Виды следов транспортных средств. Их значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия

Следы транспортных средств в трасологии, в первую очередь, подразделяются по видам, оставивших их транспортных средств:

• следы нерельсовых транспортных средств (автомобиля, трол-лейбуса, трактора, мотоцикла, мотороллера и др.);

• следы путевого транспорта (повозок, саней, нарт);

• механизмов и устройств, перемещаемых физическими усилия-ми человека (велосипедов, тележек, санок);

• рельсовых транспортных средств (железнодорожного транс-порта, метро, трамвая).

Наиболее часто в следственной практике встречаются следы автомобилей.

По другой классификации следы транспортных средств принято подразделять следующим образом:

• следы частей и деталей транспортного средства (например, следы колес на проезжей части, бампера на препятствии);

• предметы, отделившиеся от транспортного средства (ос-колки стекла фарных рассеивателей, части решетки радиатора, обломки древесины кузова грузовых автомобилей и др.);

• вещества, например, частицы лакокрасочного покрытия, капли масла или жидкости системы охлаждения и др.

В зависимости от качества дорожного покрытия образуются поверхностные или объемные следы транспортных средств.

Следы имеют большое значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. Анализ расположения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортного средства.

По следам протекторов шин возможно установить тип транс-портного средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т.п. При движении автомобиля по грязи или снегу от захвата колесами верхнего слоя покрытия и отбрасывания его частиц на дно следа там образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону движения.

Направление движения транспортного средства можно про-следить и на траве, которая приминается в направлении движения. Пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа веерообразные трассы, обращенные узкими концами в направлении движения. К другим признакам, определяющим направление движения транспортного средства, можно отнести: раздавленные колесом ветки, сухие листья, следы переезда через лужи, капли горюче-смазочных веществ, упавшие с автомобиля на проезжую часть, и т.п. Концы сломанных лежащих поперек следа веток направлены в сторону движения транспортного средства, капли жидкости имеют расплывы в направлении перемещения транспортного средства.

Следы торможения могут свидетельствовать о состоянии ав-томобиля, а также о характере действий водителя. Так, криволи-нейные следы отпечатков протектора говорят о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможением. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указывать на высокую скорость автомобиля, которую водитель пытался погасить резким торможением.

Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, прямолинейно. Отклонение от прямой линии объясняется неравномерным торможением левых или правых колес, наличием поперечного уклона дороги. В этом случае отклонение будет происходить в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона.

Шина вращающегося с постоянной скоростью колеса оставляет статический след, который может быть использован для идентификации автомобиля.

Заблокированное колесо при своем движении на твердом покрытии собирает перед собой имеющиеся на нем наслоения (песок, грязь, снег) и в месте остановки оставляет перед собой валик из этих веществ, на котором остаются следы отпечатков части шины колеса. На мягком покрытии заблокированное колесо оставляет бороздку, которая также заканчивается валиком грунта и остающимися на нем следами части протектора шины.

В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия на проезжей части, кроме следов колес, могут быть следы крови, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия автомобиля и т.п.

Расположение следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется на одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его перемещение в процессе отбрасывания и место конечной остановки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте окончательной остановки тела после перемещения. Во втором случае в силу значительных повреждений тела и обильного оттока крови образуются обширные лужи с потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания в направлении движения транспортного средства.

Анализ осколков стекла фарных рассеивателей следует рас-сматривать в двух аспектах — в зависимости от того, когда произошел наезд: в начале или в конце торможения. При наездах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плотно прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции отбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары вдавливаются внутрь фары, а при падении тела человека выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим признакам можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения.

Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары осыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких осколков остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпевшего, а большинство крупных — на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае, наряду с уже отмеченными обстоятельствами, позволяет более точно установить и место наезда. Крупные осколки стекла фары позволяют идентифицировать конкретную фару.

При захвате одежды деталями передней или боковой частей автомашины потерпевший попадает на дорогу и на ней образуются следы протаскивания тела. Эти следы хорошо видны на грунтовой дороге или на дорожном покрытии, имеющем наслоения. Отброшенное после наезда тело потерпевшего оставляет обширные следы волочения, образующиеся за счет нарушения наслоений на проезжей части дороги. Они имеют вид широких полос (до размера потерпевшего). Иногда в таких следах обнаруживается кровь. Следы волочения указывают направление движения автотранспорта.

На одежду потерпевшего нередко попадают частицы лако-красочного покрытия автомобиля, осколки стекла, следы метал-лизации, образующиеся при соприкосновении ее с хромированными деталями транспортного средства. Эти следы сохраняются продолжительное время и могут быть использованы для уста-новления детали, оставившей такой след.

Наши рекомендации