Тема 12. Криминология насильственной преступности.

Семинар – 2 ч.

1. Криминологическая характеристика насильственной преступности.

2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников.

3. Причины и условия насильственной преступности.

4. Предупреждение насильственных преступлений.

Практическое занятие по отработке вопросов семинара – 8 ч.

Литература:

1. Клейменов, М.П. Криминология: учебник / М.П. Клейменов. – М.: Норма, 2011.

2. Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова [Электронный ресурс]. – М.: ЮстицИнформ, 2011. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru.

3. Старков, О.В. Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник [Электронный ресурс]. – М.: «Юридический центр Пресс», 2012. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru.

4. Федоров, А.Ю. Актуальные вопросы противодействия насильственным преступлениям несовершеннолетних / А. Ю. Федоров, С.И. Мартынова // Российский юридический журнал. – 2011. – № 2. – С. 117-121.

Методические рекомендации

Насильственные преступления – группа серьезнейших и опаснейших антиобщественных проявлений, противодействие которым – важный аспект деятельности органов внутренних дел, в первую очередь службы уголовного розыска. Поэтому изучению данной группы преступлений, их причин и условий, форм и методов профилактики должно быть уделено большое внимание. Социально-правовая оценка этих преступлений должна основываться на современных требованиях охраны личности как самой высокой социальной ценности, на учете тяжести, а часто и невосполнимости ущерба, причиняемого подобными посягательствами. С криминологической точки зрения, для оценки этих преступлений существенно то, что они представляют собой крайнее проявление индивидуализма, пренебрежения к важнейшим жизненным благам и интересам другого человека. В отличие от многих других преступлений в данном случае потерпевший предельно конкретизирован и причиняемый ему вред для виновного очевиден.

Анализируя статистические показатели, характеризующие рассматриваемую группу преступлений, необходимо обратить внимание на относительную стабильность показателей убийств, причинения вреда здоровью, изнасилований и т.д. Следует также учитывать четко выраженную зависимость этой группы преступлений от демографической структуры населения, уровня потребления алкоголя и ряда иных социальных факторов.

При рассмотрении личности насильственных преступников особый интерес представляют их нравственно-психологические черты и свойства, в том числе вопрос о распространенности психических аномалий у данной категории преступников и их криминологическом значении. Повышенная общественная опасность преступлений против личности не исключает необходимости соответствующей дифференциации этих преступников, выделения их различных типов, без чего невозможна надлежащая индивидуальная профилактика.

Причины и условия преступлений против личности должны анализироваться по соответствующей схеме, предусматривающей выделение криминогенных факторов нравственного формирования личности в семье, ближайшем бытовом окружении, учебном и производственном коллективах, иных сферах жизнедеятельности индивида, а также в криминогенных условиях и ситуациях на общесоциальном (региональном, местном) и индивидуальном уровнях. Применительно к изложенной схеме должны анализироваться и профилактические мероприятия с дифференциацией их по субъектам этой деятельности и с акцентом на деятельность органов внутренних дел.

Задание на семинарское занятие

После рассмотрения основных вопросов семинарского занятия учебная группа разбивается на 3-4 подгруппы для проведения дискуссии в виде «дебатов» по заранее данной преподавателем тематике противодействия насильственной преступности. Участвующие в дискуссии выступают с докладами, подготовленными к семинару, в течение 5-6 минут и отвечают на вопросы других подгрупп также в течение 5-6 минут.

Задание на практическое занятие

Практическое занятие проводится в ОП №1 или №4 при УМВД России по г. Барнаулу. За время практических занятий необходимо сформировать общее представление о работе ОП по противодействию насильственной преступности, а также ознакомиться с организационной структурой соответствующих подразделений ОП, с учетом того, что к моменту проведения занятия получены необходимые теоретические знания по теме из курсов уголовного права и криминологии.

Производится разбивка курсантов на группы по 2-4 человека с назначением старшего из числа сотрудников ОП и под их руководством непосредственно отрабатываются мероприятий по противодействию насильственной преступности.

Самостоятельная работа по изучению вопросов – 4 ч.

1. Особенности мотивации насильственных преступников.

2. Криминологическая характеристика насильственной преступности в Сибирском федеральном округе.

Наши рекомендации