Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов Российской Федерации

Важнейшим фактором интенсификации научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех функциональных звеньях управления. Применение экономико- математических методов на базе использования новейших вычислительных средств техники и связи создало новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико – математических методов и средств вычислительной техники явилось создание атоматизированных систем управления (АСУ).

В настоящее время вопросы автоматизации частично решаются в рамках ЕАИС ФТС России. При этом в ЕАИС реализованы лишь некоторые отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно- справочных документов о деятельности таможенных органов. Только грамотно регламентированная и экономически эффективная организация существующих таможенных процессов в структуре ФТС России может привести к реальной отдаче от внедрения такой корпоративной информационной системы как ЕАИС.

ЕАИС является одним из компонентов информационно- технической инфраструктуры таможенных органов и представляет собой совокупность информационных, программных, информационно- вычислительных, центральных и региональных баз данных, информационно- вычислительных и телекоммуникационных систем и сетей.

Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов всех уровней и информационное взаимодействие между собой и с внешними объектами.

Создание ЕАИС таможенной службы началось в конце 80-х годов. Отправным моментом этого процесса явилось Постановление Совета Министров СССР от 15.10.88 г. №203, которым определялось образование Главного научно – информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) как основной базы для обработки и обеспечения функционирования ЕАИС.

В начале 1992 г. ГНИВЦ перешел в систему Государственного таможенного комитета (ГТК) России, и с этого момента ЕАИС рассматривается как уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях управления органов от таможенного поста до центрального аппарата ФТС России.

Основными руководящими документами для создания ЕАИС являлись Комплексная программа последовательного поэтапного процесса реализации системы повышения роли таможенной политики России как экономического регулятора ВЭД в 1993-1995 гг., утвержденная 13.05.1993 г., Техническое задание на разработку ЕАИС, утвержденное 28.12.1993 г., а также Приказ ГТК России от 19.03.2004 № 343 «Об утверждении общего порядка разработки и модернизации программных средств ЕАИС ГТК России».[79]

ЕАИС ФТС России охватывает всю территорию РФ и включает в себя ГНИВЦ, семь региональных вычислительных центров и транспортную подсистему. Каждая таможня имеет собственную информационно- вычислительную сеть. ЕАИС ФТС России выполняет широкий круг задач по автоматизации технологий таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительной и иной деятельности таможенных органов.

Развитие ЕАИС включает в себя 3 этапа очереди

Разработка внедрение первой очереди ЕАИС потребовали проведения реструктуризации бизнес-процессов и формального описания действий, которые инспектора выполняют на рабочем месте. Затем началась автоматизация этих элементов – стали создаваться автоматизированные рабочие места. Все эти действия способствовали решению проблем, возникающих в центральном аппарате ФТС. В таможенных органах был создан мощный технический потенциал, который позволили приступить к решению задач комплексной автоматизации.

Вторая очередь ЕАИС являлась логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых платформах – программно – технической и технологической. Под новой программно-технической платформой наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, понимаются и прогрессивные общественные программные средства: операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных Oracle и системы проектирования, входящие в комплект Oracle-case.

В 2000 году стало понятно, что и ЕАИС второй очереди начинает «спотыкаться» из-за того, что не стандартизирована информация в базах данных, нет единой структуры данных, отсутствуют внутренние стандарты на порядок разработки, не существует взаимно согласованных интерфейсов между разными программными продуктами.

Стратегическим направлением работ по развитию и совершенствованию ЕАИС ФТС России является проектирование и поэтапное внедрение перспективной системы (ЕАИС третьей очереди) с одновременным поддержанием в работоспособном состоянии существующих информационно – программных средств и информационных таможенных технологий.

Качественно новый уровень автоматизации деятельности таможенных органов может быть достигнут, прежде всего, за счет модернизации Центрального вычислительного комплекса, создания автоматизированной информационной системы региона, в том числе региональных вычислительных комплексов.

Лекция 23

Современные технологии Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Общая характеристика Федеральной службы безопасности

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации. Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации[80].

К органам федеральной службы безопасности относятся:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

управления (отделы) ФСБ Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) ФСБ Российской Федерации в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, отряды) ФСБ Российской Федерации по пограничной службе (пограничные органы);

другие управления (отделы) ФСБ Российской Федерации, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Структура ФСБ: Центральный аппарат

Структура Федеральной службы безопасности в результате реализации указа президента от 11 июля 2004 года. 2 декабря 2005 года Президент внес изменения в Указ от 11.08.03 № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности РФ". Теперь ФСБ разрешено иметь одного первого заместителя директора ФСБ, одного первого заместителя директора - руководителя Погранслужбы ФСБ и трех заместителей директора ФСБ, в том числе одного статс-секретаря - заместителя директора ФСБ[81].

Директор – Александр Васильевич Бортников.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям[82]:

контрразведывательная деятельность;

борьба с терроризмом;

борьба с преступностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности.

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Борьба с преступностью и террористической деятельностью.[83] Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».

Пограничная деятельность. Направлениями пограничной деятельности являются:

защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

Сотрудники ФСБ России, обеспечивающие информационную безопасность, в 2008 году отразили более миллиона атак хакеров, в том числе 280 тысяч нападений на сайт президента. В сфере обеспечения информационной безопасности во взаимодействии с правоохранительными органами возбуждено более 230 уголовных дел, осуждено более 20 человек.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

Наши рекомендации