Особенности тактики проведения отдельных следственных действий

По прибытии на место происшествия следователю нужно визуально ознако­миться с обстановкой места происшествия, составить общее представление о случившемся, определить методы проведения осмотра места происшествия и места вероятного нахождения различных следов преступного деяния, наметить примерные границы осмотра. Перед началом осмотра следует провести ряд ор­ганизационных и подготовительных мероприятий:

1) обеспечить безопасность лиц, участвующих в осмотре;

2) принять необходимые меры по сохранению имеющихся следов преступ­ления, в первую очередь — при плохих погодных условиях (осадки, туман, ве­тер и т.д.);

3) удалить с места происшествия посторонних, предварительно среди них лиц, которые могут своими свидетельскими показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании дорожно-транспортного преступления;

4) провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работни­ков милиции, которые прибыли на место происшествия раньше следственно-оперативной группы;

5) обеспечить сохранность расположения предметов до начала осмотра;

6) на основании результатов, полученных при опросе потерпевших, свидете­лей, в ходе визуального осмотра места происшествия следователь при необхо­димости должен дать задания членам следственно-оперативной группы о про­ведении ими определенных действий или розыскных мероприятий.

В случаях, не терпящих отлагательства, когда следы могут быть утеряны из-за погодных или иных условий, осмотр проводится, no-возможности, одно вре­менно с вышеназванными мероприятиями.

Изучение обстановки на месте совершения дорожного события позволяет понять следователю сущность происшедшего, получить необходимую доказательственную информацию о виде, характере и обстоятельствах совершения конкретного ДТП, значительно облегчает реконструкцию всего события от момента возникновения опасной обстановки до конечного расположения транспортных средств и людей.

Рассмотрим более подробно первоначальный этап расследования ситуации, когда водитель и транспортное средство к моменту прибытия следственно-оперативной группы находятся на месте происшествия.

Первоначальная информация нередко бывает краткой и неконкретной. Из сообщения о ДТП обычно узнают лишь о времени и месте совершения происшествия. Поэтому вопрос о возбуждении уголовного дела решается, как правило, после осмотра места происшествия. При осмотре места ДТП в состав след­ственно-оперативной группы, кроме следователя, также должны входить: спе­циалист-криминалист, специалист-автотехник (им может быть госавтоинспектор), участковый инспектор, судебно-медицинский эксперт (при нали­чии трупа).

Необходимо тщательно зафиксировать расположение машин, следы их дви­жения и торможения, а также волочения, траекторию и характер этих следов, предметы, находящиеся на участке местности, где произошло ДТП (отделившиеся детали машин, осколки стекол, пятна различной жидкости, осыпавшиеся частицы грунта, следы ног человека, повреждении и различные следы на транспортных средствах), так как по этим данным можно восстановить многие обстоятельства дорожного события.

Фиксация обстановки на месте происшествия должна произ­водиться как можно быстрее. Всякая остановка движения нарушает его порядок, способствует образованию заторов и задер­жек. Иногда автомобиль, участвующий в дорожном событии и оставшийся на месте происшествия, затрудняет движение, создает дополнительную аварийную обстановку. Для оказания по­мощи лицам, находящимся в машине, ее нередко приходится переворачивать, выламывать двери, разбивать стекла и т. п. Все это приводит к тому, что к моменту прибытия следственно-оперативной группы обстановка места дорожного события пре­терпевает серьезные изменения, а это серьезно осложняет ре­конструкцию дорожного события.

Кроме того, срочность проведения осмотра места происшест­вия обусловлена тем, что заинтересованные лица умышленно могут изменить обстановку на месте ДТП, а очевидцы происше­ствия, не дождавшись работников милиции, покинуть его. Да и виновный водитель может покинуть место ДТП.

Практикой выработана определенная последовательность осмотра места ДТП. Осмотрначинают с выявления и фиксации быстро исчезающих следов на автомобилях, на покрытии дороги после дождя или на подтаивающем снегу. Необходимо описать размеры следов и характер их образования, замерить рас­стояние от следов до бордюра тротуара или обочины дороги и сфотографиро­вать их. Затем производят ориентирующую и обзорную фотосъемку, при необ­ходимости — узловую и детальную.

В ходе осмотра, знакомясь с местностью, следователь получает представление о характере дороги, профиле, типе и состоянии покрытия проезжей части. Устанавливается также наличие обо­чин, кюветов, тротуаров, кустарников, деревьев, дорожных зна­ков, светофоров, остановок общественного транспорта, разметки проезжей части и т.д. Необходимо зафиксировать расположение причастных к происшествию транспортных средств, иных объек­тов, потерпевших относительно друг друга и каких-то постоян­ных ориентиров (перекресток, угол дома, дорожный знак и т.д.).

Первостепенное значение для раскрытия ДТП имеет установление места столкновения транспортных средств или наезда на пешехода. Это удается сде­лать путем опроса водителей, потерпевших (если они в состоянии дать показа­ния), очевидцев происшествия, а также при анализе различных выявленных следов совершенного ДТП.

Осмотр места происшествия не следует ограничивать только площадью, на которой произошло ДТП и расположены основные объекты дорожной обстановки. Необходимо расширить границы осмотра и охватить те участки дороги, где находился транспорт во время, предшествующее появлению в обстановке дорожного движения факторов, повлиявших на конечный результат.

Так как границы осмотра сразу установить трудно, вначале ре­комендуется осмотреть те места, где находятся основные объекты происшествия: автомобиль, потерпевшие, наиболее выраженные их следы. Затем, двигаясь в направлении, обратном движению ак­том об или (или в направлении, соответствующем движению скрывшейся с места происшествия автомашины), следует осмот­реть обочины, тротуары и прилегающие участки.

Если виновник происшествия скрылся на своей автомашине, расследование надо начинать с допросов потерпевших и свидетелей-очевидцев, а когда из их показаний установлено место, где произошло данное событие, проводится ос­мотр места происшествия. При этом наряду со следственным действием прово­дят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на розыск водителя. Предварительное исследование следов на месте происшествия носит розыск­ной характер. Во время осмотра места происшествия принимают меры к обна­ружению следов, по которым можно определить марку и вид транспортного средств;! (следы протекторов шин. частицы краски и осколки стекол, отделив­шиеся при ударе о препятствие, и т.д.). Необходимо также осмотреть участок дороги по ходу движения скрывшегося автомобиля, так как следы масел, раз­личных жидкостей указывают на то, что машина имеет повреждения и может проследовать ограниченное расстояние.

В тех случаях, когда с места происшествия скрылось лицо, управлявшее транспортным средством, нужно установить и за­фиксировать следы, которые позже могут быть использованы для установления и идентификации личности. Так, следы пальцев ос­таются на рулевом колесе, органах управления, дверных ручках; на полу кабины могут быть обнаружены грунт (от обуви), окурки, коробки спичек, пачки из-под папирос и т.д. Кроме того, на си­денье, особенно на ковре, могут быть обнаружены микроследы.

Если ДТП произошло со смертельным исходом, то на месте происшествия осматривается труп (по общим тактическим правилам осмотра трупов на месте Происшествия). Однако при расследовании ДТП имеются свои особенности. На трупе могут быть выявлены повреждения, характерные для такого рода проис­шествий: обширные ссадины, скальпированные раны, большое количество кровоподтеков, многочисленные переломы костей. На одежде и теле могут быть обнаружены следы транспортного средства: отпечатки шин, частицы краски, пятня масел, осколки разбитых фар и пр.

Несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружения, различия в образцах грунта, изъятых с обуви пострадавшего, к грунта окружающей местности могут служить основанием для выдвижении л иных версии, в том числе об инсценировке происшествия.

В процессе осмотра места происшествия необходимо осматривать и транс­портные средства (если они остались на месте ДТП).

Осмотр автомашины начинают с передней части, где могут быть обнаружены следы наезда (например, вмятины, царапины, следы крови, волосы, следи рук потерпевшего, микроследы с его одежды, разбитые и поврежденные стекла фар и других сигналь­ных приборов). Затем осматривают правую и левую стороны, при этом особое внимание обращают на выступающие части автома­шины. Если произошел переезд потерпевшего, то следы наезда надо искать снизу автомашины (на протекторах колес, карданном вале, тягах управления и других выступах нижней части автома­шины).

Кроме этого, проверяют техническое состояние автомобиля: положение рычагов управления, состояние счетчика пройденного пути, количество топлива в баке, наличие и способ закрепления груза и т.д.

Допрос водителя. После осмотра места происшествия следователь должен сразу же допросить водителя, проверив предварительно, не находится ли он в состоянии опьянения.

Откладывать допрос нецелесообразно, так как у водителя появ­ляется возможность проанализировать свои действия, вспомнить высказывания граждан, находящихся на месте происшествия, оценить результаты осмотра места происшествия.

Допрос водителя рекомендуется начинать с вопроса о состоянии транспорт­ного средства, которым он управлял. Если водитель сказать, что его транспорт­ное средство было неисправно, то нужно выяснить, какая эта неисправность и в какой момент он ее обнаружил. Анализируя ответ, следователь определяет, на­рушил водитель правила движения или нет и связано ли это нарушение с на­ступившим преступным результатом.

Следователь должен установить, находился ли с водителем в кабине кто-то еще; если водитель был не один, то на каком месте сидел пассажир. Затем сле­дователь выясняет: в каком направлении ехал водитель, по какой улице или до­роге, с какой скоростью, на каком расстоянии от осевой линии, правого тро­туара или обочины, какая была видимость впереди, находились ли на проезжей части другие транспортные средства, какие именно, каково их положение по отношению к его транспортному средству.

Если совершен наезд на пешехода, то следователь должен выяснить: где на­ходился пешеход в то время, когда его увидел водитель; был ли пешеход один или в числе других граждан; что он делал (стоял, шел, бежал), если шел или бежал, то в каком направлении и как быстро, смотрел ли при этом в сторону движущегося транспортного средства, которым управлял допрашиваемый во­дитель; какие дорожные знаки видел водитель перед местом происшествия; был ли там светофор, пешеходный переход, остановка городского пассажир­ского транспорта. Далее выясняется, какие меры предпринял водитель, чтобы избежать наезда на пешехода, какой частью транспортного средства он его сбил, сразу ли остановил транспортное средство, каковы были его действия по­сле остановки транспорта. Если произошло столкновение транспортных средств, то при допросе каждого из водителей необходимо выяснить: с каким транспортным средством столкнулось его транспортное средство, на какой стороне проезжей части это случилось; на какой сигнал светофора выехал водитель на перекресток и в каком направле­нии его пересекал; почему не уступил дорогу тому транспортно­му средству, с которым произошло столкновение.

В тех случаях, когда столкновение произошло при перестрое­нии движущихся в одном направлении транспортных средств из ряда в ряд, нужно выяснить: в каком ряду вел транспортное сред­ство допрашиваемый водитель; кто из водителей производил это перестроение; из какого в какой ряд перемещалось транспортное средство; с какой целью это делалось; подавал ли водитель сиг­нал перестроения; в какой момент его включил; как произошло столкновение, имеются ли при столкновении потерпевшие и кто именно; каковы были действия водителей после столкновения.

При допросе водителя, задержанного после того, как он скрылся на своем транспортном средстве с места происшествия, необходимо установить, почему он это сделал, не оказав помощь потерпевшему и не сообщив о случившемся в милицию. Дальнейшие вопросы будут зависеть от того, как водитель ответит на первые вопросы.

Допрос свидетелей. При допросе свидетелей следует иметь в виду, что про­исшествие было для них неожиданным, поэтому нередко они дают показания не обо всем происшествии, а только об отдельных ею моментах, которые они непосредственно видели. Если такой свидетель довольно подробно рассказыва­ет обо всем происшествии, то нужно установить, действительно ли он наблюдал все происшествие или часть его показаний является пересказом того, что он услышал на месте совершения ДТП от других лиц.

При допросе свидетеля требуется выяснить, где он находился во время происшествия и что делал, в какую сторону смотрел, в какой момент обратил внимание на происходящее, каково со­стояние его зрения и слуха. Затем ему предлагается рассказать подробно о том, что он видел.

Если водитель скрылся с места происшествия, то у свидетеля выясняют тип и модель транспортного средства, его цвет, номер, приметы водителя, пасса­жиров и т.д.

Если свидетели дают путаные показания о том, где они находились в момент совершения ДТП, целесообразно предложить им нарисовать этот участок улицы или дороги и указать на рисунке место их нахождения, место нахождения транспортных средств, потерпевших и различных следов.

Положительный результат дает проведение допроса свидетеля на месте про­исшествия.

В качестве свидетелей могут быть допрошены и медицинские работники "скорой помощи" или лечебного учреждения, если по­терпевший скончался в их присутствии. При этом они должны рассказать следователю все то, что сообщил о происшествии по­терпевший перед смертью.

Допрос потерпевших. Проведение данного следственного действия связано с определенными трудностями. С одной стороны, потерпевшие в большинстве случаев заинтересованы обвинить только водителя, а с другой, находясь в со­стоянии сильного эмоционального потрясения и будучи травмированными, не могут объективно воспроизвести картину события, иногда вообще ничего не помнят. В каждом конкретном случае допросы нужно производить с разреше­ния врача.

Если потерпевший находится в опасном для жизни состоянии, но в сознании, то с разрешения врача и в присутствии других лиц следует записать его пока­зания на магнитофон.

Вопросы, подлежащие выяснению при допросе потерпевшего, в основном те же, что и при допросах свидетелей-очевидцев.

Конкретизация вопросов зависит от обстоятельств происшествия, его вида и т.д. Так, в случае наезда, когда водитель скрылся с места происшествия, при допросе потерпевшего необходимо выяснить: каким образом потерпевший оказался на месте ДТП; видел ли он приближающимся транспорт, видел или слышал сигналы, подаваемые водителем; состояние его зрения и слуха; приме­ты транспортного средства и водителя; где и когда переходил дорогу и на ка­кой сигнал светофора; на каком расстоянии от движущегося транспорта начал переход дороги; был ли на момент происшествия трезв или в состоянии опьянения; кого он считает виновным, если водителя, то конкретно в чем видит его вину.

В процессе раскрытия и расследования ДТП весьма значимыми следствен­ными действиями также являются: проверка показаний на месте, предъявление для опознания, очные ставки, следственный эксперимент и т.д. Исходя из рас­пространенности по делам данной категории и исключительной важности в це­лях установления истины по делу, представляется необходимым подробно рас­смотреть следственный эксперимент.

Следственный эксперимент. Это следственное действие проводят на про­езжей части дороги, где продолжается транспортное и пешеходное движение. Поэтому рекомендации о воспроизведении аналогичных условий времени и места расследуемого события не всегда выполнимы. Следственный экспери­мент может быть проведен и в другое время, однако доказательственное значе­ние его не становится меньшим. Лицо, производящее следственный экспери­мент, заранее готовится и принимает меры для обеспечения безопасности его участников и окружающих лиц.

Недопустима проверка опытным путем обстоятельств, связанных с заносом, экстренным торможением, определением техниче­ской возможности предотвращения наезда, восстановлением вза­имного положения объектов, находящихся в движении непосред­ственно перед столкновением, опрокидыванием и т. п.

Готовясь к проведению эксперимента, следователю целесообразно вначале побывать на этом месте для решения вопросов: допустимo ли производство эксперимента в дорожных условиях, в которых произошло расследуемое событие; будет ли нарушен jhtm транспортного и пешеходного движения; как обеспечить его безопасность; какие средства регулирования движения следует «пользовать во время эксперимента; какие вероятные результаты может дать следственный эксперимент.

Наиболее распространенным является эксперимент по проверке возможности наблюдать в конкретных условиях какое-либо собы­тие, например: мог ли водитель заблаговременно увидеть препят­ствие на дороге; мог ли потерпевший видеть приближающееся транспортное средство; мог ли свидетель со своего места наблю­дать ДТП; мог ли свидетель, посмотрев на движущееся транспортное средство, определить его скорость; могли ли образовать­ся данные следы на транспортном средстве в результате ДТП и др.

Иногда возникает необходимость в проведении следственных экспериментов с целью установления возможности совершения каких-либо действий, например проезда конкретного транспорт­ного средства по определенному участку местности или его раз­ворота.

Назначение судебных экспертиз. При расследовании дорожно-транспортных преступлений наиболее часто назначают автотехническую (до­рожно-транспортную), трасологическую, судебно-медицинскую, судебно-биологическую, судебно-химическую экспертизы. Кроме того, могут быть на­значены товароведческая, металлографическая, геодезическая, биолого-почвенная, ботаническая, судебно-психиатрическая и другие судебные экспер­тизы.

Судебно-медицинскую экспертизу проводят во всех случаях, когда имеются человеческие жертвы или пострадавшим причинены телесные повреждения. При этом ус-га на вливают характер, степень тяжести телесных повреждении, определяют причину наступления смерти пострадавшего. Кроме того, судебно-медицинская экспертиза может ответить на вопросы: какова была поза потер­певшего в момент его контакта с транспортным средством; какими деталями или частями машины причинены телесные повреждения пешеходу, пассажиру машины или самому водителю транспортного средства во время ДТП.

Для решения вопросов, связанных с установлением причин появления на те­ле пострадавшего при ДТП телесных повреждений, с выяснением ситуации и механизма, нужно обратить самое серьезное внимание на локализацию и вид повреждений, обнаруженных при первичном осмотре трупа на месте происше­ствия или обследовании потерпевшего в медицинском учреждении, куда он был доставлен для оказания медицинской помощи. Описание телесных повре­ждений необходимо сопровождать составлением схем, на которых обозначают их местоположение, локализацию, размеры, форму и другие признаки. К сожа­лению, как показывает изучение практики расследования ДТП, такие схемы со­ставляют редко.

Иногда при расследовании ДТП назначают судебно-биологическую экспертизу, на которую направляют обнаруженные при осмотре на поверхности транспортного средства капли крови, частицы мозгового вещества, волосы. Эксперты определяют, кому принадлежит направленный на исследование объ­ект — человеку или животному. Если же кровь, обнаруженная на транспортном средстве, принадлежит человеку, то устанавливают, к какой группе или типу она относится. Когда в распоряжении эксперта имеются образцы крови потер­певшего, то он дает заключение о совпадении или несовпадении по группе и типу крови, обнаруженной на транспортном средстве, и крови потерпевшего. Если на транспортном средстве обнаружены волосы человека, то определяют, сходны ли эти волосы с волосами потерпевшего.

Из криминалистических экспертиз чаще всего назначают трасологическую экспертизу следов транспортных средств. Она может дать ответы на такие вопросы: к какому типу относится транспортное средство, следы которого об­наружены на месте происшествия; в каком направлении двигалось транспорт­ное средство; оставлены ли следы колес, обнаруженные па месте происшест­вия, колесами конкретного транспортного средства и др.?

Если водитель скрылся, оставив транспортное средство на месте происшествия, а при осмотре па рулевом колесе и рычагах управления были обнаружены следы пальцев рук, то в случае заявления задержанного водителя о том, что транспорт­ное средство у него угнали, проводят дактилоскопическую экспертизу. Ее назна­чают и тогда, когда водитель заявляет, что человека он не сбивал, но на внешней поверхности транспортного средства обнаружены следы рук и есть основания предполагать, что они оставлены потерпевшим в момент наезда на него.

Когда на одежде потерпевшего обнаружены частицы краски, пятна смазки и другие помарки, которые могли появиться в результате ДТП, то назначают судебно-химическую экспертизу, в этом случае перед экспертом ставится вопрос, каким веществом оставлена помарка на одежде.

Задачами автотехнической (дорожно-транспортной) экспертизы являются:

- исследование технического состояния транспортных средств;

-— определение скорости движения, длины остановочных и тормозных путей по следам транспортного средства;

- восстановление обстоятельств дорожно-транспортного происшествия путем технических расчетов и анализа следов;

- определение соответствия действий водителя требованиям правил дорожного движения в конкретной дорожной обстановке;

— определение технических причин потери управляемости и устойчивости транспортных средств;

— проверка, с технической точки зрения, правильности показаний обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших.

В большинстве случаев объектами автотехнической экспертизы являются не вещественные доказательства, а фактические данные об обстоятельствах происшествия, содержащиеся в материалах уголовного дела. Поэтому представление эксперту полных, всесторонних и достоверных исходных данных — важнейшее условие проведения автотехнической экспертизы.

О6ъем материала, представленного па экспертизу, зависит от характера вопросов, требующих разрешения. Однако вне зависимости от содержания вопросов в распоряжение эксперта представляют: постановление о назначении экспертизы; протокол осмотра места происшествия; схемы к протоколу осмотра места происшествия; протокол осмотра транспорта; фототаблицы (как приложение к протоколу осмотра места происшествия и транспорта). В постановлении о назначении экспертизы должны быть все исходные данные, необходимые для решения поставленных вопросов. Иногда во время осмотра не удается установить тормозной след автомобиля, место наезда, взаимное расположение пешехода и автомобиля. Отсутствие указанных параметров делает невозможным производство экспертного исследования. Они должны быть получены посредством проведения других следственных действии: до­просов, очных ставок, следственных экспериментов, экспертиз. Добытые таким образом сведения очень часто не совпадают, бывают неточными. Между тем для проведения экспертизы требуются точные данные, выраженные в конкрет­ных числах. Поэтому перед тем, как вынести постановление о назначении экс­пертизы, следователь должен предварительно оценить свидетельские показа­ния, уточнить их.

В постановлении следователь указывает конкретные исходные данные или листы дела, где они содержатся. Совершенно недопустимо положение, когда эксперты вынуждены сами судить о достоверности исходных данных, содер­жащихся в материалах уголовного дела, или выбирать их по своему усмотре­нию.

При исследовании технического состояния транспортных средств могут быть сформулированы следующие вопросы для разрешения автотехнической экспертизой:

1. Имеет ли данное транспортное средство какие-либо технические неис­правности?

2. Соответствует ли состояние рулевого управления, тормозной системы, ко­лес, приборов освещения данного транспортного средства требованиям, предъ­являемым к исправному транспортному средству?

3. В результате чего произошла поломка системы или какого-либо узла; не­
правильной эксплуатации, естественного износа или по другим причинам?

4. Когда возникло повреждение какого-либо узла: до или в момент дорожно-транспортного происшествия?

5. Имелась ли у водителя техническая возможность обнаружить неисправ­ность данной детали путем наружного осмотра или при движении транспорт­ного средства?

6. Возможно ли обнаружить неисправность тормозной системы при тормо­жении или же эта неисправность может быть обнаружена только при разборке
ее агрегатов?

Для определения скорости движения и остановочного пути по следам транспортного средства могут быть поставлены вопросы:

1. Какова была скорость движения транспортного средства перед началом
торможения, если на месте происшествия остался тормозной след длиной
__ м?

2. Каким должен быть тормозной путь транспортного средства при установ­ленной скорости?

3. Какова была скорость движения транспортного средства в момент наезда, если
он произошел на ___м тормозного следа длиной ___м?

4. Какова была скорость движения транспортного средства перед началом
торможения, если след торможения составляет __м, а путь последующего
движения до полной остановки составляет __м?

5. Какова была скорость движения столкнувшихся транспортных средств, исходя из длины следов торможения и их взаимного расположения после столкновения, указанных в протоколе осмотра места происшествия и схеме до­рожно-транспортного происшествия?

При восстановлении обстоятельств (механизма) дорожно-транспортного происшествия путем технических расчетов и анализа следов ставят вопросы:

1. На каком расстоянии от места наезда находился автомобиль, двигавшийся
скоростью__ км/ч, если пешеход бегом преодолевал расстояние в __м?

2. На каком расстоянии от места наезда водитель начал тормозить? (Если ус­тановлено место наезда и длина тормозного следа).

3. Имел ли возможность водитель видеть пешехода, когда последний начал
переходить часть дороги слева по ходу движения, если видимость была огра­ничена другим автомобилем, двигавшимся впереди на расстоянии______ __м и левее на расстоянии __м?

4. Какое время находилось транспортное средство в движении от момента
принятия водителем мер к торможению до полной остановки?

5. Сколько прошло времени с момента принятия водителем мер к остановке до наезда на пешехода, если наезд совершен на __м при следе торможения длиной __м?

6. Когда водитель должен был начать торможение для избежания наезда с
учетом скорости движения транспортного средства, пешехода и удаленности
последнего от тротуара?

7. Имел ли водитель техническую возможность избежать наезда путем свое­
временного торможения при установленном расстоянии от транспортного
средства до пешехода?

8. Чем объясняется прерывность в следах торможения транспортного сред­ства?

9. Какова причина искривленности следов торможения транспортного сред­ства?

Для определения соответствия действий водителя требованиям правил движения в конкретной дорожной обстановке ставят вопросы:

1. Правильно ли с технической точки зрения действовал водитель в данной
дорожной обстановке? Если нет, то, какой должен был действовать?

2. Какими требованиями правил должен был руководствоваться водитель в
сложившейся обстановке для обеспечения безопасности движения?

3. Соответствовала ли выбранная водителем скорость требованиям правил
движения в такой обстановке? Если нет, то какая скорость обеспечила бы безо­пасность движения?

4. Какой из водителей имел преимущественное право пересечения перекрестка?

В целях определения причин потери управляемости и устойчивости транспортных средств ставят вопросы:

1. Что явилось причиной заноса или опрокидывания транспортного средства в данных конкретных условиях (резкое торможение, прокол камеры, разность давления в шинах, неисправность тормозов и т. п.)?

2. При какой скорости движения на повороте радиусом __м водитель мог бы избежать опрокидывания нагруженного (указать груз) транспортного сред­ства?

3. Возможно ли опрокидывание автомобиля марки __ при грузе _____, следовавшего со скоростью ___км/ч, если при заносе он ударился боковой стороной о неподвижное препятствие высотой __м?

4. Как должен был действовать водитель транспортного средства, чтобы из­бежать заноса и опрокидывания в данных дорожных условиях?

Глава 29

Наши рекомендации