Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации
Утверждена приказом председателя Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 13-П.
Настоящая Концепция является основополагающим документом политики верховного суда в сфере его информатизации в рамках судебной системы Российской Федерации, позволяющим планировать на долгосрочную перспективу мероприятия по совершенствованию и развитию АИС Верховного Суда в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2011 годы.
Информационные и коммуникационные технологии все более глубоко проникают во все сферы жизни общества. Не осталась в стороне и судебная система Российской Федерации. Здесь сложились уникальные условия, для широкого использования информационных и коммуникационных технологий в судебной системе Российской Федерации. С одной стороны новые экономические условия, сложившиеся в стране, заставляют задумываться над эффективным расходованием, выделяемых финансовых ресурсов. С другой стороны жесткие требования закона требуют своевременного рассмотрения судебных исков и кассационных жалоб. При этом закон представляет осужденным, подавшим кассационную жалобу принимать участие в судебном заседании.
На сегодняшний момент, есть острая необходимость иметь в своем распоряжении базу данных определений и рушений Верховного Суда Российской Федерации. Судьи в своей работе часто используют такие правовые базы как «Консультант», «Гарант», «Эталон», «Судебную практику» и т.д. Но источником данных по судебным решениям для подобных систем, конечно же является суд, и где, как не в суде, данная информация наиболее достоверна. В 2002 году в Верховном Суде РФ был внедрен электронный банк данных судебных решений.
С 2002 года в Верховном суде Российской Федерации успешно функционируют системы технической фиксации и протоколирования «IS Mechanics SRS Femida», представляющее собой программно-аппаратные комплексы, обеспечивающие качественную цифровую многоканальную звукозапись, высокую степень автоматизации в составлении протоколов судебных заседаний, а так же хранение электронных архивов в рамках единой сетевой инфраструктуры. «IS Mechanics SRS Femida» является неотъемлемой частью единого технологического процесса судебного делопроизводства Верховного Суда РФ и интегрирована с использующимися в суде другими автоматизированными системами.
Локальная вычислительная сеть комплекса зданий Верховного суда РФ представляет собой комплексную сеть с восемью территориально разнесенными кроссовыми центрами, объединяющую вычислительные ресурсы семи корпусов.
Топология сети – звезда. Каждый корпус содержит рабочие места, подключаемые к вычислительной сети чрез коммутируемые соединения.
Отделом правовой информации в начале 2004 года реализован проект межведомственной внутренней IP-телефонии между залами судебного заседания в Верховном Суде РФ и камерами видеоконференцсвязи в следственных изоляторах УИН по городу Москве и Московской области.
В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование процедуры судопроизводства и расширение доступа граждан к правосудию и их гласности.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления Пленума от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судам следует руководствоваться ч. 3 ст. 121 АПК РФ, позволяющей в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. При извещении с использованием указанных средств связи адресату должны быть сообщены все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 121 АПК РФ.[116]
При этом суд на момент начала судебного заседания должен располагать сведениями о надлежащем извещении участника процесса, а обстоятельства, перечисленные в ч. 2 ст. 123 АПК РФ, должны подтверждаться материалами дела
Суд не во всех случаях может принять в качестве надлежащего доказательства телефонограмму в связи со следующим. Часть 1 ст. 122 АПК РФ устанавливает, что копия судебного акта может быть направлена телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи в случаях, не терпящих отлагательства. К таким случаям, в частности, следует отнести рассмотрение в сокращенные сроки дел об административных нарушениях и невозможность в связи с этим извещения участников арбитражного процесса о времени и месте судебного заседания за 15 дней до его начала, извещение не присутствующих в судебном заседании лиц о перерыве в судебном заседании.
К случаям, не терпящим отлагательства, извещение ответчика о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не относится
Таким образом, суд вправе использовать средства связи - телефонограммы, телеграммы, факсимильная связь, электронная почта - только при обстоятельствах, не терпящих отлагательства.
Согласно ст. 11 АПК РФ с разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании, допускается кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению, которые в большинстве случаев производятся средствами массовой информации. Имея большой поток информации (помимо сведений из государственных органов, в том числе суда), данному виду общения с обществом трудно доставить достоверные сведения, что, по сути, напоминает "сломанный телефон". Вследствие чего формируется определенное общественное мнение о деятельности судебной системы.[117]
Для устранения данного недостатка и обеспечения оперативного и качественного доведения информации до общества, для повышения доверия общества к судебной системе и подтверждения открытости судебной власти с 17 октября 2006 г. в России начала действовать Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2007 – 2011 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации. В частности, данная программа направлена на комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов.[118]
В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:
- реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;
- введение информационной системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";
- создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие".
Введение правил о размещении судебных актов в сети Интернет, в информационных базах арбитражных судов и судов общей юрисдикции побуждает принимать меры по повышению культуры изложения судебных документов.