Источники информации о преступности
Источниками информации о преступности являются:
а) статистические отчеты: отчеты МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов, в том числе: о зарегистрированных преступлениях (форма № 1 МВД РФ); отчет о лицах, совершивших преступления (форма № 2 МВД РФ), а также форма № 1-г МВД РФ, содержащая сведения о зарегистрированных преступлениях и выявленных преступниках в разрезе всех статей УК); формы № 1-а, № 3, № 5 МВД РФ, а также ряд иных форм;судов и органов юстиции, в том числе: отчет о работе судов (форма № 1 МЮ РФ); отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (форма № 10 МЮ); отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма № 11 МЮ); отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (форма № 12 МЮ), при необходимости– другие формы судебной статистики ;
б) статистические карточки первичного учета, в том числе отражающие сведения о преступлении, о совершившем его лице, о подсудимом. В этих карточках содержится гораздо больше данных, чем в статистических отчетах. Хотя эти отчеты составляются на основании карточек первичного учета, в некоторых статистических формах содержится примерно 30 % информации карточек.
Все данные карточек первичного учета вводятся в память данных информационных центров министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации. Соответственно при изучении преступности можно по специальным программам анализировать непосредственные данные карточек. Это дает возможность сопоставлять разные показатели одной или нескольких карточек применительно к выделяемому конкретному объекту исследования. Например, при анализе краж можно выяснить, что и откуда похищалось, находились ли соответствующие объекты под охраной, какой именно;
в) показатели социально-экономической, социально-демографической и другой статистики. Например, для исчисления коэффициентов преступности требуются сведения о численности населения, в том числе разного возраста;
г) данные об иных правонарушениях, пьянстве, алкоголизме, наркомании и т.п. Они содержа-тся в материалах как государственной, так и ведомственной статистики (МВД РФ, МЮ РФ и т. п.);
д) материалы обобщения уголовных дел, материалов и заявлений о преступлениях. Такие обобщения регулярно делают в правоохранительных органах, а также в органах исполнительной власти, в некоторых средствах массовой информации. Кроме того, криминологи сами обязательно изучают и обобщают эти материалы. Уголовные дела, материалы, заявления изучаются в сплошном либо выборочном порядке. Сплошное исследование проводится, когда число дел невелико. При выборочном изучении дел определяется сначала количество всех дел, а затем решается вопрос об объеме выборки. Во всех случаях, изученное число дел должно обеспечивать представительность (репрезентативность) исследования. Это требует прежде всего квотной выборки, воспроизводящей структуру преступности с учетом доли каждого вида преступлений в общем числе зарегистрированных. Для точного расчета выборки полезно привлекать специалистов по использованию выборочных методов исследования. Наиболее полно вопрос об использовании выборочного метода в криминологии изложен В.В. Лунеевым .
е) результаты изучения общественной психологии, правового сознания, общественного мнения о преступности и борьбе с ней;
ж) данные опросов осужденных, лиц из контрольной группы, представителей разных социальных групп населения;
з) результаты наблюдений криминологов;
и) результаты экспериментов, если они проводились.
Учет преступности основывается на регистрации конкретных ее проявлений: фактов совершенных преступлений; лиц, совершивших эти преступления; жертв преступлений и сумм материального ущерба, причиненного преступлениями; организованных преступных формирований.
Однако современная статистика эти данные отражает крайне неполно.Первый показатель – число совершенных преступлений – в принципе не может быть полностью отражен в статистике хотя бы уже потому, что многие преступления совершаются в условиях неочевидности, немало преступников разрабатывают специальные меры по сокрытию следов преступлений, не все потерпевшие сообщают о посягательствах на них. Таким образом, число зарегистрированных преступлений (форма № 1 МВД РФ) – это далеко не число совершенных преступлений. Рост числа преступлений в форме № 1 может отражать и фактическое увеличение преступности, и изменение практики борьбы с ней, практики ее регистрации.
С учетом изложенного целесообразно анализировать во взаимосвязи по крайней мере два статистических показателя: число рассмотренных органами, внутренних дел и прокуратуры заявлений, сообщений о преступлениях и число зарегистрированных ими преступлений. Анализ числа и динамики заявлений о преступлениях дает определенное представление о том, в какой мере физические и юридические лица считают себя жертвами уголовно наказуемых деяний.
Заявления и сообщения не всегда находят подтверждение. Иногда они бывают заведомо ложными, а нередко люди ошибаются в оценке соответствующих деяний как преступных, не зная, что они влекут всего лишь административную либо гражданско-правовую, дисциплинарную ответственность. Статистика преступлений отражает те деяния, данные о которых были проверены в предусмотренном законом порядке и нашли свое подтверждение, например, путем вынесения постановлений о возбуждении уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о приостановлении уголовного дела. Второй показатель – число лиц, совершивших преступления (форма № 2 МВД РФ). В статистике отражается только число выявленных лиц, т. е. есть установленных преступников, вина которых доказана.
Общее число выявленных лиц, совершивших преступления (форма № 2), подразделяется на две категории: 1) лица, которые освобождаются от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям в связи с направлением материалов в комиссию по делам несовершеннолетних, в товарищеский суд и т.п.; 2) лица, дела о которых направлены в суд. Вторая категория включает как осужденных, так и оправданных, а также лиц, дела о которых прекращены судом либо направлены на дополнительное расследование. Поэтому одновременно с данными формы № 2 МВД РФ следует анализировать и судебную статистику, в том числе о количестве осужденных.
Третий показатель – число потерпевших. Ими могут быть и юридические, и физические лица. Ведь кражи совершаются и из квартир, и из учреждений, предприятий. Однако современная уголовная статистика ведет весьма ограниченный учет потерпевших. С 1986 года (форма
№ 1-г МВД РФ) учитывается число лиц, погибших в результате совершенных преступлений. Начиная с 1993 года стали учитываться некоторые данные об иных потерпевших.
Четвертый показатель – материальный ущерб. Уголовная статистика ранее фиксировала только материальный ущерб от хищений государственного и общественного имущества, причем как по делам, направленным в суд, так и по тем делам, которые были прекращены, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Эти данные не совпадают с суммами материального ущерба, окончательно определенного судом. Судебная статистика также отражает материальный ущерб. По всем делам о преступлениях, повлекших этот ущерб, имеется такой показатель, как "сумма материального ущерба, определенная судом".
Эта сумма может отличаться от той, которая фиксируется формой № 1-е МВД РФ, например, в силу того, что уголовные дела о наиболее крупных хищениях рассматриваются судами после многолетних расследований. И если, например, в 1992 году судами был определен ущерб в сумме 3 086 356 руб., а дознавателями и следователями – только по делам о хищениях государственного и общественного имущества – в размере 2 885 187 руб., то это отражает не только часть прекращенных в стадии предварительного расследования дел о хищениях, но и то, что 1992 год был отмечен высокими темпами инфляции. Соответственно, исчисляемый в новых ценах ущерб оказывается отраженным в делах, рассмотренных судами в 1993 году или даже позднее.
Наконец, важно иметь в виду, что в последние годы открыто публиковались данные уголовной статистики только по делам органов внутренних дел, прокуратуры (формы № 1, 1-г, 1-е, 2 и др.) за изъятием сведений об особо опасных и некоторых иных государственных преступлениях (Министерства безопасности РФ), а также воинских преступлениях (органов военной прокуратуры). Поэтому, как правило, общий криминологический анализ преступности на практике основывается на материалах открытой статистики. Он дополняется анализом воинской и части государственной преступности, сделанным в установленном режиме.
Данные о налоговых и таможенных преступлениях, как и преступлениях на транспорте, отражаются в единых отчетах (формы № 1, 1-г, 2 и др. ).
Разумеется, учет, регистрация преступлений нуждаются в дальнейшем совершенствовании как в концептуальном, так и в практическом аспектах. Криминологи ставят вопрос о создании в России единого банка данных о разных видах преступности. Причем считают, что он по России в целом должен формироваться на базе первичных карточек учета. Сейчас данные этих карточек обрабатываются только в регионах – единого банка данных в Российской Федерации не существует. Субъекты Федерации направляют в федеральные органы уже заполненные ими статистические формы. На этапе составления таких форм может теряться информация. Например, в результате того, что она оценивается после составления таких форм в субъектах Федерации с точки зрения того, как выглядит данный регион по сравнению с другими регионами или в данный период по сравнению с предшествующими. Соответственно такая оценка в некоторых случаях сопровождается корректировкой данных статистических учетов.