Современное состояние и возможности развития информационных технологий, используемых конституционным судом рф
В 2007 году стартовал очередной этап федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России». Концепция данной программы утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.08.2006 №1082-р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2011 годы[105]».
Модернизация информационной инфраструктуры судов — одно из приоритетных направлений государственного финансирования в рамках программы развития судебной системы. Это обусловлено прежде всего необходимостью государства повысить уровень доверия к институтам судебной власти, то есть в первую очередь обеспечить доступность правосудия и прозрачность судопроизводства. А без внедрения информационных технологий решить такую задачу невозможно. Процесс информатизации конституционного судопроизводства и проект по созданию электронного архива является одним из основных вопросов, решение которых требуется для обеспечения повышения доступности и прозрачности конституционного правосудия.
Согласно ФЦП «Развитие судебной системы[106]» затраты на информатизацию Конституционного Суда Российской Федерации в 2007 – 2011 годах составят 224 млн. рублей (34,8 млн. руб. в 2007; 44,8 млн. руб. – 2008; 54,8 млн. руб. – в 2009; 44,8 млн. руб. – в 2010; 44,8 млн. руб. – в 2011).
Основным направлением деятельности Конституционного суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, поддержание единого конституционно-правового пространства России. Исторически сложилось так, что задачи эти относительно новы для нашей страны, опыт организации процессов конституционного судопроизводства сравнительно невелик, поскольку, как уже было отмечено выше, Конституционный суд РФ — высший орган судебной власти по защите конституционного строя — был создан только в 1991 году. Поэтому огромное значение имеет накопление, систематизация, анализ и распределение знаний. Можно сказать, что в каком-то смысле Конституционный суд представляет собой научный институт. В то же время его решения обязательны для всех остальных органов власти. Например, суд может признать недействительной ту или иную статью определенного закона, и это повлечет за собой автоматический пересмотр огромного количества дел, которое может исчисляться десятками и даже сотнями тысяч. Поэтому решения Конституционного суда должны быть очень взвешенными и продуманными. Соответственно необходима аналитическая работа над целостностью решений. Такую работу можно и нужно проводить в рамках архива Конституционного суда[107].
Архив, также как и другие структурные подразделения Аппарата Конституционного суда РФ (отдел систематизации правовых актов; отдел технического обеспечения правовой информации; отдел системного обеспечения правовой информации и информационных ресурсов; отдел обеспечения судебных заседаний; копировально-множительное бюро, является составной частью Управления правовой информацией Конституционного суда РФ.
Когда говорят об архиве, обычно представляют себе хранилище документов, расположенное в одном месте и функционирующее по определенным стандартам. У нас не совсем так: архив распределен по разным объектам. В нём существует как классическое архивное подразделение, работающее по правилам архива, так и несколько отдельных объектов, которые хранят документы раздельно и работают по своим правилам. Это, например, архив отдела обеспечения делопроизводства, где хранятся все отказные письма, или архив управления обеспечения судебных заседаний, в нём находятся дела до момента их передачи в основной архив. Всё это в общей сложности представляет собой то, что мы называем архивом Конституционного суда.
В архиве хранятся также и личные дела сотрудников, и бухгалтерская документация. Но основной единицей хранения является дело. Однако дело — это сложноструктурированная субстанция, которая включает в себя текст жалобы и сопутствующие документы, рабочие материалы отраслевых управлений, стенограммы заседаний, а также текст решения или заключение о несоответствии жалобы направлениям деятельности Конституционного суда.
Сроки оперативного хранения документов зависят от сроков рассмотрения дел, которые устанавливаются как специальными регламентирующими документами, так и внутренними инструкциями Конституционного суда. Часть документов хранится в архиве бессрочно, хотя ранее некоторые, такие как ответы отраслевых управлений с отказом гражданам или организациям в рассмотрении, удалялись уже по истечении трех лет. И тут есть свои минусы. Дело в том, что для Конституционного суда отсутствует понятие срока исковой данности или кассации, то есть истец после получения отказа может через год или через пять лет и вообще когда угодно возобновить свою тяжбу. И возможна такая ситуация, когда по истечению трех лет информацию удаляют, а через день после этого в Конституционный суд поступает тот же самый запрос. Это сильно снижает эффективность работы механизма конституционного судопроизводства. Таким образом, бессрочное хранение документов — одна из задач, решаемых в рамках проекта по созданию электронного архива. За счет создания электронной базы данных ежегодное пополнение архива возрастет с 800 до 8300 дел[108].
Кроме того, архив Конституционного суда — это не просто хранилище, в котором информация передается из одного подразделения в другое, зачем-то хранится и раз в год из пыльных бумажек переводится в электронный вид. Электронный архив — это инструмент повышения эффективности работы суда. А повышение эффективности базируется на систематическом анализе основных компонентов процесса конституционного судопроизводства. Анализу подвергают цитаты из текста решения, содержащуюся в нем правовую позицию, а также динамику развития правовых позиций от решения к решению. К основным единицам анализа относят также мнения судей, в том числе особые, комментарии к решениям и рекомендации по изменению законодательства. Очевидно, что аналитическая работа с таким большим информационным массивом, неоднородным по структуре, возможна только при условии создания электронного архива. Для эффективного решения этой и других задач информатизации деятельности Конституционного суда на базе ИТ-отдела было создано управление правовой информации.
В разработке информационной инфраструктуры Конституционного суда изучался опыт Европейского суда по правам человека. Во-первых, для того чтобы понять построение и работу подобной системы в мире. Во-вторых, Европейский суд по правам человека — в определенном смысле старший над нами суд. То есть получив отказ в Конституционном суде России, гражданин может обратиться туда, если, конечно, его проблема касается прав человека. Европейский суд в качестве основной платформы уже десять лет использует решение на основе Open Text, которая осуществляет поддержку промышленных объемов хранения, многоуровневой системы ограничения доступа, наличие механизмов кластеризации и балансировки нагрузки и позволяет удовлетворить требования к электронному архиву крупной, территориально-распределенной структуры[109]/ В настоящее время Конституционный суд также осуществляет внедрение данной системы, стоимость которой довольно высока.
Кроме того, мы изучался опыт всех Российских судов, в первую очередь Верховного и Высшего арбитражного, а также судов американских, в том, что касается опыта информатизации органов судебной власти.
Первая федеральная целевая программа развития судебной системы стартовала в 2002 году. Так получилось, что Конституционный суд в эту программу включен не был. Видимо, считалось, что это консервативный орган, чуждый инновациям. Однако удалось включиться в другой проект — по линии Всемирного банка реконструкции и развития[110]. То есть сначала необходимость информатизации Конституционного суда удалось обосновать перед Всемирным банком, и уже после этого Министерство экономического развития и торговли РФ посчитало, что неплохо бы включить его и в федеральную целевую программу. В итоге начиная с 2007 года Конституционный суд участвует в ФЦП «Развитие судебной системы России на 2007—2011 годы» и с другой стороны является участником проекта «Поддержка судебной реформы» Всемирного банка.
В рамках первого года федеральной целевой программы был объявлен тендер на создание программно-аппаратного комплекса электронного архива Конституционного суда РФ. Победителем тендера стала компания «Verysell Проекты», которая с февраля 2007 года занимается данной работой в качестве исполнителя. Проект в узком смысле имеет совершенно конкретные временные рамки госконтракта, который закончился в декабре. К этому времени была создана отработанная технология, лишенная ошибок и позволяющая на ограниченном количестве рабочих мест осуществлять работу по наполнению нашего архива контентом. При этом был обеспечен беспроблемный доступ со всех рабочих мест Конституционного суда, которых сейчас около трёхсот.
В настоящее время создается информационную базу, некий костяк, который необходимо наполнить контентом. Предполагаемая информационная емкость электронного архива — несколько терабайт. Сейчас мы занимаемся ретроконверсией, то есть наполнением электронного архива задним числом. В этом процессе задействовано одиннадцать сотрудников отдела систематизации правовой информации — все они прошли соответствующее обучение. Это квалифицированные специалисты, которые имеют юридическое образование и прилично разбираются в информационных системах как пользователи.
2007 год можно считать годом подготовки фундамента для нормального внедрения информационной системы. Поскольку еще совсем недавно информационные технологии в Конституционном суде применялись весьма ограниченно, а сама по себе сетевая структура суда требовала серьезной модернизации.
Переезд Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург, который завершился в 2008 году, во многом усложнил на некоторое время его функционирование. Это означает смену приблизительно половины персонала: надо было набирать новых людей, обучить их и всё это хорошо продумать. В то же время такое серьезное изменение коллектива имеет и позитивную сторону: создавая новую информационную систему, возникает возможность целенаправленно подбирать персонал и планировать процесс обучения в соответствии с логикой проекта.
Между тем методологические сложности связаны не только с логикой построения системы и определением функциональности рабочих мест. Необходимо обеспечить безошибочный ввод данных и идентичность электронного документа и оригинала. Что делать в том случае, если в тексте решения будут обнаружены грамматические ошибки? Вопрос не такой простой. Можно ли их исправлять? Я считаю, что можно. Но на самом деле существует даже такая проблема, как версионность судебных решений. И поэтому корректор, а точнее контент-менеджер, становится ключевой фигурой.
Конечно, трудности неизбежны в любом проекте, когда внедряется сложная система документооборота, а Open Text — именно такое решение.
Создание электронного архива – это только одна из задач по информатизации деятельности Конституционного суда, обозначенных в федеральной целевой программе.
Построение нормальной информационной системы Конституционного суда, которая помимо электронного архива будет включать и другие компоненты конституционного судопроизводства и вспомогательных бизнес-процессов: делопроизводства, создания электронной библиотеки, Web-портала и системы публикации решений.
Для достижения этих целей необходимо заниматься преобразованием тех автоматизированных решений, которые использовались ранее, а также конвертацией данных в единую информационную систему, создавать электронную библиотеку Конституционного суда и формировать целостную систему накопления и развития знаний.
Развитие электронного архива должно перейти к схеме, когда судебные решения попадают в архив из информационной системы конституционного судопроизводства. Для этого приходится решить целый ряд правовых и технических вопросов, связанных с возможностью приема жалоб в электронном виде. Рассматривается также возможность хранения в архиве видеозаписей судебных заседаний.
Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации[111]» регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов. Данный закон обеспечивает открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; достоверность получаемой информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления; свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов; невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
В обеспечение реализации ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» в настоящее время в сети Интернет существует сайт Конституционного суда РФ с режимом доступа – http://www.ksrf.ru/pages/default.aspx[112]. Этот источник информации о конституционном судопроизводстве является серьезным шагом к обеспечению его прозрачности, доступности сведений о деятельности Конституционного суда широкому кругу лиц.
На сайте содержится информация о Конституционном суде РФ (о составе, порядке образования и сроках полномочий Конституционного Суда РФ, организационных формах конституционного судопроизводства, об Аппарате Конституционного Суда РФ и другое), о специфики его деятельности и принимаемых в настоящее время им решениях с возможностью поиска решений, принятых ранее, то есть на сайте представляются новости Конституционного суда РФ. Большое значение представляет правовая основа деятельности Конституционного суда с указанием конкретных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми он осуществляет свое функционирование (Конституция РФ, ФКЗ «О Конституционном суде РФ» и другое).
Также на сайте представлена информация об обращениях граждан в Конституционный суд с указанием формы обращения, порядка обращения и обзора обращений граждан. Указываются и источники, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан[113].
Доступной в настоящее время является также информация о заседаниях Конституционного суда РФ и планах рассмотрения дел, в соответствии с которыми указывается дата рассмотрения конкретного дела по жалобе гражданина с указанием судьи-докладчика.
Все это любому гражданину получить открытый доступ к информации, касающейся жалоб, сроков слушания дел, результатов по этим слушаниям.
Лекция 28.