Криминальное психологическое воздействие
Москва
В работе рассмотрены понятие, виды, стратегии, методы и средства психологического воздействия, а также особенности подобного влияния, оказываемого преступником на жертву при совершении широкого круга преступных деяний. Проанализированы и соотнесены друг с другом психологическая и правовая традиции исследования психологического воздействия и психического насилия.
Особенности подобного негативного воздействия на психическую сферу и поведение потерпевшего проиллюстрированы на примерах конкретных составов преступлений: против личности, против собственности и против государственной власти. Рассмотрена специфика применения специальных психологических познаний в форме судебно-психологической экспертизы при расследовании и судебном разбирательстве указанных категорий дел.
Для юристов-правоприменителей, преподавателей права и психологии, юридических психологов, проводящих судебно-психологические экспертизы и научные консультации.
Введение.
Психологическое воздействие теснейшим образом вплетено в ткань человеческих отношений. Оно проявляется практически при любом взаимодействии двух и более субъектов и, по существу, пронизывает всю человеческую жизнь. Люди как общественные существа непрерывно подвергаются ему со стороны окружающих и, в свою очередь, постоянно оказывают его на других. Психологическое воздействие, как будет показано ниже, – явление крайне многомерное, оно имеет множество различных аспектов. Следует отметить, что различным может быть и результирующий эффект данного процесса. Он может варьировать от крайне незначительного («в одно ухо вошло, в другое вылетело»), до весьма интенсивного, радикально меняющего сознание и деятельность субъекта, в отдельных же случаях переворачивающего всю его жизнь. Как точно выразился известный поэт В. Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти…».
Психологическое воздействие бывает различным и по «знаку». Оно может иметь сугубо положительный потенциал, как это происходит в психотерапии, воспитании, обучении, при взаимодействии священнослужителей с верующими. В ряде случаев оно относительно нейтрально для субъекта (рабочее взаимодействие в переговорном процессе). Существует, однако, весьма широкий спектр ситуаций, при которых результаты психологического воздействия являются для человека весьма негативными, травмирующими его психику. При этом палитра отрицательных воздействий и их последствий также весьма широка – от испорченного настроения после перебранки в транспорте до глубокой депрессии с попыткой самоубийства.
Разумеется, столь «тонкая материя» как негативное психологическое воздействие плохо поддается объективной оценке, особенно в количественной форме. Тем не менее, оно может не только осуждаться с позиции морали и этики. В ряде случаев его использование является противоправным в соответствии с нормами действующего законодательства. Анализ содержания статей Уголовного кодекса РФ показывает, что деструктивное психологическое воздействие в той или иной форме лежит в основе значительного числа преступлений, может характеризовать способ их совершения или являться обстоятельством, смягчающим или отягчающим наказание. В этих случаях психологический анализ направленности, интенсивности, динамики психологического воздействия, его форм и методов, использованных преступником при взаимодействии с потерпевшим, может дать правоприменителю ценную информацию, существенную для полной и всесторонней оценки всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Необходимо отметить, что с развитием теории и практики психологической науки ее достижения весьма широко внедряются в жизнь и не всегда в благих целях. Криминальное психологическое воздействие в ряде случаев носит достаточно тонкий, закамуфлированный характер. Оно уже давно не сводится только лишь к очевидным для жертвы высказываниям прямых угроз, шантажу, оскорблениям. В ряде случаев потерпевший частично (или полностью) не отдает себе отчета в том, что стал объектом скрытого психологического воздействия, манипулирования. К сожалению, и правоприменитель, убедившись, что в отношении потерпевшего не применялись явные угрозы, запугивание и др., зачастую не склонен далее углубляться в тонкости и нюансы состояния и поведения жертвы, исследование их причин.
Наблюдается нередко и противоположная тенденция, связанная с мифологизацией психологии и ее возможностей. Тема манипуляции сознанием, «зомбирования», «промывания мозгов» являются крайне популярной у широкой публики, общественных и политических деятелей. Она представляет собой благодатную почву для всякого рода околонаучных спекуляций.
Появившиеся в последние годы многочисленные шаманы, колдуны, экстрасенсы через средства массовой информации активно рекламируют свои услуги, обещая излечить ото всех болезней, решить любые проблемы, нейтрализовать врагов. Такая информация является крайне распространенной, при этом достаточно широкий круг лиц относится к подобным заявлениям некритично, принимает их на веру. Повышенная внушаемость делает их особенно уязвимыми для действий разного рода мошенников. Ярким примером подобного феномена является дело Г.Грабового, организовавшего общество «ДРУГГ» и получавшего огромные пожертвования от людей, которым пообещал воскресить их близких.
Полки книжных магазинов сейчас переполнены литературой, содержащей популярное, но при этом достаточно алгоритмизированное, «технологичное» изложение методов психологического воздействия на сознание и поведение людей (например, нейролингвистического программирования). Повышая «психологическую вооруженность» бизнесменов, менеджеров, да и обычных граждан, желающих «добиться победы любой ценой», «переиграть партнера по общению», авторы явно игнорируют возможный ущерб, который способно нанести окружающим дилетантское использование достаточно серьезных техник воздействия на сознание (или подсознание), предлагаемых для всеобщего ознакомления. Представляется, что риск злоупотреблений, использования специальной информации для недобросовестного манипулирования поведением и сознанием окружающих (как отдельных субъектов, так и групп) весьма существенен.
Для того чтобы помочь правоприменителю сориентироваться во всем многообразии информации, отделить реальность от вымысла, психологическое воздействие от самовнушения и самообмана, требуется привлечение сведений из области той науки, которая занимается изучением механизмов воздействия на сознание и подсознание людей. Необходимо хотя бы в общих чертах дать юристам представление о сущности психологического воздействия, его видах, методах и способах влияния преступника на жертву, роли и месте психологического воздействия в механизме преступного поведения.
Решению данных задач посвящена настоящая работа. Структурно она состоит из пяти глав. В первой рассматривается, каким образом проблема воздействия на человека ставится и решается в психологической науке. Проанализированы подходы к понятию «психологическое воздействие» и его соотношение с другими, близкими по значению терминами, описывающими сходную психологическую реальность, такими как «влияние», «манипулирование» и др. Рассмотрены основные стратегии и виды воздействия, а также методы и средства, с помощью которых оно осуществляется.
Во второй главе формулируется и обосновывается понятие криминального психологического воздействия как особого вида психологического воздействия, оказываемого при совершении преступных деяний, предлагаются широкое и узкое толкование такого воздействия. Обсуждается проблема психического насилия, принуждения и понуждения как разновидностей криминального психологического воздействия. При этом рассматриваются различные уголовно-правовые и криминологические подходы к содержанию данных феноменов.
Таким образом, в первых двух главах, содержательно образующих первую часть книги, рассматриваются общие вопросы психологии воздействия, в том числе в сфере криминала. В трех последующих главах, составляющих вторую часть монографии, обсуждается специфика психологического воздействия при совершении различных видов преступлений.
Третья глава посвящена анализу специфики криминального психологического воздействия на потерпевшего при совершении отдельных видов преступлений против личности – на примере доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ), оскорбления (ст. 130 УК РФ) и понуждения к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ).
В четвертой главе особенности психологического воздействия, оказываемого на жертву при совершении преступлений в сфере экономики, раскрываются на примере мошенничества (ст. 159 УК РФ).
Наконец, в заключительной пятой главе рассматривается, каким образом психологическое воздействие осуществляется в преступлениях против государственной власти – на примере публичных призывов к экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и возбуждения вражды либо ненависти, унижения человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ).
Четвертая глава книги подготовлена О.Р. Онищенко, остальные разделы – М.В. Крозом и Н.А. Ратиновой.