История криминологии как науки
2.1Ранняя история криминологии
Механизмы самозащиты присущи практически всему живому. Первоначально, в первобытно-общинном строе, это была практика защиты от нападений, затем она приобрела характер неодобряемого и далее – запретного поведения.
Следующим этапом развития механизмов реагирования на нарушение социальных установ-лений стали развитие кровной мести, а также укрепление и развитие власти вожака (вождя, князя).
Одно время кровная месть действовала параллельно с властью вождя, но затем была вытеснена последней. Это было связано в том числе и с тем, что воздействие вождя на преступность было более разнообразным (кровная месть предполагала исключительно убийство) и адекватным. И, наконец, появилось “бессмертное” изобретение человечества - тюрьма. Уже в древней Греции и древнем Риме тюрьмы были похожи на те, что существуют сейчас.
Таким образом, власть вождя, трансформировавшаяся затем во власть господина, царя положила начало развитию разнообразного арсенала мер воздействия на преступность. Причем акцент делался на карательные меры.
Уже в то время выработались два важнейших принципа воздействия на преступность:
1) необходимость постоянного поиска более эффективных мер воздействия; 2) требование экономичности мер воздействия, соответствия затрат материальным и экономическим возможностям.
Оба принципа действуют и по настоящее время в практике воздействия на преступность любого государства. Наряду с карой мощным средством воздействия, в том числе и на преступность, стала религия. Религия контролировала не только дурные поступки людей, но и дурные мысли, о которых может узнать Бог. Таким образом, эта форма социального контроля стала самой всеобъемлющей.
Развитие культуры постепенно подвело человечество к проблеме воспитания. Воспитание подрастающего поколения оказалось достаточно мягким, но весьма эффективным методом регулирования общественной жизни. Возможности предупреждать преступления посредством правильного воспитания были отмечены такими философами древности, как Конфуций, Пифагор, Демокрит, Сократ.
Конфуций развил теорию воспитания подданных примером правителя, а также теорию семейного воспитания, основанного на беспрекословном подчинении младших членов семейства старшим. Наиболее полно эти теории были восприняты и развиты в Японии, где стали одной из основ японского общества, отличающегося одним из самых низких уровней преступности в мире.
Знаменитый древнегреческий философ Платон развил положение о необходимости социального переустройства как факторе, препятствующем преступности. Он впервые стал рассматривать нарушения законов как следствие болезни государства. Одним из основных источников болезни он называл противоречия, возникающие между бедностью и богатством.
В целях предупреждения преступлений и беспорядков, считал Платон, государство должно установить пределы расхождения с тем, чтобы стоимость имущества самых богатых лишь в 4 раза превышала этот же показатель самых бедных.
После крушения древнеримской империи наступил период, получивший название средневековья. Его символом в области борьбы с преступностью стали необычайная жестокость наказаний преступников, а также господство религиозных взглядов на сущность преступности и методы борьбы с ней.
Теоретиками инквизиции (Фома Аквинский, Шпренгер, Иоанн Дамаскин) преступник понимался как пособник злых сил, слуга сатаны и его признания в этом можно добиваться всеми возможными приемами и средствами.
Однако даже в это время идея социальных преобразований как мера воздействия на преступность продолжала находить своих сторонников. Она развивалась Т. Мором и
Т. Кампанеллой, которые ценой собственной жизни и свободы отстаивали гуманные подходы к воздействию на преступность.
2.2 Развитие криминологических знаний в эпоху Возрождения и в период подготовки и проведения буржуазных революций XVII-XVIII столетий
Принято считать, что более-менее систематический характер научное осмысление проблем преступности и борьбы с ней приобрело во второй половине ХVIII века. В развитии же криминологии как науки выделяют несколько научных направлений, преобладавших в тот или иной период. Рассмотрим наиболее известные из них.
Классическая школа уголовного права.
Идеи утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы были развиты великими философами-просветителями ХVIII в. Руссо, Вольтером, Дидро, Монтескье.
Они выдвинули много положений о гуманизации всей системы воздействия на преступность за счет уменьшения роли и степени применения кары. Им принадлежит классический принцип: “Главное не то, чтобы было назначено строгое наказание”.
Идеи гуманистов синтезировал Ч. Беккариа, опубликовавший в 1764 г. фундаментальный труд “О преступлениях и наказаниях”. Идеи Беккариа имели огромный резонанс не только в научной среде. Многие монархи пытались реализовать их на практике, на них в основном базировался Французский уголовный кодекс 1791 г. Вот несколько правовых принципов, которые актуальны и сегодня: “Лучше предупреждать преступления, чем наказывать”, “Должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями”.
Огромное влияние на гуманизацию системы наказания во всем мире оказали труды известного английского ученого Джона Говарда (1726-1790). Основная его идея - раздельное содержание различных категорий осужденных (мужчин, женщин, н/летних, по видам преступлений и т.д.).
Существенную роль в развитии науки о преступности сыграла теория наказания, разработанная английским ученым Иеремией Бентамом (1748-1832). Он предлагал рациональное устройство тюрьмы на началах одиночного заключения и центрального надзора, имеющее мастерские, школу, больницу с целью исправления заключенных. Попытки построить образцовые тюрьмы как в России, так и в Англии, на которые он истратил все свои деньги, оказались неудачными.
Работы вышеназванных авторов и их последователей сформировали классическое направление уголовного права, в рамках которого развивались и криминологические идеи. Основной недостаток этого направления - недостаточное внимание личности преступника.