «любой ценой»; неприятия «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия; желания показать и доказать свою «зрелость», стремления к лидерству; внушаемости, излишней доверчивости, склонности к подражательству.
Среди несовершеннолетних преобладают лица мужского пола. Это объясняется физическими, психическими и психологическими особенностями мужчины, с исторически сложившимся различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин.
В общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90 %, девушки — около 9 %. Вместе с тем в последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.
Криминологи часто указывают на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить опотенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов.
Более 30 % несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде не учились и не работали, причем наблюдается тенденция роста числа неработающих и не учащихся участников преступлений.
С криминологической точки зрения особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию. Каждого восьмого-десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.
Особой является и проблема досуга. Как правило, свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2—3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников.
Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.
Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, о «незаконном» осуждении.
Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему: преобладание «детских» мотивов — совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т.п.; ситуативность мотивов; деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж; больший по сравнению с преступлениями взрослых «веер» мотивов.
Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних играют особую роль при формировании неформальных группировок.
Среди создаваемых несовершеннолетними групп психологи выделяют просоциальные, социально индифферентные и антисоциальные. При этом группировки с явно асоциальной направленностью объединяют не более 10 % молодежи. Оставшиеся 90 % — это резерв, который пополняет асоциальные группировки либо противостоит им.