Дьяки и их особое положение в приказах

Судные дела в приказах записывали подьячие. Затем подьячий судное дело передавал на подпись дьяку. Судьями при этом могли быть боярин или окольничий, думной человек, или дьяк, а также какой-то иной судья.

Социальное положение дьячков было самым различным. Среди них можно было встретитьи свободных,и даже рабов. При этом свободные занимались не только письменными делами, но и преподавали грамотность. Богатые же люди могли себе позволить держать дьяков-рабов. К их категории также принадлежало и большинство княжеских дьяков. Однако, в дальнейшем, все чаще рабам дают свободу. Именно такие записи встречаются в духовных завещаниях московских князей в отношении распоряжения об отпуске на волю «казначеев, тивунов, посельских и дьяков, которые ведали прибыток князя». Однако, отмечают историки, зачастую, дьяки, получившие таким образом свободу, не всегда же уходили от наследников своих прежних хозяев.В дальнейшем они оставались служить и у их преемников, правда,уже в качестве свободных людей.

Видимо с этой целью в XV и XVI веках был введен термин введенного дьяка, по аналогии с боярами введенными, втаких введенных дьяках были вольные люди, которые были введены во дворец.

Поскольку первоначальные приказы создавались в пределах дворца, то потому и дьяки, которым они поручались, именовались «дворцовыми». Со второй половины XV века положение дьяков резко меняется, поскольку они становятся привилегированным классом. По меткому выражению В.И. Сергеевича: «Великий князь Иван Васильевич и его братья, удельные князья, подмешивали уже дьяков к боярам еще до издания Судебника 1497 года».[18]

При этом деятельность дьяков не ограничивается участием в центральном суде бояр и окольничих. Они впоследствии посылаются и в области с наместниками и воеводами, но только в важнейшие города:в Новгород Великий, в Нижний, на Вологду, в Кострому, в Казань, Астрахань и др.

Дьякиначинают принимать участие в вынесении приговора. Без его мнения приговор уже не мог состояться.

В XVII веке дьяки еще больше приобретают популярность и набирают вес. Особенно это стало ощущатьсяв период развития приказной системы, где они становятсянепременными членами приказов. При этом ни дворяне, простые и думные, ни стольники, ни окольничие, ни даже бояре не являлись непременными членами приказов. Более того, были созданы приказы без бояр, без окольничих, без дворян и стольников, но вместе с тем, не было ни одного, где бы не присутствовал дьяк. Бояре, окольничие, дворяне встречаются в приказах только в единственном числе, дьяков же там насчитывается и два и три человека. Также были приказы, где были лишь одни дьяки. Именно такой состав был в не игравшем большой роли Панафидном приказе, но и в таких значимых, как Счетный, Посольский и Приказ тайных дел. Вот что описываетГ.К. Котошихин о Приказе тайных дел: «А в нем сидит диак да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные. И в тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подьячие с послами в государства, и на посолские съезды, и в войну с воеводами для того, что послы в своих посолствах много чинят не к чести своему государю, в проезде и в разговорных речах... а воеводы в полкех много неправды чинят над ратными людми, и те подьячие над послы и над воеводами надсматривают и царю приехав сказывают. И которые послы или воеводы, ведая в делах неисправление свое и страшась царского гневу, и они тех подьячих дарят и почитают выше их меры, чтобы они, будучи при царе, их, послов, выславляли, а худым не поносили. А устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали».[19]

В.И. Сергеевич отмечает, что один дьяк и десять подьячих определены для наблюдения за деятельностью всех высших чинов в государстве. О результатах своих наблюдений они докладывают прямо царю, помимо бояр и думных людей.[20]

Однако кроме доклада царю, дьяки принимаюти прямое участие в решении судебных и правительственных дел. Они это делают в качестве членов приказов.

Г.К. Котошихин так описывает деятельность дьяков: «А на Москве и в городех в приказех с бояры, и окольничими, и думными, и ближними людми, и в посольствах с послами бывают они (дьяки) в товарищах и сидят вместе

и делают всякие дела, и суды судят».[21]

Ни одно сколько-нибудь важное дело не обходится без участия дьяка.

Более того, даже в переговорах с иностранными послами дьяки так же говорят речи, как и бояре. На смотрах служилым людям дьяки также принимают активное участие наравнес боярами, окольничими и иными чинами. Дьяков посылают в XVII веке в походы товарищами воевод.

В.И. Сергеевич отмечает, что дьяки везде: на суде, в посольствах, при сборе и расходовании государевой казны, в войсках.Дьяки непрестанно находятся и при государе. В важных случаях они говорят именем его речи.

Дьяки делают царю доклады по всяким делам. В поездках государя из Москвы его сопровождают дьяки. Они служат посредниками в сношениях московских приказов с царем. Дьяки объявляют царские указы. Думные дьяки приглашаются в государеву думу и суть члены боярской судной коллегии.[22]

Вот что говорит Г.К. Котошихин о месте, которое занимают они в царской думе: «И как царю лучится сидети с теми бояры и думными людьми в думе о иноземских и о своих государственных делех, и в то время бояре и окольничие, и думные дворяне садятца по чинам, от царя поодаль, на лавках, бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину, окольничие под боярами против того ж, под околничими думные дворяне потому ж, по породе своей, а не по службе, а думные дьяки стоят, а иным временем царь велит им сидеть, и о чем лучитца мыслити, мыслят с царем, яко обычай и инде в государствах».

Всего в списке бояр и других чинов на 1676 год, отмечает В.И. Сергеевич, их насчитывается 35, но по 35 приказам было 68 дьяков.

Таким образом, суд эпохи реформ середины XVI в. представлял собой суд губных и земских старост.Новым видом судебных инстанций, получивших особое развитие в XVII веке, стали приказы.Легальной основой приказного суда стал Судебник Ивана IV, но дальнейшее развитие они получили в Соборном уложении.Судебные приказы были высшей инстанцией. Чтобы до них дойти, необходимо было пройти разбирательство в местном суде. Именно таков порядок был заложен в Соборном уложении.

Социальное положение дьячков было самым различным. Со второй половины XV века положение дьяков резко меняется, поскольку они становятся привилегированным классом. В XVII веке дьяки еще больше приобретают популярность и набирают вес. Особенно это стало ощущаться в период развития приказной системы, где они становятся непременными членами приказов. Ни одно сколь-нибудь важное дело не обходится без их участия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, приказы, как основа будущей приказной системы, стали складываться в Московском государстве на рубеже XV - XVI вв.Во главе приказастоялбоярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы, действовавшие от имени государя, ведали управлением, сбором налогов и судом. Состав приказа неразрывно был связан с его функциями. Приказ вмещал в себя одновременно судебные и административные функции.Если дело было невозможно разрешить, то оно представлялось к рассмотрению Боярской Думой.Во время правления Ивана IV число приказов резко возросло.

Полностью приказная система была заменена системой коллегий при Петре I.

Существовали следующие виды приказов: приказы финансово-казенного управления, приказы судебного управления, приказы полицейского (благочинного) управления, приказы военного управления, приказы управления внешними сношениями, приказам территориального управления, приказы особого управления, но особенно выделялись: Монастырский и приказ Тайных дел.

Существуют и другие классификации приказов.

Суд эпохи реформ середины XVI в. представлял собой суд губных и земских старост.Новым видом судебных инстанций, получивших особое развитие в XVII веке, стали приказы.Легальной основой приказного суда стал Судебник Ивана IV, но дальнейшее развитие они получили в Соборном уложении.Судебные приказы были высшей инстанцией. Чтобы до них дойти, необходимо было пройти разбирательство в местном суде. Именно таков порядок был заложен в Соборном уложении.

Социальное положение дьячков было самым различным. Со второй половины XV века положение дьяков резко меняется, поскольку они становятся привилегированным классом. В XVII веке дьяки еще больше приобретают популярность и набирают вес. Особенно это стало ощущаться в период развития приказной системы, где они становятся непременными членами приказов. Ни одно сколь-нибудь важное дело не обходится без их участия.

Целью настоящей работы являлось описать приказную систему Московского государства.

Нами были представлены следующие аспекты:

- организация и устройство приказов;

- виды приказов;

- основная характеристика приказов, как судебных органов;

- дьяки и их особое положение в приказах.

Исходя из полученных данных можно сделать выводы, что приказная система начала складываться на рубеже XV - XVI вв.Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Однако в дальнейшем, эта система становилась все более запутанней и перестала быть эффективной и была в итоге заменена Петром I на коллегии.

Цель работы была достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.История Российского государства и права: Учебник/Исаев М.А.: Статут.- 2012.

2.Голиков А.Е. Исторический опыт противодействия коррупции в военной организации государства: военно-правовой аспект //Военно-юридический журнал.-2014.- № 2.

3.Ивасенко К.В. Основные этапы становления института обжалования и пересмотра решений судов по уголовным делам в российском законодательстве XV - XIX веков //Адвокат.-2012.-№ 4.

4.Лоскутов В.А. Тоталитаризм и коррупция: Сборник статей.-Екатеринбург.- 2001.

5.Памятники права периода укрепления русского централизованного государства XV - XVII вв. // Памятники русского права.-Вып. 4/ Под ред. проф. Л.В. Черепнина.-М.-1956.

6.Пейзак А.В. Особенности внутренней политики России в конце XV в. как условие формирования служилого государства и централизации государственной власти //Общество и право.-2011.-№ 4.

7.Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц.-М.-1986.

8.Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие в Московском государстве XV - XVII вв. //Российский следователь.- 2015.- № 2.

9.Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея

Михайловича/составитель, автор предисловия и вступительных статей Томсинов В.А.:Зерцало.-2011.

10.Черкасов К. В. Вопросы межрегионального государственного управления

в царской России//Гражданин и право.- № 10, 11, 12.- октябрь, ноябрь, декабрь 2010.

11.Ерошкин А.Н. Приказ, что на сильных бьют челом. Государственность России (конец XV в. - февраль 1917 г.).-Кн. 3.-М.-2001.

12. Сергеевич В.И. Древности русского права в трех томах.-Т. 1. Территория и население/под ред. и с предисловием В.А. Томсинова: Зерцало.-2006.

[1] Градовский А. Д. Начала русского государственного права.-Т. 2. – СПб.: типогр. М. Стасюлевича.- 1875.,С.57

[2] Черкасов К. В. Вопросы межрегионального государственного управления в царской России//Гражданин и право.- № 10, 11, 12.- октябрь, ноябрь, декабрь 2010.,С.78

[3] Пейзак А.В. Особенности внутренней политики России в конце XV в. как условие формирования служилого государства и централизации государственной власти //Общество и право.-2011.,С.46

[4] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России.-М.-1997.,С.54

[5] Ивасенко К.В. Основные этапы становления института обжалования и пересмотра решений судов по уголовным делам в российском законодательстве XV - XIX веков //Адвокат.-2012.-№ 4.,С.73

[6]Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма.-М.-1987.

[7] Памятники права периода укрепления русского централизованного государства XV - XVII вв. // Памятники русского права.-Вып. 4/ Под ред. проф. Л.В. Черепнина.-М.-1956.

[8] Медведев В.Г. О значении обойденного вниманием исследователей Судебника царя Федора Иоанновича 1589 г. в развитии русского права //История государства и права.-2012.- № 16.

[9] Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.-М.:АН СССР.- 1963.,С.34

[10] Голиков А.Е. Исторический опыт противодействия коррупции в военной организации государства: военно-правовой аспект //Военно-юридический журнал.-2014.- № 2.

[11] Лоскутов В.А. Тоталитаризм и коррупция: Сборник статей.-Екатеринбург.- 2001.,С.79

[12]Берендтс Э.Н. О прошлом и настоящем русской администрации.-М.-2002.С.67-68

[13]Шлейссингер Г.-А. Полное описание России (конца XVII в.) // Вопросы истории.- 1970.-№ 1.,С.71

[14] Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие в Московском государстве XV - XVII вв. //Российский следователь.- 2015.- № 2. С.49

[15] Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц.,С.147

[16] Серов Д.О., Федоров А.В. Указ.соч.

[17] Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича/составитель, автор предисловия и вступительных статей Томсинов В.А.:Зерцало.-2011.,С.110

[18] Сергеевич В.И. Древности русского права в трех томах.-Т. 1. Территория и население/под ред. и с предисловием В.А. Томсинова: Зерцало.-2006.,С.139-140

[19] Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича.-М.-2000.С.102-103.

.

Наши рекомендации