Вопрос 2. Стратегии и основные направления предупреждения преступности
Деятельность по предупреждению преступности являются частью уголовной политики государства по обеспечению национальной безопасности, и имеет следующие цели:
а) сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;
б) способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;
в) устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально-экономических, идеологических и иных задач;
г) обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию;
д) влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;
е) снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.
Указанные цели достигаются в результате осуществления органами государственной власти и местного самоуправления следующих функций:
– определение (конкретизация) приоритетных направлений, целей и задач профилактики правонарушений с учетом складывающейся криминологической ситуации, особенностей региона и т.п.;
– планирование в сфере профилактики правонарушений;
– разработка и принятие соответствующих законодательных и иных нормативных актов;
– разработка, принятие и реализация федеральных и региональных программ борьбы с преступностью и правонарушениями;
– непосредственное осуществление профилактической работы;
– координация деятельности субъектов профилактики правонарушений;
– материальное, финансовое, кадровое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений;
– контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений и оказание ин необходимой помощи;
– организация обмена опытом профилактической работы, в том числе в рамках международного сотрудничества.
На социальном уровне выделяется два вида (стратегии) предупреждения реступности:
а) общее предупреждение преступности – деятельность, направленная на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;
б) индивидуальное предупреждение преступности – деятельность, направленная на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.
Индивидуальное профилактическое воздействие осуществляется в следующих основных формах:
– индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная, воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с выносом официального предостережения);
– привлечение к индивидуальной работе иных лиц (в том числе должностных лиц контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, а также членов семьи объекта профилактики), могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого;
– создание вокруг объекта индивидуальной профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;
– осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого;
– оказание помощи профилактируемому лицу в трудовом и бытовом устройстве;
– постановка на различные виды профилактических учетов;
– приобщение к здоровому образу жизни – вовлечение профилактируемого в общественно полезную деятельность, в занятие спортом, творчеством; и др.
Индивидуальное воздействие осуществляется в отношении следующих категорий:
а) лиц, обнаруживших первые признаки социальной неустойчивости поведения (нарушение норм нравственности и морали, правил общежития, совершение правонарушений), легко поддающихся отрицательному влиянию;
б) лиц, поведение и образ жизни которых свидетельствует о неуважении к социальным нормам, о наличии системы в нарушении их требований;
в) лиц, ранее совершивших преступления.
В настоящее время доработку и совершенствование государственной системы профилактики необходимо осуществлять по следующим направлениям:
– издание федеральных законов, направленных на реализацию профилактических функций государства (например, Федеральный закон «О профилактике»);
– совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений;
– разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества;
– поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.