Основы взаимодействия следователей и оперативно-следственных органов при расследовании.
Под взаимодействием следователя с различными подразделениями и должностными лицами органов внутренних дел понимается основанная на законе и нормативных правовых актах согласованная деятельность, направленная на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.
Взаимодействие предполагает деятельность различных звеньев системы, не подчиненных друг другу. В процессе взаимодействия его участники, обладая необходимой информацией, действуют на основе общего плана и каждый в пределах своей компетенции.
В зависимости от оснований различают следующие виды взаимодействия:
- внешнее, внутреннее (по отношению к системе);
- постоянное, временное, единовременное (по времени);
- органов, подразделений, лиц (по субъектам);
- предварительное, первоначальное, последующее, заключительное (по этапам расследования);
- процессуальное, не процессуальное (по формам деятельности).
Общими условиями эффективности взаимодействия являются:
- наличие единого субъекта управления (организатора взаимодействия);
- общность цели;
- согласованность действий;
- дифференциация функций участников;
- автономность в пределах компетенции каждого;
- оперативный контроль выполнения функций каждым участником;
- обмен информацией.
Правовая основа взаимодействия – УПК РФ, ведомственные нормативные правовые акты.
Принципы взаимодействия следователя с другими службами и подразделениями ОВД:
· строгое соблюдение законности всеми участниками взаимодействия;
· разграничение компетенции субъектов взаимодействия;
· организующая роль следователя при взаимодействии с другими службами ОВД;
· комплексное использование сил, средств и методов, которыми располагает следователь и работники других подразделений ОВД.
Взаимодействие следователя с органом дознания при проверке первичных данных о преступлениях.
Необходимость взаимодействия органа дознания и следователя в стадии возбуждения уголовного дела диктуется не только успешным решением задач этой стадии, но и задачами последующих стадий уголовного процесса, для успешного решения которых создаются благоприятные предпосылки.
На практике потребность взаимодействия следователя и органа дознания при проведении предварительной проверки чаще всего возникает в следующих случаях.
- При проведении осмотра места происшествия в период производства предварительной проверки.
Взаимодействие следователя с подразделениями ОВД при расследовании преступлений, должно начинаться с момента поступления в дежурную часть сообщения или заявления о совершенном или подготовляемом преступлении. Организация такого взаимодействия на этом этапе обеспечивается дежурной частью ОВД:
- после получения заявления или сообщения о преступлении оперативный дежурный, если необходимо, обеспечивает выезд СОГ на место происшествия. В состав группы включаются: следователь, работник уголовного розыска, специалист-криминалист ЭКО, кинолог, при необходимости специалист в области судебной медицины, другие сотрудники ОВД в зависимости от характера преступления;
- руководителем СОГ является следователь. Он возглавляет группу в период проведения ОМП и организует взаимодействие с входящими в нее оперативными работниками и работниками экспертно-криминалистического подразделения, а также дает им указания (поручения). После завершения ОМП взаимодействие следователя с работниками ОВД должно продолжаться. Следователь и другие участники осмотра могут совместно обсудить и проанализировать результаты ОМП и на основе полученных данных выдвинуть вероятные версии, разработать согласованные проверочные, розыскные либо следственные мероприятия, если это вызывается необходимостью.
- При предоставлении следователю материалов, собранных органом дознания при проведении предварительной проверки.
Своевременное предоставление следователю собранных материалов имеет важное значение не только для обоснованного и быстрого принятия решения о возбуждении уголовного дела, но и может существенно повлиять на эффективность расследования в целом. Поэтому от эффективности взаимодействия здесь зависит сокращение сроков возбуждения уголовного дела.
- При проведении органом дознания определенных проверочных действий по заданию следователя.
- При направлении следователю любой информации, представляющей интерес для эффективного раскрытия преступления, если такая информация не нашла отражения в материалах предварительной проверки.
- При оказании следователем методической помощи сотрудникам органа дознания в период проведения ими предварительной проверки.
Взаимодействие следователя с органом дознания в процессе производства предварительного следствия.
В зависимости от стадии, на которой взаимодействуют следователь и орган дознания, а также с учетом конкретной следственной ситуации меняются и формы взаимодействия. Применительно к стадии предварительного следствия выделяют следующие направления взаимодействия:
- выполнение органом дознания поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, находящимся в производстве следователя;
- оказание содействия следователю (по его требованию) при выполнении отдельных следственных действий;
- выполнение поручений и указаний следователя о принятии оперативно-розыскных мер по выявлению фактических данных;
- принятие оперативно-розыскных мер по находящемуся у следователя делу, если при этом лицо, совершившее преступление, осталось неизвестным;
- взаимный обмен информацией, полученной в процессе оперативно-розыскной работы и в ходе предварительного следствия.
Данные направления взаимодействия следователя и оперативного работника являются процессуальными. Они основываются и регулируются уголовно-процессуальным законодательством.
Взаимодействие следователя с органом дознания по приостановленному уголовному делу.
Взаимодействие следователя и оперативного работника по приостановленному уголовному делу имеет специфические особенности по сравнению с совместным сотрудничеством на других стадиях предварительного следствия. Они связаны с тем, что после вынесения постановления о приостановлении предварительного расследования следственные действия по уголовному делу не производятся.
В этот период наиболее распространенными являются следующие формы взаимодействия:
- принятие следователем через органы дознания мер к обнаружению лица, совершившего преступление;
- согласование действий, которые совершают следователь и орган дознания для обнаружения указанного лица;
- взаимный обмен получаемой информацией.
Таким образом, основную работу по раскрытию преступления после приостановления расследования по делу переносится на розыскную и оперативно-розыскную деятельность, ибо возможности следователя значительно ограничены.
В согласованном плане работы по приостановленному делу следует предусмотреть:
- вопросы, подлежащие выяснению оперативно-розыскными (негласными) силами, средствами и методами;
- уведомления другим органам внутренних дел о нераскрытом преступлении с сообщением новых ориентирующих сведений об его обстоятельствах, приметах, кличках предполагаемого преступника, приметах похищенного имущества;
- уведомления о нераскрытом преступлении оперативных подразделений учреждений исполнения наказаний;
- проведение мероприятий с целью получения новой информации по обстоятельствам дела (беседы с потерпевшими, свидетелями, лицами, проходившими по делу в качестве подозреваемых, истребование и изучение документов и т.д.);
организацию проверки причастности к нераскрытому преступлению лиц, привлеченных к уголовной ответственности или уже осужденных по другим делам о преступлениях, совершенных однородным способом;
- использование данных криминалистических и иных учетов ОВД, в том числе и повторные проверки всех разыскиваемых объектов.