ТК ТС и ФЗ О таможенном регулировании
ТК ТС новеллы: Таможенный брокер (агент) будет называться таможенным представителем, контейнеры отнесены к транспортным средствам. Но это не самые существенные изменения. Таможенным кодексом таможенного союза предусмотрены новые формы таможенного контроля, вместо таможенной ревизии будет проводиться таможенная проверка, которая может быть камеральной и выездной.
В Таможенный кодекс таможенного союза включена глава, регламентирующая порядок задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля.
Теперь таможенное декларирование будет производиться только в письменной и электронной форме, с использованием таможенной декларации. Устная и конклюдентная формы декларирования исключены.
Увеличены сроки:
- уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров (стал равным сроку временного хранения);
- предъявления товаров таможенному органу при предварительном декларировании (при несоблюдении данного срока таможенный орган отказывает в выпуске товаров);
- переработки товаров на таможенной территории (Комиссия таможенного союза для отдельных категорий товаров может определять более продолжительный срок переработки);
- срок, позволяющий помещать под таможенную процедуру реэкспорта товары, ранее помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Сокращены сроки:
- выпуска товаров, в том числе срок выпуска экспортируемых товаров (при этом установлен максимальный срок продления выпуска товаров – до 10 дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, и четко определены условия данного продления – необходимость проведения или завершения форм таможенного контроля);
- регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Установлены сроки:
- регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации (в Таможенном кодексе Российской Федерации данный срок исчислялся днем получения таможенной декларации таможенным органом);
- совершения таможенным перевозчиков и иными заинтересованными лицами операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.
Таможенные органы каждого государства-члена таможенного союза ведут реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Комиссия таможенного союза формирует общие реестры этих лиц на наднациональном уровне. При этом не предусмотрено ведение таможенными органами реестра банков, кредитных организаций и страховых организаций.
Введен институт уполномоченного экономического оператора, который является развитием имеющихся в действующем Таможенном кодексе Российской Федерации «специальных упрощенных процедур».
В ТК ТС содержится единая таможенная процедура – таможенный транзит. То есть, по сравнению с российским законодательством больше не будет деления транзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через российскую территорию, что также упрощает правоприменительную практику.
В ТК ТС расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь в означенный перечень включены: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор.
Федеральный закон № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:
Закон, который должен дополнить и установить правовое регулирование тех отношений, которые не урегулированы кодексом союзным.
Предметом регулирования настоящего Федерального закона является:
1) регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;
2) определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона;
3) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
4) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы);
5) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.
Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.