Социологические теории криминологии.
Теория аномии. Дюркгейм. У человека существуют биологические и социальные потребности. Он в процессе жизни их удовлетворяет, и любой поступок обусловлен стремлением удовлетворения потребностей. Биологические потребности имеют ограничения в физических свойствах организма. Социальные потребности, особенно стремления к роскоши, благополучию, комфорту естественных ограничений не имеют. Границы этих потребностей должны устанавливаться обществом, а именно общественной моралью. В успешно функционирующем обществе велика сплоченность людей, большинство людей солидарно в представлении о должном и порицаемом в своих идеалах. Однако иногда либо вследствие экономического бедствия, либо на оборот при резком росте благосостоянии страны сплоченность людей ослабевает, общество расслаивается на разные социальные группы, классы. Расслаивается и мораль. Возникает состояние аномии – отсутствие единой системы моральных норм. Мораль перестает оказывать сдерживающие действие на поведение людей. В этот период времени начинается рост преступности.
Мертон создает теорию социальной дезорганизации. Основная причина преступности – противоречия между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек не сумевший получить определенные ценности по всем правилам начинает отрицать эти правила и стремиться получить их любой ценой. Общество, прививая подросткам систему ценностей, мало заботится о том является ли их достижение реальным для большинства молодых людей. В действительности этими ценностями могут овладеть не многие. Когда молодые люди из идеального мира, созданными нравоучениями воспитателями попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать разочарование и фрустрацию. Типичной реакцией на это является создание групп корыстной направленности, где посредством совершения корыстных преступлений люди получают возможность жить в соответствии с высокими стандартами общества, объединение в агрессивные банды в них путем совершения актов насилия и вандализма молодые люди снимают психическое напряжение, вызванное общественной несправедливостью, вступление в антисоциальные группы, где молодые люди, употребляя наркотики и алкоголь уходят в себя, замыкаются и таким образом, заслоняются от окружающего лицемерия.
Теория дифференцированной связи. Сат(з)ерленд. Свою теорию он развивает на основе теории подражания, которая была популярна еще в 19 веке. Суть, которой заключалась в том, что привыкание к преступному поведению объяснялось действием психологического механизма подражания и обучения. Основные положения:
1. Преступное поведение ни чем не отличается от иных форм человеческой деятельности и подобно тому, как он учится этим видам деятельности и преступником он становится в силу своей способности к обучению
2. Преступное обучение включает в себя восприятие криминогенных взглядов, привычек и умений
3. Человек обучается преступному поведению, не потому что имеет к этому природные задатки, а потому что криминальные образцы чаще попадаются ему на глаза, у него устанавливается более тесная связь с такими людьми, у которых он может перенять криминальные взгляды
4. Преступные взгляды, ориентации усваиваются в неформальных группах. Формальный подход родителей учителей чаще бьет мимо цели, т.к. они чаще всего не имеют психологического контакта с детьми. Лицо становится преступником, потому что у него преобладают взгляды благоприятствующие нарушению закона, над взглядами не благоприятствующими этому
В России данную теорию критикуют: эта теория отрицает свободу воли человека, отрицает присущую индивиду избирательность поведения.
Теория стигмы. Танненбаум один из родоначальников. Много интерпретаций. Стигма – клеймо. В средние века преступников клеймили, это приводило к тому, что они совершали новые преступления, более тяжкие. Способствует росту преступности неправильное реагирование общества на преступления. Проявляется в 2 аспектах:
1. Избирательность наказания. Преступления совершаемые «сливками общества» многократно превосходят по степени общественной опасности, размеру ущерба традиционную преступность. Однако вся мощь карательной машины обрушивается на низшие слои общества на наименее ловких и наиболее обездоленных, а представители респектабельного общества остаются, как правило, безнаказанными. Большинство современных наказаний и особенно наказания в виде лишения свободы обладают эффектом стигматизации, т.е. они ставят на человеке клеймо и таким образом инициируют его отторжение от общества, обрекают человека на преступную карьеру. Необходимо корректировать практику воздействия на преступность в следующих направлениях:
a. Нужно расширять не карательных меры (общесоциальную профилактику)
b. Нужно расширять практику применения карательных мер, которые не обладают стигмой
c. Надо искать пути снижения эффекта стигматизации тех карательных мер, отказаться от которых невозможно, необходима гуманизация условий лишения свободы
Валерстайм, Вайл развивают теорию. Они опросили несколько тысяч американцев и установили почти тотальную криминализацию населения. Многие из них не понесли никакого наказания. Не нужно драматизировать зло, жесткие наказания носят, скорее всего, негативный, нежели позитивный характер, важна не кара, а меры, с помощью которых можно было бы удержать человека от преступления.