Основы взаимодействия следователей и оперативно-следственных органов при расследовании.

Под взаимодействием следователя с различными подразделениями и должностными лицами органов внутренних дел понимается основанная на законе и нормативных правовых актах согласованная деятельность, направленная на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.

Взаимодействие предполагает деятельность различных звеньев системы, не подчиненных друг другу. В процессе взаимодействия его участники, обладая необходимой информацией, действуют на основе общего плана и каждый в пределах своей компетенции.

В зависимости от оснований различают следующие виды взаимодействия:

  • внешнее, внутреннее (по отношению к системе);
  • постоянное, временное, единовременное (по времени);
  • органов, подразделений, лиц (по субъектам);
  • предварительное, первоначальное, последующее, заключительное (по этапам расследования);
  • процессуальное, не процессуальное (по формам деятельности).

Общими условиями эффективности взаимодействия являются:

  • наличие единого субъекта управления (организатора взаимодействия);
  • общность цели;
  • согласованность действий;
  • дифференциация функций участников;
  • автономность в пределах компетенции каждого;
  • оперативный контроль выполнения функций каждым участником;
  • обмен информацией.

Правовая основа взаимодействия – УПК РФ, ведомственные нормативные правовые акты.

Принципы взаимодействия следователя с другими службами и подразделениями ОВД:

· строгое соблюдение законности всеми участниками взаимодействия;

· разграничение компетенции субъектов взаимодействия;

· организующая роль следователя при взаимодействии с другими службами ОВД;

· комплексное использование сил, средств и методов, которыми располагает следователь и работники других подразделений ОВД.

Взаимодействие следователя с органом дознания при проверке первичных данных о преступлениях.

Необходимость взаимодействия органа дознания и следователя в стадии возбуждения уголовного дела диктуется не только успешным решением задач этой стадии, но и задачами последующих стадий уголовного процесса, для успешного решения которых создаются благоприятные предпосылки.

На практике потребность взаимодействия следователя и органа дознания при проведении предварительной проверки чаще всего возникает в следующих случаях.

  1. При проведении осмотра места происшествия в период производства предварительной проверки.

Взаимодействие следователя с подразделениями ОВД при расследовании преступлений, должно начинаться с момента поступления в дежурную часть сообщения или заявления о совершенном или подготовляемом преступлении. Организация такого взаимодействия на этом этапе обеспечивается дежурной частью ОВД:



    • после получения заявления или сообщения о преступлении оперативный дежурный, если необходимо, обеспечивает выезд СОГ на место происшествия. В состав группы включаются: следователь, работник уголовного розыска, специалист-криминалист ЭКО, кинолог, при необходимости специалист в области судебной медицины, другие сотрудники ОВД в зависимости от характера преступления;
    • руководителем СОГ является следователь. Он возглавляет группу в период проведения ОМП и организует взаимодействие с входящими в нее оперативными работниками и работниками экспертно-криминалистического подразделения, а также дает им указания (поручения). После завершения ОМП взаимодействие следователя с работниками ОВД должно продолжаться. Следователь и другие участники осмотра могут совместно обсудить и проанализировать результаты ОМП и на основе полученных данных выдвинуть вероятные версии, разработать согласованные проверочные, розыскные либо следственные мероприятия, если это вызывается необходимостью.
  1. При предоставлении следователю материалов, собранных органом дознания при проведении предварительной проверки.

Своевременное предоставление следователю собранных материалов имеет важное значение не только для обоснованного и быстрого принятия решения о возбуждении уголовного дела, но и может существенно повлиять на эффективность расследования в целом. Поэтому от эффективности взаимодействия здесь зависит сокращение сроков возбуждения уголовного дела.

  1. При проведении органом дознания определенных проверочных действий по заданию следователя.
  2. При направлении следователю любой информации, представляющей интерес для эффективного раскрытия преступления, если такая информация не нашла отражения в материалах предварительной проверки.
  3. При оказании следователем методической помощи сотрудникам органа дознания в период проведения ими предварительной проверки.

Взаимодействие следователя с органом дознания в процессе производства предварительного следствия.

В зависимости от стадии, на которой взаимодействуют следователь и орган дознания, а также с учетом конкретной следственной ситуации меняются и формы взаимодействия. Применительно к стадии предварительного следствия выделяют следующие направления взаимодействия:

  • выполнение органом дознания поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, находящимся в производстве следователя;
  • оказание содействия следователю (по его требованию) при выполнении отдельных следственных действий;
  • выполнение поручений и указаний следователя о принятии оперативно-розыскных мер по выявлению фактических данных;
  • принятие оперативно-розыскных мер по находящемуся у следователя делу, если при этом лицо, совершившее преступление, осталось неизвестным;
  • взаимный обмен информацией, полученной в процессе оперативно-розыскной работы и в ходе предварительного следствия.

Данные направления взаимодействия следователя и оперативного работника являются процессуальными. Они основываются и регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

Взаимодействие следователя с органом дознания по приостановленному уголовному делу.

Взаимодействие следователя и оперативного работника по приостановленному уголовному делу имеет специфические особенности по сравнению с совместным сотрудничеством на других стадиях предварительного следствия. Они связаны с тем, что после вынесения постановления о приостановлении предварительного расследования следственные действия по уголовному делу не производятся.

В этот период наиболее распространенными являются следующие формы взаимодействия:

  • принятие следователем через органы дознания мер к обнаружению лица, совершившего преступление;
  • согласование действий, которые совершают следователь и орган дознания для обнаружения указанного лица;
  • взаимный обмен получаемой информацией.

Таким образом, основную работу по раскрытию преступления после приостановления расследования по делу переносится на розыскную и оперативно-розыскную деятельность, ибо возможности следователя значительно ограничены.

В согласованном плане работы по приостановленному делу следует предусмотреть:

  • вопросы, подлежащие выяснению оперативно-розыскными (негласными) силами, средствами и методами;
  • уведомления другим органам внутренних дел о нераскрытом преступлении с сообщением новых ориентирующих сведений об его обстоятельствах, приметах, кличках предполагаемого преступника, приметах похищенного имущества;
  • уведомления о нераскрытом преступлении оперативных подразделений учреждений исполнения наказаний;
  • проведение мероприятий с целью получения новой информации по обстоятельствам дела (беседы с потерпевшими, свидетелями, лицами, проходившими по делу в качестве подозреваемых, истребование и изучение документов и т.д.);

организацию проверки причастности к нераскрытому преступлению лиц, привлеченных к уголовной ответственности или уже осужденных по другим делам о преступлениях, совершенных однородным способом;

  • использование данных криминалистических и иных учетов ОВД, в том числе и повторные проверки всех разыскиваемых объектов.

Наши рекомендации