Факторы, влияющие на состояние воспитательной работы в прокуратуре Российской Федерации

4.1. Проблемы формирования и развития гражданского общества, деформация морально-этических ценностей и криминализация социально-экономических отношений, сопровождающаяся ростом коррупционных проявлений, повышают социальную значимость служебной деятельности прокурорского работника и одновременно требуют соответствующего анализа и объективной оценки факторов, влияющих на воспитательный процесс в системе прокуратуры Российской Федерации.

В этих условиях назрела потребность разработки концептуальных основ дальнейшего развития органов прокуратуры и, в первую очередь, сохранения кадрового потенциала системы и воспитания высокопрофессиональных специалистов, верных избранной профессии и служебному долгу. Уровень профессиональной подготовки и деловых качеств работников прокуратуры должен соответствовать требованиям, обусловленным изменениями в характере преступности, состоянии законности, социальных и экономических отношениях, политической обстановке в стране. Поэтому воспитательная работа в системе прокуратуры должна быть нацелена на формирование у работников способности оперативно реагировать на происходящие изменения.

Серьезное обновление кадрового состава органов прокуратуры нарушило необходимую преемственность поколений, что требует обеспечения позитивного диалога между представителями различных поколений, консолидации всего прокурорского сообщества. Учитывая, что работники в возрасте до 30 лет составляют в настоящее время около 40% кадрового состава, необходимо скорректировать воспитательный процесс в отношении этой возрастной категории с учетом наработанной технологии прокурорской деятельности и ее нравственных основ.

4.2. По-прежнему сложной задачей остается обеспечение стабильности кадров. Основными причинами увольнения работники прокуратуры называют:

- затянувшийся процесс реформирования государственной службы Российской Федерации и недостаток информации о перспективах службы в органах прокуратуры применительно к проводимой реформе государственной службы;

- отдельные недостатки в организации работы с кадрами, в том числе с молодыми специалистами, их неподготовленность к работе в условиях высоких нервно-психологических перегрузок и строгой ответственности.

4.3. К факторам, влияющим на состояние воспитательной работы в системе прокуратуры, относится также нравственная деформация некоторых прокурорских работников. В целях устранения данного негативного фактора требуется исключить факты проявления снисходительности со стороны отдельных руководителей к нарушениям юридических и этических норм подчиненными работниками.

4.4. Появление новых видов преступлений и иных правонарушений требует от прокурорских работников наличия специальных знаний в области рыночной экономики, информационного, налогового, банковского, страхового, экологического и другого отраслевого законодательства, а также владения современными методиками расследования и проведения прокурорских проверок. Их недостаточность вызывает неуверенность работников прокуратуры, влияет на качество и эффективность работы.

4.5. Необеспечение должной безопасности прокурорских работников и членов их семей способствует тому, что прокурорские работники нередко становятся объектами физического и психического насилия со стороны преступников. Недостаточная охрана зданий прокуратуры, отсутствие службы безопасности, ненадлежащее обеспечение оружием и спецсредствами защиты, неподготовленность работников к их квалифицированному применению - все эти факторы существенно влияют на решимость в отстаивании интересов законности.

4.6. Негативное отношение отдельных должностных лиц и граждан к действующим законам, правоохранительным и иным государственным органам проявляется в многообразных формах и существенно сказывается на результативности деятельности прокурорских работников. Наиболее характерными и распространенными из них являются отказ от явки в органы прокуратуры или от участия в проведении надзорных или следственных действий, дача ложных объяснений и показаний, отказ от данных ранее показаний, запугивание свидетелей, иных лиц, а также самих прокурорских работников; покушение на жизнь, здоровье и имущество прокуроров и следователей, членов их семей, попытки подкупа в связи с их профессиональной деятельностью, поджоги помещений прокуратур; многообразные проявления завуалированного или неприкрытого давления на прокурорских работников в целях принятия незаконных решений, иные негативные факторы воздействия, формирующие или существенно влияющие на условия деятельности и поведение прокурорских работников.

4.7. Система социальных гарантий и материального обеспечения прокурорских работников должна в полной мере отвечать общественной значимости работы, трудовым и психологическим затратам.

4.8. На выбор службы в органах прокуратуры влияет значимость и оценка этой работы в обществе. Большую роль в формировании имиджа прокурора играют средства массовой информации, их объективность в оценке деятельности органов прокуратуры и ее отдельных представителей, выступления руководителей и других прокурорских работников на страницах печати, по радио или телевидению. Необходимо уделять надлежащее внимание правозащитной деятельности органов прокуратуры, не ограничиваться информацией или комментариями по поводу резонансных дел. Руководители органов прокуратуры должны осуществлять правовую пропаганду, выступать с разъяснениями целей прокуратуры, особенностей работы следователей и прокуроров, ее достоинств, роли в выполнении социальных, экономических и иных задач. Однобокость, тенденциозность, предвзятость информации о деятельности прокуратуры порождают недоверие со стороны населения к прокурорским работникам.

4.9. Выявление, анализ и прогнозирование развития факторов, влияющих на уровень воспитательной работы в органах прокуратуры, имеют первостепенное значение при разработке стратегии и тактики деятельности по её обеспечению, предопределяют выделение основных направлений, форм и методов ведения воспитательной работы, необходимость принятия системы мер правового, организационного, научного, кадрового, информационного, финансового, социально-психологического, материально-технического и иного обеспечения.

5. Моральные и психологические требования, предъявляемые к работникам органов и учреждений прокуратуры

5.1. Составной частью процесса формирования и воспитания кадрового корпуса прокуратуры, способного решать сложные задачи в динамичных условиях, является подбор профессиональных кадров, который предполагает всестороннее изучение личности кандидата на должность и его профессиональной пригодности применительно как к общим требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам, так и к требованиям, предъявляемым при занятии конкретной должности.

Общие требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, сформулированы в статье 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Дополнительные (специальные) требования предопределяются специфическими условиями выполнения обязанностей в связи с конкретным направлением деятельности и занимаемой должностью.

5.2. Оценка пригодности работника к службе в органах и учреждениях прокуратуры осуществляется по медицинскому, образовательному и психологическому критериям.

Медицинский критерий предполагает изучение общего состояния физического и психического здоровья прокурорского работника.

Образовательный критерий включает наличие юридических знаний, высокого уровня образованности и эрудиции, общей культуры, необходимых прокурорскому работнику для успешного выполнения служебных обязанностей.

Психологический критерий предполагает соответствие личности прокурорского работника требованиям, предъявляемым к содержанию, особенностям профессиональной деятельности, а также к условиям, в которых она протекает.

Данный критерий включает четыре блока профессионально важных психологических свойств и качеств субъекта:

- морально-нравственные качества и мотивационные характеристики работника (развитое правосознание, доминирование социально значимых мотивов при осуществлении профессиональной деятельности, стремление к достижению успеха в работе, к завоеванию авторитета и уважения среди коллег и др., честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость, ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность);

- развитые познавательные способности (оперативность, самостоятельность, гибкость, критичность и прогностичность мышления, способность к абстрагированию, развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция, способность воспринимать новую информацию и др.);

- эмоционально-волевую устойчивость (высокую работоспособность, выносливость в ситуациях длительных и интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целенаправленность и продуктивность деятельности в этих условиях, устойчивость к воздействию стресс-факторов, самообладание);

- развитые коммуникативные способности (способность устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры, умение слушать партнера, способность правильно интерпретировать поведение собеседника, различать правдивые и ложные показания, хорошее владение устной и письменной речью, вежливость, тактичность, уважительное отношение к людям, умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить правильную линию поведения).

5.3. Соответствие работника требованиям профессиональной деятельности определяется по результатам психологического обследования, проводимого в прокуратурах субъектов Российской Федерации. В ходе такого обследования определяется степень выраженности у работников и у кандидатов указанных качеств.

5.4. Конкретные требования к профессиональным и моральным качествам лиц, принимаемых в прокуратуру на должности прокурора или следователя, определяются приказами Генерального прокурора Российской Федерации. В целях совершенствования организации и проведения воспитательной работы с кадрами требуется более полная нормативно-правовая основа, которой можно было бы руководствоваться при приеме на государственную службу в органы прокуратуры.

5.5. Необходимость формирования определенных личностных и профессиональных качеств предопределяется также спецификой функций прокуратуры (во многом уникальных), условиями выполнения работниками обязанностей по конкретным видам деятельности. Разумеется, наличие у работника соответствующих качеств не является непременным условием выполнения служебных обязанностей в том или ином виде деятельности, однако именно эти качества позволяют работнику выполнять свои обязанности наиболее эффективно, поэтому и воспитательная работа должна быть сориентирована на их формирование.

5.5.1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является одним из тех видов деятельности, который предъявляет требования особого характера к личностным и профессиональным качествам работников органов прокуратуры.

В сфере уголовного судопроизводства, в которой допускается применение на основании закона наиболее существенных ограничений прав и свобод граждан, прокурорский надзор должен быть реальной гарантией законности, а осуществляющие его лица - образцом безупречного исполнения служебного долга, соблюдения норм права и профессиональной этики, уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Формируемые личностные и профессиональные качества работников прокуратуры должны соответствовать возложенной на них законом обязанности привлекать к уголовной ответственности только лиц, виновных в совершении преступлений; принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни один преступник не уклонился от ответственности; строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному ограничению в правах; следить за неуклонным соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного порядка расследования преступлений и принципа презумпции невиновности.

Значительные требования к личности работников органов прокуратуры предъявляет следственная работа. Следователь является важным и ответственным участником уголовного судопроизводства, на которого возложены сложные задачи и которому даны широкие полномочия. Реализация этих полномочий предполагает наличие у работника не только знаний юриспруденции, но и обостренного чувства справедливости, умения понимать психологию человека, целеустремленности, организованности, наблюдательности, выдержки, эмоциональной устойчивости, развитых аналитических способностей.

Работа следователя требует инициативных и ответственных действий, способности владеть своей профессией. Практика показывает, что не все выпускники юридических вузов, назначенные на должности следователей, готовы к современным реалиям следственной деятельности, что, в свою очередь, способствует высокой текучести кадров. В связи с этим проводимая воспитательная работа с лицами, принятыми на следственную работу в прокуратуру, в приоритетном порядке должна быть направлена на развитие необходимых профессиональных навыков и качеств, углубление специальных познаний.

5.5.2. Особое внимание следует уделить развитию необходимых профессиональных и личных качеств у прокурорских работников, участвующих в рассмотрении дел судами.

Поддерживая от имени государства обвинение по уголовным делам, осуществляя возложенные на них полномочия при рассмотрении судами гражданских дел, прокуроры являются официальными представителями прокуратуры, исполняющими сложные и важные обязанности в условиях публичности.

Полная реализация принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве неизбежно ведет к возрастанию ответственности прокурора за выполнение обязанности доказывать предъявленное подсудимому обвинение, за обеспечение его законности и обоснованности.

На прокуроре, поддерживающем государственное обвинение в суде, лежит не только правовая, но и морально-психологическая ответственность, поскольку ненадлежащее выполнение прокурором функции уголовного преследования в ходе судебного разбирательства по существу сводит на нет все усилия органов, осуществлявших предварительное расследование дела.

Формирование у прокурорских работников таких качеств, как высокий профессионализм, честность, справедливость, беспристрастность, умение убедительно отстаивать свою позицию в суде, должно стать одним из главных направлений воспитательной работы.

Для повышения профессионального уровня прокуроров, участвующих в рассмотрении дел судами, развития у них коммуникативных и ораторских способностей необходимо организовывать специализированные учебные курсы, семинары, шире применять активные формы обучения (деловые игры и др.).

5.5.3. Ответственным участком деятельности работников прокуратуры является надзор за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими уголовное наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера.

Деятельность прокуроров в указанной сфере требует высокой собранности, внимания и решительности. Прокурор должен выступать олицетворением справедливого закона, в том числе направленного на исправление осужденного.

В общении со служащими этой системы надлежит учитывать особые условия их службы, связанные со стрессовыми, конфликтными ситуациями в отношениях с лицами, содержащимися в колониях, изоляторах и тюрьмах. Кроме того, следует помнить, что в названных учреждениях сконцентрированы лица, совершившие общественно опасные деяния, нередко настроенные отчужденно и даже агрессивно, что требует специальной подготовки, наличия должных морально-волевых и психологических качеств.

5.5.4. Работа по рассмотрению и разрешению в органах прокуратуры заявлений, жалоб и других обращений граждан и должностных лиц предполагает соблюдение работниками прокуратуры общепринятых этических норм при общении с посетителями, а также внимательное отношение, тактичность, доброжелательность и искреннюю заинтересованность в объективном и законном разрешении вопросов, ставших предметом такого обращения. Работники должны уметь внимательно выслушивать посетителей и оперативно уяснять суть излагаемых проблем, задавать необходимые уточняющие вопросы в корректной форме, принимать меры к преодолению конфликтного поведения со стороны посетителей. Это предполагает наличие обширных познаний действующего законодательства и умения при необходимости разъяснять его положения, готовности обеспечивать разрешение обращений без волокиты на основе постоянного поиска новых методов решения возникающих вопросов.

Рост доверия населения налагает на работников прокуратуры ответственность, сопряженную с неизбежным увеличением служебной нагрузки, что требует их высокой дисциплинированности и добросовестного отношения к разрешению обращений.

5.5.5. В соответствии со спецификой деятельности военной прокуратуры, особенностями статуса её работников воспитательная работа в органах военной прокуратуры проводится с применением форм и методов воинского воспитания, с использованием воинских традиций и осуществляется на основе требований общевоинских уставов, соответствующих приказов Главного военного прокурора. В содержание воспитательной работы с кадрами в органах военной прокуратуры наряду с развитием профессиональных, моральных и деловых качеств прокурорского работника входит формирование у работников военной прокуратуры качеств надежного защитника Отечества.

5.5.6. Существенные особенности присущи организации воспитательной работы среди прокурорских работников, выполняющих служебные обязанности в условиях экстремальных ситуаций, - в зонах локальных вооруженных конфликтов, проведения контртеррористических операций, стихийных бедствий, аварий, техногенных катастроф; в следственно-оперативных группах по расследованию особо тяжких и иных преступлений, имеющих большой общественный резонанс; при проведении надзорных и следственных действий в условиях, опасных для жизни и здоровья, а также в условиях применения к участникам уголовного процесса мер государственной защиты; при выезде для проведения проверок на спецобъекты, в учреждения уголовно-исполнительной системы, в места лишения свободы, в регионы со сложной криминогенной ситуацией или с неблагоприятными климатическими условиями.

Необходимую помощь прокурорским работникам в подготовке к работе в экстремальных условиях оказывают руководители органов прокуратуры и психологи кадровых подразделений.

Обеспечению эффективности деятельности прокурорских работников в экстремальных условиях способствует их качественная профессионально-психологическая подготовка. От этого зависит не только успешность профессиональной деятельности прокурорских работников в экстремальных условиях, но и сохранение их жизни, здоровья и нормального душевного и духовного состояния. Поэтому профессионально-психологическая подготовка для работы в экстремальных условиях должна быть нацелена на формирование у работников прокуратуры профессиональной бдительности, психологической устойчивости, повышенной ответственности за результаты своих действий, выработку быстроты реакции на возникающие угрозы, развитие качеств, необходимых для преодоления экстремальных физических и психологических нагрузок. Работники органов прокуратуры должны иметь навыки профессиональной оценки обстановки, предметов, явлений и событий, обладать знаниями в области обеспечения личной, а также групповой безопасности.

5.6. Самостоятельной задачей воспитательного процесса должна стать профилактика профессиональной нравственной деформации, проявляющейся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующей моральный облик работника прокуратуры.

Следствием указанных деструктивных процессов может стать формирование у работников прокуратуры таких отрицательных качеств, как пренебрежительное отношение к требованиям закона, бюрократизм и формальное исполнение служебных обязанностей, высокомерие, черствость, цинизм и недоверие к окружающим, стремление к подавлению воли человека, нравственная распущенность, моральная нечистоплотность и использование элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности.

Развитию этих негативных черт может способствовать ложное понимание работниками интересов службы, гипертрофированное развитие у них отдельных профессиональных качеств, конфликтный характер условий деятельности прокуратуры, соприкосновение работников в силу своих служебных обязанностей с негативной средой и (очень часто) конкретной человеческой бедой.

5.7. Участие в решении задач преодоления в обществе правового нигилизма, правового инфантилизма и правового идеализма, повышения уровня гражданского правосознания и правовой культуры, призванных оказывать превентивное воздействие на широкий спектр субъективных причин и условий преступности и других правонарушений, является не только профессиональной обязанностью, но и моральным долгом каждого работника прокуратуры. В связи с этим указанных лиц должны отличать высокая гражданственность и нравственность, зрелые жизненные взгляды и убеждения, а их воспитание должно быть в высшей степени направлено на поддержку чести и достоинства своей профессии, высокой культуры, образованности и информированности о последних достижениях правовой науки, служение общественным и государственным интересам, сохранение личной скромности и разумной конфиденциальности в профессиональных вопросах.

6. Основные формы, методы и средства воспитательной работы в органах и учреждениях прокуратуры

6.1. Осуществление воспитательной работы возложено прежде всего на руководителей органов прокуратуры. В проведении воспитательной работы также участвуют работники служб по обеспечению собственной безопасности и физической защите, работники кадровых подразделений, в том числе психологической службы прокуратуры, научные и педагогические работники учреждений прокуратуры. Воспитательное воздействие на кадровый состав оказывают ветераны органов прокуратуры, члены общественных организаций, действующих в органах прокуратуры, члены Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

6.2. В органах прокуратуры сложились традиционные формы воспитательной работы, оказывающие позитивный воспитательный эффект и требующие дальнейшего системного развития:

- принятие работниками Присяги прокурора (следователя);

- торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам и Дню работника прокуратуры Российской Федерации;

- аттестация и присвоение первого и очередных классных чинов (воинских званий);

- обучение в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институтах прокуратуры ведущих высших учебных заведений;

- повышение квалификации, стажировки, «круглые столы», семинары, лекции, доклады и их обсуждение, индивидуально-воспитательные беседы;

- наставничество;

- формирование кадрового резерва и работа с ним;

- организация конкурсов «Лучший прокурор» и «Лучший следователь»;

- проведение встреч с участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ветеранами прокуратуры;

- формирование стендов, посвященных истории органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации;

- посещение музеев, тематических выставок, проведение экскурсий, туристических походов, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

- самообразование работников.

6.3. В процессе воспитательной работы в органах прокуратуры используются разнообразные методы: убеждение, внушение, личный пример, моральное и материальное стимулирование, принуждение.

6.4. Воспитательный процесс в целях укомплектования прокуратуры квалифицированными кадрами осуществляется путем использования системы организационных и правовых воспитательных средств, в которую входят:

- совершенствование системы отбора кандидатов на службу на основе квалификационных требований к кандидатам;

- применение современных научных методик изучения деловых и личностных качеств кандидатов;

- недопущение необоснованных перемещений, освобождения от занимаемой должности и увольнения из органов прокуратуры;

- формирование качественного резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности по профессиональным, деловым и личностным качествам с учетом установленных критериев отбора кандидатов, исключения протекционизма и подбора кадров по принципу личной преданности;

- временное замещение лицами, состоящими в резерве, рекомендуемой должности с последующим анализом позитивных сторон исполнения и допущенных недочетов;

- прохождение прокурорскими работниками стажировок в вышестоящих прокуратурах, базовых прокуратурах и региональных учебных центрах;

- перемещение прокурорских работников (ротация) для рационального и эффективного использования их профессиональных, деловых и личностных качеств;

- принятие комплексных мер по сокращению оттока квалифицированных кадров из органов прокуратуры, формирование позитивной мотивации к труду, в том числе путем совершенствования системы материального и морального стимулирования, улучшения социально-бытовых условий и обеспечения возможности карьерного роста; широкое внедрение новых, доказавших свою эффективность форм и методов комплектования кадров; изучение опыта воспитательной работы других правоохранительных органов в целях установления возможности его использования в органах прокуратуры.

6.5. Воспитательная работа в служебных коллективах прокуратур различного уровня должна быть направлена на обеспечение организованности и порядка в работе, предупреждение нарушений дисциплины, конфликтов, улучшение социально-психологического климата, профилактику и пресечение негативных явлений среди работников прокуратуры.

Непременным условием успеха в работе является высокая дисциплина. Персональную ответственность за состояние дисциплины несет руководитель, но решать эту задачу он должен, опираясь на коллектив. Создание в коллективе деловой, товарищеской обстановки возможно лишь тогда, когда руководитель проявляет заботу о подчиненных, повышает их ответственность за качественное выполнение задач, развивает инициативу, поощряет отличившихся и привлекает к ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

Воспитательная работа в коллективах осуществляется в процессе повседневной профессиональной деятельности работников органов прокуратуры, в ходе проведения служебных совещаний, повышения квалификации, торжественных и иных мероприятий. С учетом специфики деятельности органов прокуратуры наиболее распространенной и доступной формой воспитательной работы является индивидуальная работа руководителя с подчиненными.

Индивидуальная воспитательная работа осуществляется путем межличностного общения руководителя и подчиненного. Данная работа представляет собой разновидность управленческой деятельности руководителя, когда он осуществляет непосредственное воспитательное воздействие на подчиненного с учетом методов и средств индивидуально-воспитательной работы и в соответствии с социально-психологическими особенностями подчиненного, его авторитетом в коллективе и личными качествами.

Существенную помощь руководителям в процессе воспитательной работы могут оказывать работники психологической службы органов прокуратуры.

Индивидуально-воспитательная работа включает ряд этапов: 1) изучение личностных качеств и особенностей подчиненного; 2) выбор оптимальных приемов и методов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение; 3) анализ и оценка достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости - корректировка методов и приемов такого воздействия.

Руководитель для изучения в воспитательных целях индивидуальных данных подчиненных работников вправе использовать следующие методы: наблюдение, индивидуальная беседа, изучение документов, в том числе результатов психологического обследования, использование мнений других лиц; анализ повседневной деятельности.

Эффективным и наиболее доступным средством индивидуальной работы руководителя с подчиненными является беседа, которая позволяет ему без трудоемкой и длительной по времени подготовки решить конкретную воспитательную задачу.

Важным этапом в индивидуально-воспитательной работе является анализ достигнутых результатов, который руководитель должен осуществлять постоянно и при необходимости вносить коррективы в свою работу с подчиненными.

6.6. В целях обеспечения высокого уровня профессионализма работников органов прокуратуры необходимо совершенствовать и более действенно использовать созданную систему повышения квалификации, включающую самостоятельную учебу, постоянно действующие семинары, стажирование в структурных подразделениях аппаратов прокуратур, методических кабинетах, учебу в Академии, институтах и региональных центрах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, других высших учебных заведениях. При этом особое внимание должно быть уделено глубокому изучению нового законодательства, методике и тактике осуществления прокурорской деятельности.

Значительную роль в подготовке и воспитании высокопрофессиональных кадров должна играть модернизация существующей системы подготовки и повышения квалификации кадров. В учебных программах следует учитывать региональные особенности состояния законности и правопорядка, организации деятельности правоохранительных органов, нормативного регулирования в субъектах Российской Федерации. Эти и иные обстоятельства влияют на качество подготовки и повышения квалификации прокурорских работников. Немаловажное значение имеет и выбор мест дислокации таких учреждений. В целях развития и оптимизации деятельности научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации необходимо использование современных методов научной организации обучения с максимальной ориентацией на практическую направленность, широкое применение активных форм обучения и новых информационных технологий для организации учебы без отрыва от производственного и воспитательного процесса.

Система повышения профессионального уровня должна включать проведение учебно-методических занятий, семинаров, тренингов, конференций по изучению действующего законодательства и методик прокурорского надзора, изучение и внедрение положительного опыта организации профессиональной учебы прокуратур ближнего и дальнего зарубежья. В воспитательных целях необходимо соблюдение и использование церемоний вручения аттестатов и дипломов, наград, объявления приказов о присвоении классного чина и других торжественных процедур.

Прокурорам следует осуществлять постоянный контроль за текущей успеваемостью студентов, обучающихся по целевым направлениям прокуратур субъектов Российской Федерации, проводить с ними индивидуальные собеседования, привлекать их в качестве общественных помощников.

Итоги отбора кандидатов для поступления в вузы на целевые места Генеральной прокуратуры Российской Федерации и меры по обеспечению качественной подготовки кандидатов необходимо обсуждать на совещаниях, коллегиях с акцентом на анализе личностных характеристик студентов.

6.7. Руководители всех уровней несут персональную ответственность за состояние воспитательной работы во вверенных им подразделениях. Поэтому подбору кадров на руководящие должности в органах прокуратуры необходимо придавать особое значение, выбирая на такую работу людей компетентных, с аналитическим складом ума, практическим опытом, обладающих организаторскими способностями, чуткостью и тактом. При оценке личности руководителя следует учитывать наличие качеств лидера, особенности интеллекта, моральные принципы, которыми он руководствуется, способность к самообладанию, стойкость в отстаивании своей позиции, умение слушать подчиненных, анализировать не только чужие, но и свои ошибки, грамотно решать сложные проблемы.

Одними из основных факторов успешной воспитательной работы являются личный пример руководителя в повышении профессионального и делового уровня, безупречная нравственность в повседневном поведении. Руководитель личным примером активно и непосредственно влияет на процесс воспитания подчиненного, поэтому должен всегда учитывать не только профессиональные, но и социальные, воспитательные аспекты своей деятельности. Важно, чтобы прокурор сам образцово выполнял требования, предъявляемые им к подчиненным, строго соблюдал законность, сочетал принципиальность с готовностью открыто признавать допущенные ошибки, ставил общественные интересы выше личных, в обращении с подчиненными был одинаково требователен, вежлив и доброжелателен.

6.8. Неотъемлемой формой воспитания, развития профессиональных качеств молодых специалистов, впервые принятых в органы прокуратуры Российской Федерации, является наставничество - закрепление молодых специалистов за работниками прокуратуры из числа наиболее опытных, квалифицированных и пользующихся авторитетом в коллективе для оказания индивидуальной помощи в овладении специальностью, достижении профессионального мастерства.

В соответствии с основной целью наставничества - ускорение процесса профессионального становления молодого работника, формирование у него высоких нравственных качеств - решаются следующие задачи: содействие скорейшей адаптации молодых специалистов в коллективе органа прокуратуры; воспитание у вновь принятых работников чувства долга и ответственности за порученный участок работы, гордости за избранную профессию; оказание помощи в овладении профессиональными знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного решения возложенных задач; формирование высоконравственных качеств у молодых работников, воспитание чувства уважения к закону, преданности выбранной профессии и правозащитным традициям прокуратуры, способности переносить физические нагрузки, связанные с несением службы, дисциплинированности и неукоснительного соблюдения норм служебной этики работника прокуратуры.

Непосредственную организацию и руководство работой по наставничеству осуществляют руководители прокуратур первичного звена, на которых возлагаются разработка конкретной программы наставничества и утверждение индивидуальных планов работы молодых специалистов. Для ведения этой работы также могут привлекаться ветераны прокуратуры.

6.9. Важное значение в работе с кадрами имеет принятие Присяги прокурора (следователя). Это памятное событие в полной мере используется для воспитания у поступивших на службу работников чувства гордости за принадлежность к органам прокуратуры. Принятие работниками Присяги проводится в торжественной обстановке с приглашением ветеранов прокуратуры, руководителей органов государственной власти, известных и уважаемых в обществе граждан.

6.10. С целью сохранения исторического наследия российской прокуратуры 12 января установлен День работника прокуратуры Российской Федерации. В воспитательной работе существенное воздействие оказывает проведение торжественных мероприятий, посвященных Дню работника прокуратуры Российской Федерации, государственным праздникам Российской Федерации, и приуроченное к этому поощр

Наши рекомендации