Основная характеристика приказов, как судебных органов
Образование единого централизованного государства, отмечают Д.О.Серов и А.В.Федоров, начиная с конца XV в. сопровождалось формированием новой, т.н. приказной, системы управления. Суд не был отделен от органов управления, и судебные функции выполняли как приказы, так и органы местного управления и самоуправления.[14] Последние были представлены в виде судагубных и земских старост. Губные старосты рассматривалитяжкие уголовные преступления: разбой, убийства, грабеж, поджог. При этом их решение было окончательным и не подлежало пересмотру. Исключение составляло, если приговор губных старост содержал в себе наказание в виде смертной казни, то в этом случае это решение должно былопройти обязательное утверждениев Разбойном приказе.
Что касается земских старост,то они рассматривали те же виды преступлений, но судопроизводство они могли осуществлять только с доклада, как правило, как раз, губным старостой. Ф. Дмитриев отмечал: «Существенным отличием земских старост было то, что гражданский их суд был совершенно неограничен».Они судили гражданские иски без доклада, при этом, были вправе выдавать ответчика головой истцу.
Общим отличием суда земских старост от суда губных старост стало по реформе то, что если раньше местный суд был видом кормления, то теперь стал родом государственной службы, он вменялся в обязанность выборным от населения старостам.
Новым видом судебных инстанций, получивших особое развитие в XVII веке, стали приказы. При этом, отмечает В.С.Нерсесянц, они выполняли не только управленческие, но и судебные функции. В частности, Приказы стали включаться в рассматриваемый период в качестве еще одной судебной инстанции и заняли место между местными судами и судом Боярской думы; являлись апелляционной инстанцией для местных судов.[15]
Легальной основой приказного суда стал уже Судебник Ивана IV, но Соборное уложение, а именно его гл. X «О суде», придала ему еще больший порядок. В ст. 1 этой главы можно было прочесть: «Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси судить боярам и околничим, и думным людем, и диаком, и всяким приказным людем, и судьям и всякая расправа делать всем людем Московского государьства от большаго до меньшаго чину вправду». Во 2 статье закреплялось: «А спорные дела, которых в приказех зачем вершить будут не мочно, взносить из приказов в доклад к государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси, и его государевым бояром и околничим, и думным людем».
Исходя из этих положений, можно сделать вывод, что главным судом становится суд царя, который судилбояр, окольничих, думных людей, и дьяков и других приказных людей, судей, а также других людей Московского государства большого и малого чина. А если будут встречаться спорные дела в судебных приказах, то с ними необходимо было обращаться в суд царя, Боярской Думы.
Все центральные органы власти (приказы),отмечаютД.О.Серов и А.В.Федоровв рассматриваемый период обладали теми или иными судебными полномочиями. Другими словами, каждый приказ кого-нибудь за что-нибудь да судил, а его должностные лица расследовали какие-то уголовные дела. Судебная компетенция приказов была трех разновидностей: по кругу дел, по кругу лиц и по территории (случалось, впрочем, что эти разновидности совмещались в круге ведения одного приказа - как, скажем, Разрядного).[16]
Приказы также осуществляли правосудие и в городах, что подтверждается Именным указом Алексея Михайловича от 4 января 1663 г. «О несуждении воеводам и приказным людям дел тех людей, от кого подано будет на них подозрение» где сказано, что Великий Государь указал, что если, в том числе и на приказных людей, поступят жалобы, то они сами не имеют права их рассматривать, а должны их передавать в близлежащие города.[17]
Как уже говорилось выше, для осуществления судопроизводства были созданы приказы судебного управления. Данные приказы, как и другие группы приказов, включали в себя еще другие приказы, а именно: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский.
История Разбойного приказа известна с 1539г. Он занимался расследованием тяжких уголовных преступлений, таких как, ст. ст. 1, 6, 49 и др. гл. XXI Уложения. Однако, до 1681г. он не рассматривал уголовные преступления, которые были совершены на территории города Москвы, поскольку такие преступления судил Земский приказ.
Полномочия Разбойного приказа распространялась на губныхи земских старост. Московский и Владимирский приказы были чисто сословными учреждениями.
К судебным приказам обычно относят еще и Челобитенный приказ.
Он был создан в 1571 г. для создания инстанции перед апелляцией в Боярскую Думу. Особое положение его заключалось еще в том, что зачастую жалобы из этого приказа разбирал сам царь.
Несмотря на это следует учитывать, что судебные приказы были высшей инстанцией. Чтобы до них дойти, необходимо было пройти разбирательство в местном суде. Именно таков порядок был заложен в Соборном уложении.