Обнаружение и изъятие следов ног. Дорожка следов и ее значение в следственной практике.
По дорожке следов ног можно судить о количестве преступников, направлении движения, особенностях походки и ходьбы, о росте, длине шагов и размерах обуви и т. д.
В дорожке следов ног отображаются особенности походки, в элементах которой проявляются анатомические и функциональные признаки человека. Так, у переутомленного, больного или раненого человека элементы дорожки следов существенно варьируют, так как ему трудно выдерживать одинаковый ритм движения. Выяснить по следам темпы ходьбы или бега можно только тогда, когда есть несколько следов, составляющих дорожку. Длина шага измеряется как расстояние между двумя последовательно оставленными следами по линии направления движения. Ее измеряют раздельно для правой и левой ноги. Длина шага достаточно четко коррелирует с ростом человека. Шаг мужчины среднего роста при спокойной ходьбе колеблется в пределах 75 - 85 см, а при беге достигает одного метра и более. Шаг правой ноги примерно на 1 - 2 см больше, чем левой, а у левшей наоборот. Длина шага женщин на 5 - 10 см короче мужских. Если мысленно провести прямую линию по направлению, в котором шел субъект, то она и будет линией направления движения.
Ширина шагов характеризует расстановку ног при ходьбе. Она определяется как расстояние между следами каблуков (пяток) левой и правой ног по линии, перпендикулярной к направлению движения. Ширина постановки ног равна в среднем 10 - 15 см.
Угол разворота стопы образуется между продольной осью следа и линией направления движения. Он отражает привычку ставить ступни ног при ходьбе параллельно одна другой, носками внутрь (отрицательный угол) или носками наружу (положительный угол). У мужчин угол разворота стопы обычно равен 15 - 25 градусам, а у женщин - 10 - 20 градусам.
Фиксацию следов обуви осуществляют разными способами:
1) фотографированием по правилам масштабной фотосъемки;
2) подробным описанием в протоколе;
3) изготовлением слепков с объемных следов;
4) изготовлением копий с поверхностных следов.
Результаты предварительного изучения следов обуви вносятся в протокол, где обязательно указывается:
а) место их обнаружения;
б) вид следов;
в) их размеры;
г) индивидуальные особенности подошв;
д) данные измерения элементов походки;
е) способы изъятия и упаковки.
Следы транспортных средств
Следы транспортных средств.
• ширина колёс – расстояние между правым и левым колесом автомобиля;
• рисунок протектора;
• окружность колеса;
• база автомобиля – расстояние между передним и задним колесом автомобиля;
• ширина покрышки.
Каким видом транспорта (марка, модель) оставлен след?
Какой моделью шин оставлен след?
В каком направлении двигалось транспортное средство?
Место столкновения транспортных средств?
Расположение транспортных средств до ДТП?
Имеются ли на объекте следы транспортного средства? (механоскопия)
Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.
По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.
Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.
В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые - результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении. Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.
По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.
Определить направление движения автомобиля можно по следующим признакам, имеющимся в следах:
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа "елочка" должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.
Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:
а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле;
б) о характере имеющихся в нем неисправностей;
в) о перевозимом грузе;
г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований;
д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.