Тема 11. Криминология рецидивной и профессиональной преступности.

Семинар – 2 ч.

1. Понятие и криминологическая характеристика преступного рецидива, рецидивной и профессиональной преступности.

2. Особенности личности преступников-рецидивистов и профессионалов.

3. Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности.

4. Основные направления предупреждения преступного рецидива.

Практическое занятие по отработке вопросов семинара – 8 ч.

Литература:

1. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федеральный закон Российской Федерации от 6.04.2011. № 64-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. Дан. – [М.]. – URL: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения: 13.12.2013).

2. О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: приказ МВД России от 8.07.2011 № 818: измен. 30.06.2012 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. Дан. – [М.]. – URL: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения: 13.12.2013).

3. Клейменов, М.П. Криминология: учебник / М.П. Клейменов. – М.: Норма, 2011.

4. Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова [Электронный ресурс]. – М.: ЮстицИнформ, 2011. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru.

5. Старков, О.В. Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник [Электронный ресурс]. – М.: «Юридический центр Пресс», 2012. – Доступ из электронной библиотеки «КнигаФонд». – URL: hhtp://www.knigafund.ru.

6. .: ВНИИ МВД России, 2011. – 244 с.

7. Лелеков, В.А. Особенности криминологического рецидива несовершеннолетних // Российский следователь. – 2012. – N 13.

8. Хамадишин, Д.З. Рецидив или ресоциализация? / Д.З. Хамадишин // Ведомости УИС. – 2011. – № 3.

Методические рекомендации

Рецидивная преступность – один из видов преступности, представляющий повышенную общественную опасность и отличающийся рядом особенностей, относящихся к детерминантам рецидивной преступности, личности преступников-рецидивистов, а также и к специфике предупреждения преступного рецидива.

Следует, прежде всего, разобраться в понятиях «рецидивная преступность», «рецидив преступлений», «преступный рецидив»; составить четкое представление о видах преступного рецидива, разграничив их по правовому содержанию (фактический, уголовно-правовой, пенитенциарный), по характеру совершенных преступлений (общий, специальный, криминальный профессионализм), их количеству (однократный и многократный), по степени опасности (простой, опасный, особой опасный). Социальная оценка преступного рецидива повышает его общественную опасность с учетом особенностей личности рецидивистов, их отрицательного воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений. При этом надо иметь в виду связь преступного рецидива с первичной преступностью, которая является необходимой ее предпосылкой и источником и в этом смысле заключает в себе своеобразный криминогенный потенциал, так как, будучи резервом преступного рецидива, определяет его будущее.

Рассматривая основные показатели рецидивной преступности – состояние, структуру, уровень, динамику, необходимо обратить внимание на сравнительную рецидивоопасность различных преступлений, а также связь между количеством судимостей у лица и степенью вероятности совершения им нового преступления. Заслуживает особого внимания характеристика личности преступников-рецидивистов. Здесь важно выделить особенности их социально-демографических характеристик, а также особенности нравственно-психологической сферы. Вместе с тем общая криминологическая характеристика личности преступников-рецидивистов должна сочетаться и дополняться их классификацией в виде разграничения основных типов рецидивистов и содержательной характеристикой каждого из них.

Анализируя детерминанты рецидивной преступности, следует различать общие детерминанты преступности, порождающие и преступный рецидив, и специфические детерминанты рецидивной преступности, разграничив их на две группы – субъективные (личностные) и объективные (внеличностные). Установление специфических детерминантов рецидивной преступности позволяет определить и основные направления профилактики этого вида преступности как на общесоциальном, так и специально-криминологическом уровне.

Задание на семинарское занятие

После рассмотрения основных вопросов семинарского занятия учебная группа разбивается на 3-4 подгруппы для проведения дискуссии в виде «дебатов» по заранее данной преподавателем тематике противодействия рецидивной и профессиональной преступности. Участвующие в дискуссии выступают с докладами, подготовленными к семинару, в течение 5-6 минут и отвечают на вопросы других подгрупп также в течение 5-6 минут.

Задание на практическое занятие

Практическое занятие проводится в ОП №1 или №4 при УМВД России по г. Барнаулу. За время практических занятий необходимо сформировать общее представление о работе ОП по противодействию рецидивной и профессиональной преступности, а также ознакомиться с организационной структурой соответствующих подразделений ОП, с учетом того, что к моменту проведения занятия получены необходимые теоретические знания по теме из курсов уголовного права и криминологии.

Производится разбивка курсантов на группы по 2-4 человека с назначением старшего из числа сотрудников ОП и под их руководством непосредственно отрабатываются мероприятий по противодействию рецидивной и профессиональной преступности.

Самостоятельная работа по изучению вопросов – 4 ч.

1. Особенности мотивации профессиональных преступников.

2. Основные направления пенитенциарной профилактики преступного рецидива.

Наши рекомендации