Организация и устройство приказов
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ГЛАВА. ПРИКАЗЫ, ИХ ВИДЫ
1.1. Организация и устройство приказов………………………………6
1.2. Виды приказов………………………………………………………13
2 ГЛАВА. ПРИКАЗЫ КАК ОРГАНЫ СУДА
2.1. Основная характеристика приказов, как судебных органов………17
2.2. Дьяки и их особое положение в приказах…………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...26
ВВЕДЕНИЕ
Начало поручения (приказа) предполагало, что верховная власть поручало конкретному учреждению определенный род дел или лиц для того чтобыэто учреждение рассматривало все поступающие туда жалобы, на основании уставов, докладывая государю только о тех делах, в отношении которых оно не могло принять решение.
Приказное начало довольно четко проступает еще в судебнике Ивана III. Сам термин, употребленный в первый раз по отношению к суду, сделался родовым вскоре после Ивана III: именем приказов обозначались места центрального управления.
Прямыми последствиями приказного начала, по мнению А.Д.Градовского, должно признать следующие:
1) разделение дел между отдельными установлениями по их роду и виду;
2) появление понятия о компетенции учреждений;
3) признание известной самостоятельности учреждений, в круг деле, им порученных. Личные, непосредственные распоряжения царя имеют место:
а) по тем делам, которых за чем-либо в приказах вершить «немочно», и которые потому требовали доклада государю;
б) в случае жалобы частных лиц государю на злоупотребления приказов и неправый суд;
в) по делам, прямо изъятым из ведомства общих установлений и взятых в непосредственное ведение царя;
4) определяя компетенцию известных учреждений, правительство должно было определить порядок их деятельности известными уставами или наказами.
5) с развитием приказного начала явилась и возможность установить некоторую служебную иерархию. Явилось разделение должностей на местные, центральные и высшие. В конце XVI и в XVII веке установилось уже известное отношение и различие между царскою думою, приказами и местными должностями.[1]
Таким образом, целью настоящей работы является охарактеризоватьполицейские функции приказов в XVIIвеке.
Для раскрытия данной темы требуется решить следующие задачи:
- представить организацию и устройство приказов;
- выявить виды приказов;
- рассмотреть основную характеристику приказов, как судебных органов;
- изучить вопрос в отношении дьяков и их особое положение в приказах.
Данная тема всегда будет актуальной, поскольку приказная система существовала довольно длительное время в нашей стране. В связи с этим представляется полезным изучить приказную систему и выявить ее как положительные, так и отрицательные стороны.
Структурно работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе представлены приказы и их виды.
Вторая глава освещает приказы как органы суда.
Что касается самой темы исследования, то она достаточно широко представлена в историографии. Достаточно назвать следующие имена: А. Д. Градовский, Н.Ф. Демидова,Н.П. Ерошкин,Э.Н. Берендтс, Ф.Дмитриев, Н.М. Карамзин, Г.К. Котошихин, В.Н. Латкин,Е.В. Мезенцев,Ю.И. Петров,А.В.Пейзак, В.И. Сергеевич, К. В. Черкасов и др.
В качестве источников нами использовалась следующая литература:
монографииС.Б.Веселовского«Исследования по истории опричнины», А. Д. Градовского«Начала русского государственного права», Н.Ф. Демидовой«Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма», Н.П. Ерошкина«История государственных учреждений дореволюционной России» и «Приказ, что на сильных бьют челом. Государственность России (конец XV в. - февраль 1917 г.), Э.Н.Берендтс «О прошлом и настоящем русской администрации», учебные пособия, а также статьи из журналов в электронной форме.
Особенностьданных источников заключалось в том, что они была взяты из электронной библиотеки, что не позволяло отследить страницы используемого материала.
ГЛАВА. ПРИКАЗЫ, ИХ ВИДЫ
Виды приказов
Приказы были следующие.
Приказы финансово-казенного управления. В первую очередь среди них следует назвать приказ Большого дворца. Первейшей функцией этого учреждения было, однако, не управление финансами, а судопроизводство. Кроме того, в ведении этого приказа состояло все обширное дворцовое хозяйство с «дворами» Кормовым, Житным, Хлебным, Сытенным. Кроме того, этот приказ ведал гербовым сбором и рядом других налогов. Затем идет Казенный приказ или приказ Большой казны, которые собирали налоги и подати.
В ведомстве этого приказа состоял Денежный (Монетный) двор. Этот приказ заведовал государственным золотым запасом.
Далее шел приказ Большого прихода, который занимался сбором таможенных пошлин, собирали плату за перевоз, и мостовщину.
Счетный приказ состоял из Поместного, Золотого и Серебряного дел,
Хлебный, Холопий, Новая четверть и пр. Особо стоит отметить, что почти каждый приказ на Москве ведал своей статьей доходов, поэтому их всех также можноотнести к приказам финансово-казенного управления.
Приказы судебного управления включали в себя такие приказы, как Разбойный, Московский, Владимирский, Земский. К судебным приказам обычно относят еще и Челобитенный приказ.
К приказам полицейского (благочинного) управления, в первую очередь, относят Ямской приказ, который начал свою деятельность с 1516 г. Большинство авторов склонны считать, что именно этот приказ являлся в наибольшей степени общегосударственным.
Кроме того, к названному виду приказам можно отнести Каменный приказ, Житный, Аптекарский и ряд других приказов.
Еще одной группой приказов были приказы военного управления.
Старейшим из них является Разрядный приказ. Свою историю он начал с 1535 г. и занимался росписью воевод и детей боярских по полкам в Москве. Зачастую, некоторые авторы еще называют этот приказобщегосударственным отделом кадров.
Кроме того, к данной группе приказов также относятся приказы Стрелецкий, Казачий, Рейтарский, Иноземный, при этом последние занимались полками «нового строя».Еще два других старых приказов - Пушкарский и Оружейный ведали производством и закупкой оружия и снаряжения. С 1573г. в данную группу приказов также можно включить Бронный приказ, который был создан для изготовления конской сбруи, доспехов, луков и стрел.
Приказы управления внешними сношениями ведали иностранными делами.К этой группе приказов, прежде всего, относится Посольский приказ, основанный в 1567г. под названием «Посольская изба», который занимался напрямую иностранными делами в Московском государстве. Кроме того, в ведении Посольского приказа состояли иностранцы, которые тогда проживали в Москве.Также Посольский приказ ведал донскими казаками, служилыми татарами и калмыками, осуществлял связь Москвы
с Вселенским патриархом, занимался выкупом пленных, а с 1663 по 1678г. эти полномочия были переданыПолоняничему приказу. В ведении Посольского приказа также находилось управление двух городов: Касимов
и Романов.
Следующим приказом, имевшим непосредственное отношение к Посольскому, был Печатный приказ. Дело было в том, что большая государственная печать, с помощью которой скреплялись государственные документы, направлявшиеся за границу, хранилась в Посольском приказе;
в то время как, малая государственная печать для внутренних актов хранилась именно в Печатном приказе, который, в свою очередь, возглавлял дьяк Посольского приказа.
К приказам территориального управления относятся дворцы, чети, четверти или трети. Причина их появления заключалась в проведениимосковской политики присоединения старых уделов и дальнейшей централизации государства в целом. Суть этой политики заключалась в том, что прежняя политическая территориальная единица (удел) уже давно была нестабильна. Первоначально существовавшая как областной дворец, в немуже наблюдаетсяпроцесс дробления на различные части: сначала уезды, затем волости, станы, и так вплоть до отдельных общин и деревень. Именно из остатков таких уделов и составлялись особые территориально-финансовые единицы - дворцы, чети или трети. Постепенно вследствие отменынаместничеств появляются территориальные чети, которые стали называть по географическим названиям.
В последнюю группувошли приказы особого управления, то есть приказы, чьи полномочия не подпадаютпод указанную классификацию. Как правило, этиприказы были созданы для решения какой-то одной проблемы. В частности, к таким приказам, относятся Панафидный (Панихидный) приказ, который был создан для отправления панихид (заупокойных поминальных служб) по умершим царям, царицам и их родственникам. Также можно выделить и еще один подобный приказ - Немецких кормов.
Но даже и среди этих приказов следует выделить два приказа, сыгравших очень важную роль в тот период. Один из них- Монастырский приказ. Данный приказ был учрежден в 1649г.и являлся первой организованной попыткой общего наступления государства на права и привилегии Церкви.
Другой, как уже говорилось выше, - приказ Государя Тайных дел. Он был учрежден в 1658г. и по праву мог являться предвестником установления в России учреждений эпохи абсолютизма, поскольку там рассматривались дела только с участием царя, но без участия и Думы, и других органов государственной власти. Показателен и тот факт, что и подьячие, и дьяки этого приказа занимались наблюдением за высшими должностными лицами государства.
С указанным приказом также была связана особая категория дьяков,
так называемых дьяков в государевом имени. Каждый такой дьяк получил право подписывать за царя указы. Именно его, а не царская подпись стояла под указом. При этом данный указ создавал не сам дьяк, он просто оформлял, таким образом, личную волю царя. Как правило, это были устные распоряжения царя, которые дьяк в государевом имени записывал в письменной виде.
Таким образом, приказы также можно было классифицировать как постоянные (Посольский, Разбойный, Большой казны и пр.), так и временные (Доимочный, Даточный, Тайных дел, который, правда, после смерти царя Алексея Михайловича был упразднен и др. Самым продолжительным по времени, можно считать Сибирский приказ, который был учрежден еще в 1596 г. под названием чети дьяка Варфоломея Иванова, с 1599 по 1763г. он просуществовал без изменений в названии и юрисдикции.
Существовали следующие виды приказов: приказы финансово-казенного управления,приказы судебного управления,приказы полицейского (благочинного) управления,приказы военного управления, приказы управления внешними сношениями,приказам территориального управления,приказы особого управления,но особенно выделялись: Монастырский и приказ Тайных дел.
Существуют и другие классификации приказов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, приказы, как основа будущей приказной системы, стали складываться в Московском государстве на рубеже XV - XVI вв.Во главе приказастоялбоярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы, действовавшие от имени государя, ведали управлением, сбором налогов и судом. Состав приказа неразрывно был связан с его функциями. Приказ вмещал в себя одновременно судебные и административные функции.Если дело было невозможно разрешить, то оно представлялось к рассмотрению Боярской Думой.Во время правления Ивана IV число приказов резко возросло.
Полностью приказная система была заменена системой коллегий при Петре I.
Существовали следующие виды приказов: приказы финансово-казенного управления, приказы судебного управления, приказы полицейского (благочинного) управления, приказы военного управления, приказы управления внешними сношениями, приказам территориального управления, приказы особого управления, но особенно выделялись: Монастырский и приказ Тайных дел.
Существуют и другие классификации приказов.
Суд эпохи реформ середины XVI в. представлял собой суд губных и земских старост.Новым видом судебных инстанций, получивших особое развитие в XVII веке, стали приказы.Легальной основой приказного суда стал Судебник Ивана IV, но дальнейшее развитие они получили в Соборном уложении.Судебные приказы были высшей инстанцией. Чтобы до них дойти, необходимо было пройти разбирательство в местном суде. Именно таков порядок был заложен в Соборном уложении.
Социальное положение дьячков было самым различным. Со второй половины XV века положение дьяков резко меняется, поскольку они становятся привилегированным классом. В XVII веке дьяки еще больше приобретают популярность и набирают вес. Особенно это стало ощущаться в период развития приказной системы, где они становятся непременными членами приказов. Ни одно сколь-нибудь важное дело не обходится без их участия.
Целью настоящей работы являлось описать приказную систему Московского государства.
Нами были представлены следующие аспекты:
- организация и устройство приказов;
- виды приказов;
- основная характеристика приказов, как судебных органов;
- дьяки и их особое положение в приказах.
Исходя из полученных данных можно сделать выводы, что приказная система начала складываться на рубеже XV - XVI вв.Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Однако в дальнейшем, эта система становилась все более запутанней и перестала быть эффективной и была в итоге заменена Петром I на коллегии.
Цель работы была достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.История Российского государства и права: Учебник/Исаев М.А.: Статут.- 2012.
2.Голиков А.Е. Исторический опыт противодействия коррупции в военной организации государства: военно-правовой аспект //Военно-юридический журнал.-2014.- № 2.
3.Ивасенко К.В. Основные этапы становления института обжалования и пересмотра решений судов по уголовным делам в российском законодательстве XV - XIX веков //Адвокат.-2012.-№ 4.
4.Лоскутов В.А. Тоталитаризм и коррупция: Сборник статей.-Екатеринбург.- 2001.
5.Памятники права периода укрепления русского централизованного государства XV - XVII вв. // Памятники русского права.-Вып. 4/ Под ред. проф. Л.В. Черепнина.-М.-1956.
6.Пейзак А.В. Особенности внутренней политики России в конце XV в. как условие формирования служилого государства и централизации государственной власти //Общество и право.-2011.-№ 4.
7.Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц.-М.-1986.
8.Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие в Московском государстве XV - XVII вв. //Российский следователь.- 2015.- № 2.
9.Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея
Михайловича/составитель, автор предисловия и вступительных статей Томсинов В.А.:Зерцало.-2011.
10.Черкасов К. В. Вопросы межрегионального государственного управления
в царской России//Гражданин и право.- № 10, 11, 12.- октябрь, ноябрь, декабрь 2010.
11.Ерошкин А.Н. Приказ, что на сильных бьют челом. Государственность России (конец XV в. - февраль 1917 г.).-Кн. 3.-М.-2001.
12. Сергеевич В.И. Древности русского права в трех томах.-Т. 1. Территория и население/под ред. и с предисловием В.А. Томсинова: Зерцало.-2006.
[1] Градовский А. Д. Начала русского государственного права.-Т. 2. – СПб.: типогр. М. Стасюлевича.- 1875.,С.57
[2] Черкасов К. В. Вопросы межрегионального государственного управления в царской России//Гражданин и право.- № 10, 11, 12.- октябрь, ноябрь, декабрь 2010.,С.78
[3] Пейзак А.В. Особенности внутренней политики России в конце XV в. как условие формирования служилого государства и централизации государственной власти //Общество и право.-2011.,С.46
[4] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России.-М.-1997.,С.54
[5] Ивасенко К.В. Основные этапы становления института обжалования и пересмотра решений судов по уголовным делам в российском законодательстве XV - XIX веков //Адвокат.-2012.-№ 4.,С.73
[6]Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма.-М.-1987.
[7] Памятники права периода укрепления русского централизованного государства XV - XVII вв. // Памятники русского права.-Вып. 4/ Под ред. проф. Л.В. Черепнина.-М.-1956.
[8] Медведев В.Г. О значении обойденного вниманием исследователей Судебника царя Федора Иоанновича 1589 г. в развитии русского права //История государства и права.-2012.- № 16.
[9] Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.-М.:АН СССР.- 1963.,С.34
[10] Голиков А.Е. Исторический опыт противодействия коррупции в военной организации государства: военно-правовой аспект //Военно-юридический журнал.-2014.- № 2.
[11] Лоскутов В.А. Тоталитаризм и коррупция: Сборник статей.-Екатеринбург.- 2001.,С.79
[12]Берендтс Э.Н. О прошлом и настоящем русской администрации.-М.-2002.С.67-68
[13]Шлейссингер Г.-А. Полное описание России (конца XVII в.) // Вопросы истории.- 1970.-№ 1.,С.71
[14] Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие в Московском государстве XV - XVII вв. //Российский следователь.- 2015.- № 2. С.49
[15] Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц.,С.147
[16] Серов Д.О., Федоров А.В. Указ.соч.
[17] Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича/составитель, автор предисловия и вступительных статей Томсинов В.А.:Зерцало.-2011.,С.110
[18] Сергеевич В.И. Древности русского права в трех томах.-Т. 1. Территория и население/под ред. и с предисловием В.А. Томсинова: Зерцало.-2006.,С.139-140
[19] Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича.-М.-2000.С.102-103.
.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ГЛАВА. ПРИКАЗЫ, ИХ ВИДЫ
1.1. Организация и устройство приказов………………………………6
1.2. Виды приказов………………………………………………………13
2 ГЛАВА. ПРИКАЗЫ КАК ОРГАНЫ СУДА
2.1. Основная характеристика приказов, как судебных органов………17
2.2. Дьяки и их особое положение в приказах…………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...26
ВВЕДЕНИЕ
Начало поручения (приказа) предполагало, что верховная власть поручало конкретному учреждению определенный род дел или лиц для того чтобыэто учреждение рассматривало все поступающие туда жалобы, на основании уставов, докладывая государю только о тех делах, в отношении которых оно не могло принять решение.
Приказное начало довольно четко проступает еще в судебнике Ивана III. Сам термин, употребленный в первый раз по отношению к суду, сделался родовым вскоре после Ивана III: именем приказов обозначались места центрального управления.
Прямыми последствиями приказного начала, по мнению А.Д.Градовского, должно признать следующие:
1) разделение дел между отдельными установлениями по их роду и виду;
2) появление понятия о компетенции учреждений;
3) признание известной самостоятельности учреждений, в круг деле, им порученных. Личные, непосредственные распоряжения царя имеют место:
а) по тем делам, которых за чем-либо в приказах вершить «немочно», и которые потому требовали доклада государю;
б) в случае жалобы частных лиц государю на злоупотребления приказов и неправый суд;
в) по делам, прямо изъятым из ведомства общих установлений и взятых в непосредственное ведение царя;
4) определяя компетенцию известных учреждений, правительство должно было определить порядок их деятельности известными уставами или наказами.
5) с развитием приказного начала явилась и возможность установить некоторую служебную иерархию. Явилось разделение должностей на местные, центральные и высшие. В конце XVI и в XVII веке установилось уже известное отношение и различие между царскою думою, приказами и местными должностями.[1]
Таким образом, целью настоящей работы является охарактеризоватьполицейские функции приказов в XVIIвеке.
Для раскрытия данной темы требуется решить следующие задачи:
- представить организацию и устройство приказов;
- выявить виды приказов;
- рассмотреть основную характеристику приказов, как судебных органов;
- изучить вопрос в отношении дьяков и их особое положение в приказах.
Данная тема всегда будет актуальной, поскольку приказная система существовала довольно длительное время в нашей стране. В связи с этим представляется полезным изучить приказную систему и выявить ее как положительные, так и отрицательные стороны.
Структурно работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе представлены приказы и их виды.
Вторая глава освещает приказы как органы суда.
Что касается самой темы исследования, то она достаточно широко представлена в историографии. Достаточно назвать следующие имена: А. Д. Градовский, Н.Ф. Демидова,Н.П. Ерошкин,Э.Н. Берендтс, Ф.Дмитриев, Н.М. Карамзин, Г.К. Котошихин, В.Н. Латкин,Е.В. Мезенцев,Ю.И. Петров,А.В.Пейзак, В.И. Сергеевич, К. В. Черкасов и др.
В качестве источников нами использовалась следующая литература:
монографииС.Б.Веселовского«Исследования по истории опричнины», А. Д. Градовского«Начала русского государственного права», Н.Ф. Демидовой«Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма», Н.П. Ерошкина«История государственных учреждений дореволюционной России» и «Приказ, что на сильных бьют челом. Государственность России (конец XV в. - февраль 1917 г.), Э.Н.Берендтс «О прошлом и настоящем русской администрации», учебные пособия, а также статьи из журналов в электронной форме.
Особенностьданных источников заключалось в том, что они была взяты из электронной библиотеки, что не позволяло отследить страницы используемого материала.
ГЛАВА. ПРИКАЗЫ, ИХ ВИДЫ
Организация и устройство приказов
Еще до середины XVI в., отмечает К.В.Черкасов, признание особости определенных территорий выражалось в создании специальных центральных ведомств для управления ими - приказов (четвертных). Они возникали по мере присоединения уездов к Москве с переносом их центральных органов в столицу и с сохранением территории ведения без всякого общего учреждения, путем частных распоряжений великого князя.[2]
По мнению А.В. Пейзак, процесс объединения русских земель привел к функциональному управлению, сменившему территориальное (дворцовое), что породило в дальнейшем приказную систему. Административно-территориальное деление и, соответственно, местное управление не были унифицированными, что ставило задачу дальнейшей централизации государственного управления.[3]
Приказы, как основа будущей приказной системы, стали складываться в Московском государстве на рубеже XV - XVI вв. Однако, известно, что при Иване III и Василии III уже действовали некоторые территориальные приказы: чети или четверти и некоторые отраслевые приказы: Казенный, Разрядный и др. Кроме того, нередко образовывались территориальные приказы при следующих обстоятельствах. При присоединении удела того или иного князя к Москве сам он с семьей, боярами и детьми боярскими выводился в центр, территория его удела превращалась в так называемый дворец, править которым посылался дворецкий - наместник великого князя Московского. Дворецкие осуществляли всю полноту публичной власти бывшего удельного, а ныне московского князя. Они ведали суд и управляли финансовыми делами данной местности. От многих дворецких происходили иммунные грамоты местных землевладельцев, значительна была роль дворцов и в выдаче губных и земских грамот. Вокруг такого дворецкого-наместника образовывался ближайший круг помощников, из которых позже
формируется особый приказ - изба, ведающая управлением данной местности. Так происходит становление территориальных приказов Московского государства.
Именно так, были созданы следующие приказы: Приказ Сибирского дворца (управлял Сибирью), Приказ Казанского дворца, Малороссийский приказ, Приказ княжества Смоленского.
Во главе приказа,отмечает Н.П.Ерошкин,стоялбоярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы, действовавшие от имени государя, ведали управлением, сбором налогов и судом. Вся местная администрация находилась в зависимости от приказов, возглавлявшие ее воеводы получали назначение непосредственно в приказе. Приказная система управления позволила централизовать и установить единую систему управления на местах, но страдала неопределенностью функций приказов.[4]
Конец XVI - начало XVII в., отмечает К.В.Ивасенко, - период расцвета приказной системы Российского государства. Существовавшая ранее в XIV - XV вв. практика частных приказов-распоряжений, выдаваемых великим князем отдельным боярам или дьякам, в конечном итоге оформилась в создание новых государственных органов - Приказов.[5]
Н.Ф. Демидова отмечает, чтов течение второй половины XVI - первой половины XVII в. в России развивался аппарат государственного управления: возрастало количество приказов и численность приказных людей. События «Смуты» начала XVII в. прервали данный процесс на некоторое время, но после избрания царем Михаила Федоровича Романова он возобновился и даже активизировался.Эволюция государственного аппарата в области системы учреждений шла в направлении совершенствования приказной системы сверху донизу, вытеснения разнохарактерных учреждений сословного плана государственными бюрократическими учреждениями; в области же обслуживающего их штата - по пути количественного роста группы населения, единственным занятием которого была государственная служба. Первая половина XVII в. - время расцвета приказной системы и постепенного внедрения ее во все отрасли управления[6]
Судебник 1589 г. хотя и не получил официального признания, но, по мнению Л.В. Черепнина, признавался московским правительством и приказами в качестве действовавшего нормативно-правового акта.[7]
Ряд статей (82, 105, 129, 181) в указанном Судебнике, считает В.Г.Медведев, указывают на развитие в государстве приказной системы управления и усиления в ней влияния дьяков. Дьяк рассматривается как ближайший помощник государя, который наравне с боярином и казначеем подписывает докладные государю, кроме того, в случае пробела в законодательстве, как судья приказа, он мог назначать наказание по собственному усмотрению.[8]
Во время правления Ивана IV число приказов резко возросло. Активно этому процессу способствовали реформы внутреннего управления,
проводившиеся царем вместе с «Избранной Радой». С.Б. Веселовский считал, что предпринятые ею реформы довольно последовательно и разносторонне были направлены на то, чтобы позволить преобразовать конгломерат «вотчин» московских великих князей в единое государство в собственном смысле слова», провести реорганизацию и усовершенствование центральных и местных органов власти, осуществить перестройку всей системы приказного управления, ознаменовавшуюся созданием «таких важных Приказов как Посольский, Поместный, Разряд, Разбойный приказ и др.[9]
В борьбе со злоупотреблениями властью практика Московского государства выработала несколько способов контроля за деятельностью администраций и средств, которыми народ мог доводить до сведения царя свои жалобы и желания. Одним из способов контроля стало учреждение чрезвычайных органов для надзора за служащими и проверки их деятельности. При царе Михаиле Федоровиче для этой цели был организован особый приказ: «Приказ, что на сильных бьют челом», а при царе Алексее Михайловиче – «Приказ великого государя тайных дел» (Приказ тайных дел).А.Е Голиков отмечает, что столичные приказы были буквально завалены нерешенными судебными делами, они «волочились», откуда и произошла знаменитая «московская волокита». Одной из мер по усилению контроля за приказной системой было создание при царе Алексее Михайловиче Приказа тайных дел, полностью подчиненного царю и объединявшего в руках царя все нити контроля за государственным управлением.[10]По мнению В.А. Лоскутова, Приказ тайных дел был создан «для того, чтобы царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре и думные люди о том ни о чем не ведали».[11]
Внутри приказов также былакоррупция и с ней боролись назначением нескольких лиц для совместного руководства делами и взаимного контроля. Такая же мера использовалась и в работе воевод. В отдельные города и уезды назначали двух воевод или воеводу с товарищем, которые также совместно управляли вверенным им территориальным округом. Таким образом, отмечает Э.Н.Берендс, методы коллегиальности в управлении, к которым прибегнет Петр I в XVIII веке, использовались уже в Московском государстве.[12] Другим средством контроля чистоплотности руководителей стала частая смена воевод с обязательным требованием от увольняемого строгого отчета.
Необходимо также отметить, что открытость власти для населения, ее реакция на челобитные позволяли не только регулировать многие стороны
административной жизни, но и вести успешную борьбу со злоупотреблениями чиновников.
Однако, несмотря на угрозу наказаний, московские подьячие охотно брали взятки. По наблюдению иностранцев, русские люди редко обращались в московские приказы. Причина, по их мнению, заключалась в том, что «русское право - это сплошное подношение и дарение, и кто лучше подмажет, тот и получит лучшее право». При этом они признавали, что подобные порядки существовали не только в Москве, но и «почти во всем мире».[13]
Состав приказа неразрывно был связан с его функциями. Приказ в смысле учреждения вмещал в себя одновременно судебные и административные функции. Приказ был судебной инстанцией для лиц в подведомственных ему областях управления; например, стрельцы судились в Стрелецком приказе, иностранные специалисты - в Иноземном приказе, дворяне - в Поместном, Московском и Владимирском приказах и т.д. Сами же люди из приказов судились в Челобитенном приказе. Приказы также были органами административного управления, отрасль дел, порученная их надзору, рассматривалась по их суждению. Если дело было невозможно разрешить, то оно представлялось к рассмотрению Боярской Думой.
Приказ возглавлялся судьей, который, как правило, был членом Боярской Думы - боярином или думным дьяком. Иногда судей было несколько, впрочем, не более трех. За судьями шли приказные дьяки, затем подьячии, обслуживающий персонал (сторожа и т.п.). Структурно приказы делились на столы, столы - на повытья.
Во всех приказах все дела - и малые и большие - записывались в книги. Во всех приказах были подьячие - помощники дьяков - в количестве от 20 до 50 и больше. Они переписывали грамоты набело. Пожалуй, этим объясняется витиеватый почерк московских подьячих.
Время от времени приказы подвергались проверкам по указу Государя. Самой же серьезной проблемой приказов, которая в принципе не могла быть в то время разрешена в рамках приказной системы, был вопрос их компетенции. Одно и то же дело ведалось, как правило, несколькими приказами одновременно, что не придавало порядка управлению страной.
Значительно больше внимания Уложение уделяло приказам, ведущей
функцией которых были вопросы внутренней политики, касавшиеся экономической и социальной основы существующего строя - феодального землевладения, положения феодально-зависимых слоев населения и обеспечения правопорядка, связанного, прежде всего, с охраной жизни и имущества господствующих и имущих кругов.
По данным Н.Ф. Демидовой, в 1682 г. приказов насчитывалось 53, а в 1698 г. и того больше - 55 (включая Патриаршие и Дворцовые).
С 80-х годов XVII в. предпринимаются первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов были подчинены одному лицу. Большинство историков полагает, что это было связано с необходимостью проведения централизации государства, повышения эффективности и оперативности территориального управления.
Полностью приказная система была заменена системой коллегий при Петре I. Тем не менее,подчеркивает К.В. Черкасов, отдельные случаи возрождения приказов как органов управления имели место и в дальнейшем. В частности, с 1730 по 1763 г. действовал Сибирский приказ. Лишь в период царствования Екатерины II приказному управлению был окончательно положен конец.
К концу XVII в. государственный аппарат в России в целом, отмечает тот же автор, способствовал укреплению самодержавной монархии, но громоздкость, недостаточная определенность функций различных приказов, неразвитость самоуправления снижали эффективность его деятельности и мешали развитию государства.
Таким образом, приказы, как основа будущей приказной системы, стали складываться в Московском государстве на рубеже XV - XVI вв.Во главе приказастоялбоярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы, действовавшие от имени государя, ведали управлением, сбором налогов и судом. Состав приказа неразрывно был связан с его функциями. Приказ вмещал в себя одновременно судебные и административные функции.Если дело было невозможно разрешить, то оно представлялось к рассмотрению Боярской Думой.Во время правления Ивана IV число приказов резко возросло.
Полностью приказная система была заменена системой коллегий при Петре I.
Виды приказов
Приказы были следующие.
Приказы финансово-казенного управления. В первую очередь среди них следует назвать приказ Большого дворца. Первейшей функцией этого учреждения было, однако, не управление финансами, а судопроизводство. Кроме того, в ведении этого приказа состояло все обширное дворцовое хозяйство с «дворами» Кормовым, Житным, Хлебным, Сытенным. Кроме того, этот приказ ведал гербовым сбором и рядом других налогов. Затем идет Казенный приказ или приказ Большой казны, которые собирали налоги и подати.
В ведомстве этого приказа состоял Денежный (Монетный) двор. Этот приказ заведовал государственным золотым запасом.
Далее шел приказ Большого прихода, который занимался сбором таможенных пошлин, собирали плату за перевоз, и мостовщину.
Счетный приказ состоял из Поместного, Золотого и Серебряного дел,
Хлебный, Холопий, Новая четверть и пр. Особо стоит отметить, что почти каждый приказ на Москве ведал своей статьей доходов, поэтому их всех также можноотнести к приказам финансово-казенного управления.
Приказы судебного управления включали в себя такие приказы, как Разбойный, Московский, Владимирский, Земский. К судебным приказам обычно относят еще и Челобитенный приказ.
К приказам полицейского (благочинного) управления, в первую очередь, относят Ямской приказ, который начал свою деятельность с 1516 г. Большинство авторов склонны считать, что именно этот приказ являлся в наибольшей степени общегосударственным.
Кроме того, к названному виду приказам можно отнести Каменный приказ, Житный, Аптекарский и ряд других приказов.
Еще одной группой приказов были приказы военного управления.
Старейшим из них является Разрядный приказ. Свою историю он начал с 1535 г. и занимался росписью воевод и детей боярских по полкам в Москве. Зачастую, некоторые авторы еще называют этот приказобщегосударственным отделом кадров.
Кроме того, к данной группе приказов также относятся приказы Стрелецкий, Казачий, Рейтарский, Иноземный, при этом последние занимались полками «нового строя».Еще два других старых приказов - Пушкарский и Оружейный ведали производством и закупкой оружия и снаряжения. С 1573г. в данную группу приказов также можно включить Бронный приказ, который был создан для изготовления конской сбруи, доспехов, луков и стрел.
Приказы управления внешними сношениями ведали иностранными делами.К этой группе приказов, прежде всего, относится Посольский приказ, основанный в 1567г. под названием «Посольская изба», который занимался напрямую иностранными делами в Московском государстве. Кроме того, в ведении Посольского приказа состояли иностранцы, которые тогда проживали в Москве.Также Посольский приказ ведал донскими казаками, служилыми татарами и калмыками, осуществлял связь Москвы
с Вселенским <