Особенности расследования преступлений против личности, совершенных группой несовершеннолетних.
Методика расследования преступлений несовершеннолетних основывается на общих принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных с личностью несовершеннолетних.
Эти особенности проявляются при совершении несовершеннолетними противоправного деяния, а также в их поведении на предварительном следствии.
При расследовании таких преступлений необходимо установить следующие обстоятельства: возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего; уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. На первоначальном этапе следствия необходимо проверить следующие версии:
а) наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;
б) вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, склонению к пьянству, употреблению наркотиков;
в) наличие фактов укрывательства преступных действий подростка со стороны взрослых.
На подготовительном этапе расследования следователь должен собрать и изучить большое количество документов (справок, характеристик и т.п.) с целью получения информации о личности несовершеннолетнего, об условиях его жизни, учебы, о ближайшем окружении и его поведении. При планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрастные особенности подростков (быструю утомляемость, неуравновешенность, импульсивность и т.п.).
Первоначальные следственные действия:
а) осмотр места происшествия, в ходе которого может быть получена информация о личностных качествах преступника и его привычках (пристрастие к курению, наркотикам);
б) задержание несовершеннолетнего преступника на месте преступления может осуществляться при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательствам;
в) обыск, при обыске по делам несовершеннолетних должен присутствовать законный представитель, при невозможности его присутствия приглашают представителя жилищного управления;
г) допрос, при допросе несовершеннолетнего необходимо соблюдать все требования, установленные уголовно-процессуальным законодательством. При допросе несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет обязательно присутствие педагога.
При выборе тактических приемов следователь должен учитывать психологическое состояние подростка. При допросе обвиняемого несовершеннолетнего и признании им своей вины в совершенном преступлении следователь должен проводить допрос так же детально по всем обстоятельствам дела, поскольку подростки очень часто берут вину на себя по различным причинам. Выявить самооговор возможно с помощью применения тактических приемов эмоционального воздействия. В случае когда обвиняемый не признает своей вины, но у следователя нет сомнений в его невиновности, возможно применение таких тактических приемов: предъявление доказательств, изобличающих подростка во лжи; психологический эффект внезапности.
К последующим следственным действиям относятся: допросы свидетелей и очевидцев, допрос законных представителей и других лиц, ответственных за воспитание, очная ставка, назначение судебных экспертиз (судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, судебно-психологическая).
Минимальный возраст допрашиваемого в качестве свидетеля или потерпевшего неограничен, но к допросу лица дошкольного возраста следует прибегать тогда, когда нет других источников информации, имеющей значение для дела. Если событие наблюдалось несколькими несовершеннолетними, то допрос следует начинать с самого взрослого из них. Также при допросе проходящих по делу несовершеннолетних и взрослых допрос надо начинать со взрослого. Если несовершеннолетний до допроса может подвергнуться давлению каких-либо лиц, то следует допросить этого несовершеннолетним независимо от того, что есть еще более старшие свидетели или потерпевшие.
Допрос несовершеннолетнего начинается с установления его возраста, который может быть подтвержден самим несовершеннолетним, его законным представителем или документами. Если допрашиваемый достиг возраста 16 лет, то он предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний. Достоверность показаний проверяется конкретизацией, детализацией допроса, сопоставлением данных с другими доказательствами. Если в совершении преступления участвовал несовершеннолетний, не достигший возраста наступления уголовной ответственности, следует убедить его в том, что он не подлежит ответственности, так как такой несовершеннолетний боится ответственности, наказания за содеянное и поэтому дает заведомо ложные показания.
Потерпевший обстоятельства преступления помнит лучше, так как это связано с повышенными переживаниями этого лица, но боязнь быть осмеянным или осужденным окружающими предопределяет фантазирование и преувеличение при даче показаний.
Тактика допроса подозреваемого в значительной мере зависит от того, очевидно ли для следователя совершение допрашиваемым преступления или же возникают серьезные сомнения. Если это очевидно, то поведение следователя должно быть более настойчивым, в ином случае он должен вести себя очень осторожно и осмотрительно. Объясняется это тем, что подросток, психика которого обычно более ранима, чем у взрослого, мучительно переживает проявленную к нему несправедливость, проникается ненавистью к следователю и чаще всего замыкается. Во время свободного рассказа обвиняемого об обстоятельствах дела не следует перебивать его уточняющими вопросами. По делам несовершеннолетних необходимо учитывать возможность самооговора, когда несовершеннолетний обвиняемый старается выгородить своих соучастников или преуменьшить их роль. Такого рода показания следует сопоставить с другими материалами дела сразу же в ходе допроса. Непосредственно сам допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 ч, а в общей сложности более 4 ч в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности сделанных в нем записей. Участие защитника должно рассматриваться не как простая формальность, а как участие активного представителя.