Вопрос 2. Стратегии и основные направления предупреждения преступности

Деятельность по предупреждению преступности являются частью уголовной политики государства по обеспечению национальной безопасности, и имеет следующие цели:

а) сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;

б) способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;

в) устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально-экономических, идеологических и иных задач;

г) обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию;

д) влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;

е) снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.

Указанные цели достигаются в результате осуществления органами государственной власти и местного самоуправления следующих функций:

– определение (конкретизация) приоритетных направлений, целей и задач профилактики правонарушений с учетом складывающейся криминологической ситуации, особенностей региона и т.п.;

– планирование в сфере профилактики правонарушений;

– разработка и принятие соответствующих законодательных и иных нормативных актов;

– разработка, принятие и реализация федеральных и региональных программ борьбы с преступностью и правонарушениями;

– непосредственное осуществление профилактической работы;

– координация деятельности субъектов профилактики правонарушений;

– материальное, финансовое, кадровое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений;

– контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений и оказание ин необходимой помощи;

– организация обмена опытом профилактической работы, в том числе в рамках международного сотрудничества.

На социальном уровне выделяется два вида (стратегии) предупреждения реступности:

а) общее предупреждение преступности – деятельность, направленная на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

б) индивидуальное предупреждение преступности – деятельность, направленная на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Индивидуальное профилактическое воздействие осуществляется в следующих основных формах:

– индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная, воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с выносом официального предостережения);

– привлечение к индивидуальной работе иных лиц (в том числе должностных лиц контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, а также членов семьи объекта профилактики), могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого;

– создание вокруг объекта индивидуальной профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;

– осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого;

– оказание помощи профилактируемому лицу в трудовом и бытовом устройстве;

– постановка на различные виды профилактических учетов;

– приобщение к здоровому образу жизни – вовлечение профилактируемого в общественно полезную деятельность, в занятие спортом, творчеством; и др.

Индивидуальное воздействие осуществляется в отношении следующих категорий:

а) лиц, обнаруживших первые признаки социальной неустойчивости поведения (нарушение норм нравственности и морали, правил общежития, совершение правонарушений), легко поддающихся отрицательному влиянию;

б) лиц, поведение и образ жизни которых свидетельствует о неуважении к социальным нормам, о наличии системы в нарушении их требований;

в) лиц, ранее совершивших преступления.

В настоящее время доработку и совершенствование государственной системы профилактики необходимо осуществлять по следующим направлениям:

– издание федеральных законов, направленных на реализацию профилактических функций государства (например, Федеральный закон «О профилактике»);

– совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений;

– разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества;

– поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.

Наши рекомендации