Использование методики словесного портрета в оперативно-розыскной и следственной практике. Принципы описания признаков внешности.
Знание методики «словесного портрета» обеспечивает возможность широкого использования в оперативно-розыскной и следственной практике данных о внешнем облике человека для своевременного розыска неизвестного преступника. При этом необходимо:
1. собрать информацию и оценить признаки внешности преступника;
2. составить словесный портрет;
3. провести его розыск с использованием словесного портрета;
4. подобрать лиц, среди которых будет предъявлен для опознания установленный человек;
5. зафиксировать результаты в протоколе и оценить их, проверив достоверность и обоснованность.
Сведения о внешности личности, полученные при допросе потерпевших и свидетелей, являются отправной точкой в его розыске. Они могут быть дополнены информацией из других источников: изучением вещественных доказательств, материалов уголовной регистрации, служебных документов, фотографических изображений, рентгеновских снимков, слепков лица умершего и др.
Например, изучение следов и вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия, иногда позволяет получить ценные сведения о внешности человека, который их оставил. Следы ног дают возможность предположить рост человека, его пол, физические недостатки и т.п. Орудия взлома позволяют судить о физической силе человека, его телосложении, профессии и т. д.
Важной проблемой использования словесной информации о внешнем облике человека, полученной при допросе потерпевших и свидетелей, является оценка ее полноты и достоверности, в основе которой лежит анализ субъективных и объективных факторов.
Сведения, на основе которых анализируются субъективные и объективные факторы, влияющие на качество полученной информации, устанавливаются при ознакомлении с обстоятельствами дела и предварительном допросе опознающего.
В процессе допроса устанавливаются: обстоятельства, предшествующие событию; условия непосредственного восприятия события; признаки внешности устанавливаемой личности, запечатленные в памяти опознающего; обстоятельства, имевшие место после восприятия человека до момента допроса; добровольность участия допрашиваемого в производстве следственного действия.
Все перечисленные факторы обусловливают содержание тактических приемов подготовки и проведения опознания устанавливаемой личности.
Субъективные факторы предопределяются совокупностью характеристик, связанных с конкретной личностью: социальное положение, личные качества, поведение, физическое и психическое здоровье и другие индивидуальные особенности. Получение данных о социальном статусе известного лица, как правило, не составляет большой сложности, но бывает полезным при оценке его показаний.
Например, профессия может способствовать восприятию внешности другого человека. Так, портной лучше воспринимает пропорции тела и одежду; спортсмен — физические данные человека (рост, телосложение, осанку).
Данные о возрасте очевидца могут облегчить оценку надежности информации о возрасте разыскиваемого субъекта, так как выявлена следующая закономерность: чаще всего человек правильнее определяет возраст своих сверстников и тех, кто моложе. В отношении людей старшего возраста, особенно достигших преклонных лет, нередко допускаются ошибки.
Оценка личностных качеств очевидца или потерпевшего может быть получена непосредственно из их ответов на вопросы следователя, со слов знакомых им лиц, а также из поведения во время допроса.
Замечено, что показания свидетеля об обстоятельствах происшествия более точные, чем показания потерпевшего, хотя могут быть менее полными. Это объясняется различием в психологическом состоянии, в котором они находились в момент события. Поэтому всегда важен учет психических особенностей человека, от которого получена информация.
Имеются в виду характер, темперамент, внимание, наблюдательность, память, воображение и др. Происходящие события каждым человеком воспринимаются по-разному — такими, как он их видит. Среди психических особенностей личности важное место занимает темперамент, предопределяющий поведение человека.
Важной характеристикой, определяющей мыслительные способности человека, является интеллект, так как воспринимаемая человеком информация находится в прямой зависимости от его интеллектуальных возможностей. Уровень интеллекта человека предопределяет его способность изложить ту или иную информацию.
Нередки случаи, когда человек запомнил внешность другого человека, но не может описать ее из-за бедности словарного запаса, хотя при просмотре иллюстративного материала точно указывает на запомнившиеся ему признаки.
При общении с человеком оценить уровень его интеллекта можно по следующим критериям:
наличие системности в изложении;
глубина анализа происшедшего события;
обоснованность выводов и отсутствие в них примитивности;
отсутствие противоречий собственных посылок, на которых первоначально строилась цепочка собственных суждений, необоснованных категорических утверждений, явно абсурдных заключений и выводов;
способность понять переносный смысл шуток и пословиц;
отсутствие чрезмерной обидчивости по незначительным поводам.
Наладить контакт в общении, понять допрашиваемого помогает знание языка жестов, мимики и телодвижений. Лицо, походка, жесты, тон речи — вспомогательный материал для изучения личности. Их особенность состоит в том, что они проявляются под действием импульсов подсознания. Невозможность подделки этих импульсов нередко позволяет доверять этому языку больше, чем привычному средству общения.
Объективные факторы связаны с условиями внешней среды и также, как субъективные факторы, оказывают влияние на полноту восприятия и достоверность информации о внешнем облике человека. Суть влияния этой группы факторов на качество полученной в ходе оперативных и следственных действий информации отражает другое их название — «факторы окружающей среды».
Учет влияния факторов внешней среды дает следователю возможность установить, в состоянии ли был человек видеть какой-то конкретный элемент внешности человека в этих условиях, на основании чего сделать вывод о реальности выделенных им признаков.
Максимальное влияние оказывают следующие объективные факторы: место, время и продолжительность наблюдения; расстояние от наблюдателя до объекта наблюдения; динамические характеристики наблюдателя и объекта.
Учет каждого из них способствует качественной оценке информации, получаемой в ходе следственных и оперативных действий. Например, установив, с какого расстояния наблюдался неизвестный человек, следователь может определить возможную степень детализации его внешнего облика. Известна следующая зависимость: с расстояния 1 км различимы лишь общие контуры фигуры человека; кроме того, искажаются ее размеры и цвет одежды; лицо и его отдельные элементы различаются лишь с расстояния 60 м.
Определение точного времени события помогает выяснить условия освещенности. Если оно было искусственное, то следует учесть, что в этих условиях черты лица выглядят менее рельефными. Направленное освещение сглаживает затемненные элементы внешности.
Человек чаще всего запоминает рост, цвет глаз, волосы, нос, брови, особенности телосложения, но в конечном счете у него возникает целостный образ, который и запечатлевается в его памяти. Однако мысленный образ человека с течением времени утрачивает ясность и полноту. Очевидно, что выяснение величины промежутка времени между днем наблюдения и моментом допроса весьма важно при оценке словесного описания. Наряду с учетом степени искажения информации по истечении времени выясняется степень влияния на нее мнения других людей.
Важным моментом составления словесного портрета неизвестной личности является определение уровня его оптимальной детализации. Излишняя детализация нередко вносит в описание внешности элементы домысла. Существует такой уровень детализации, за которым дальнейшее уточнение элементов внешности становится нецелесообразным, поскольку уже установлен комплекс индивидуализирующих признаков, позволяющих идентифицировать личность.
Свидетели и очевидцы описывают внешность устанавливаемой личности, пользуясь общежитейскими терминами, причем не всегда точными и ясными. Многое из того, что имеет существенное значение для идентификации, они могут упустить. Следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности. Вопросы при этом не должны быть наводящими.
Желательно придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако если допрашиваемый не знаком с этой терминологией и употребляет другие наименования признаков внешности, их следует сохранить в описании, поскольку замена этих наименований специальными терминами может исказить показания.
В некоторых случаях словесный портрет, составленный очевидцем, отличается от скорректированного с учетом результатов анализа субъективных и объективных факторов. В этой ситуации целесообразно оставить оба варианта словесного портрета для последующего использования в розыске.
Показания свидетеля о внешности неизвестного преступника фиксируются в протоколе. Полнота, тщательность и точность описания создают надежную идентификационную основу для установления тождества личности. Если получены только «общие» или «средние» данные о признаках внешности, то отождествление практически невозможно.
При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц словесный портрет используется для подготовки информационно-розыскных ориентировок с описанием признаков внешности, характеристикой «особых примет» в строении тела и лица и «броских» динамических особенностей. Это дает возможность сотрудникам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.
Эффективное применение методики «словесного портрета» достигается периодическим обращением к составленным ранее словесным портретам, своевременным их изменением и дополнением, постоянным использованием в криминалистической деятельности.