Распределение поручений в Генеральной прокуратуре РФ.

Распределение поручений – это чёткое определение круга служебных обязанностей должностного лица, работающего в органах прокуратуры.

При распределении обязанностей учитываются деловые качества, опыт и интересы работников.

Основное правило при распределении обязанностей: распределению подлежит вся имеющаяся работа между наличным составом работников (кого-то может не быть на месте, но работа должна выполняться). Распределение обязанностей производится с учётом взаимозаменяемости работников.

Распределение обязанностей в городских и районных прокуратурах закрепляется в специальном Приказе о распределении обязанностей. В вышестоящих прокуратурах распределение обязанностей осуществляется путём издания:

- приказов

- положений об отделах и управлениях

- приказов о распределении зон деятельности.

Распределение обязанностей зависит от объёма работы и штатной численности работников.

Объём работы зависит от численности населения на обслуживаемой территории и состояния законности. Связь между численностью населения и состоянием законности прямая пропорциональная (чем больше численность населения, тем больше совершается нарушений).

Генеральным прокурором Российской Федерации издаются обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры организационно-распорядительные документы, определяются должностные обязанности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, его советников, старших помощников и помощников по особым поручениям, начальников главных управлений, управлений и отделов на правах управлений или в составе управлений (далее - главные управления, управления и отделы), при необходимости - иных работников, устанавливается компетенция структурных подразделений, научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утверждаются официальные символы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и их описание.

Генеральный прокурор Российской Федерации является председателем коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, председателем Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов.

В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации его обязанности исполняет Первый заместитель Генерального прокурора, а при его отсутствии - один из заместителей Генерального прокурора.


13. Планирование: понятие, значение. Виды планирования.

Планирование – это решение вопросов о последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся штатных, ресурсных и иных возможностей в целях достижения желаемого результата.

План вносит в работу четкость, делает ее организованной, целеустремленной и облегчает осуществление контроля. Важно, чтобы прокурор и его подчиненные четко представляли, чего они хотят добиться.

Если рассматривать цель как достижение желаемого результата, то в деятельности прокуратуры можно выделить главные, функциональные и вспомогательные цели. Главная цель – стремление получить определенный результат в состоянии законности на поднадзорной территории или объекте; функциональная – достичь определенного уровня правоприменительной практики; а вспомогательная – создание необходимых условий для реализации указанных целей.

Таким образом, на первом этапе планирования определяются цели деятельности прокуратуры района (города); на следующем – формируются мероприятия, необходимые для достижения планируемых целей.

Схематически примерный план можно выразить так: цель – мероприятие – исполнители – срок – фактический результат.

Сформулированные в плане мероприятия должны базироваться на следующих принципах: экономичность, стабильность, конкретность и реальность.

Принцип стабильности означает, что в течение периода, на который рассчитан план, в него без особой нужды не вносятся изменения, которые обычно связаны с внеплановыми заданиями прокуратуры субъекта Федерации. Конкретность предполагает точное указание в плане предмета надзорных действий, объектов надзора, исполнителей и сроков выполнения. Недопустимы декларативные, общие формулировки.

Планируя постоянные мероприятия, нужно учитывать результаты анализа состояния законности, полученную информацию и сигналы о нарушениях, задания прокуратуры субъекта Федерации.

В составлении плана должны принимать участие все прокурорские работники. Проект плана, с учетом полученных заданий, вносится на рассмотрение оперативного совещания при прокуроре района (города). Обсуждение его позволит учесть опыт, знания и нагрузку каждого работника.

В практике районных (городских) прокуратур применяются три вида планов:

1) перспективные (годовые);

2) текущие (полугодовые, но могут разрабатываться квартальные и месячные);

3) краткосрочные (недельные, ежедневные).

Самостоятельным видом является план координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Планирование на длительные сроки в настоящее время не имеет особого распространения. В существующие долгосрочные (перспективные) планы включаются мероприятия, вытекающие из местной либо региональной программы по противодействию преступности и правонарушениям, это мероприятия, направленные на выявление и устранение обстоятельств, способствующих преступлениям, пресечение нарушений прав и охраняемых интересов граждан.

На долгосрочной основе, в соответствии с установками прокуратуры субъекта Федерации, могут планироваться мероприятия по усилению надзора за исполнением законов в той или иной сфере социально-экономической жизни и, безусловно, меры по устранению просчетов в организации собственной работы, выявленных комплексной проверкой.

14. Перспективное планирование.

Перспективное - это планирование мероприятий на один год, основанное на прогнозировании правонарушений. Преступления и другие нарушения законности — явления стихийные, но выделить закономерности все же можно. Они связаны со временем, территорией, численностью и составом населения, переселением людей из стран ближнего зарубежья, челночной торговлей, спадом производства и т.д. На основе анализа состояния законности в регионе определяются главные направления деятельности прокуратуры, выявляются наиболее неблагоприятные (с точки зрения соблюдения законности) органы, учреждения, предприятия, организации. На базе этого разрабатываются мероприятия по борьбе с правонарушениями. Главное внимание необходимо сосредоточить на устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, особенно тяжких преступлений. Важно, например, принять меры по предупреждению преступности несовершеннолетних, по борьбе с наркоманией, уклонением от уплаты налогов и т. д. Перспективные планы целесообразно согласовывать с администрацией районов, городов, областей, краев. Все финансовые расходы по реализации плановых мероприятий возлагаются на органы местного самоуправления исполнительной власти субъектов РФ.

15. Текущее планирование.

Текущее — это планирование на период относительно устойчивого состояния законности в регионе. Оно представляет собой своеобразную программу борьбы с нарушениями законности в течение полугодия. Состояние законности постоянно меняется, и планирование, будучи оперативным, должно отражать его. План — своеобразный акт комплексного реагирования на сложившуюся обстановку в районе, городе, области, крае, республике. Текущее планирование является основным и обязательным для каждого прокурорского органа. Вот почему к нему предъявляется жесткое требование: планирование должно быть реальным. Иногда в планы включаются мероприятия, реализация которых не приносит пользы, причем порой они указываются просто для видимости, с тем, чтобы создать мнение об интенсивности работы прокурорского органа.

16.Оперативное планирование

Кроме планирования работы органа прокуратуры в целом, отраслевого планирования, осуществляется также планирование работы каждого прокурорского работника, в том числе прокурора, его заместителей и помощников. Для ведения личного календарного плана на практике используются еженедельники установленного образца, где предусмотрены разделы, что нужно сделать, в какое время, кого пригласить, кому позвонить, где необходимо быть и т.д. Индивидуальное планирование существенно помогает распределить время для достижения результативности в работе, способствует повышению организованности и профессионализма прокурорских работников.

К числу индивидуальных (личных) планов относятся:

· планы повышения деловой квалификации и профессионального мастерства;

· личный план работы на день, неделю, месяц;

· проверки жалоб, заявлений граждан;

· проведения надзорной проверки;

· выступления в судебном заседании и иные планы.

17. этапы подготовки плана

Процесс планирования обычно включает:

1. - сбор информации, необходимой для составления плана,

2. - анализ и обобщение собранной информации, в том числе состояния законности,

3. - прогнозирование (один из методов научного познания мира, с помощью которого мы получаем необходимую информацию о будущем состоянии, структуре, динамике конкретных явлений и процессов. Применительно к деятельности органов прокуратуры выступает и как управленческая функция, и как принцип, и как метод управления),

4. - подготовка проекта плана,

5. - обсуждение и согласование с руководителем проекта плана (позволяет учитывать опыт, знания и нагрузку каждого работника),

6. - утверждение плана,

7. - организация исполнения плана,

8. - организация и осуществление контроля за исполнением плана (по нашему мнению, это самостоятельный вид деятельности, который можно не включать в пределы процесса планирования),

9. - обсуждение результатов исполнения плана (передача всех материалов в архив).

Таким образом, на первом этапе планирования определяются цели деятельности прокуратуры района (города); на следующем – формируются мероприятия, необходимые для достижения планируемых целей.

Схематически примерный план можно выразить так: цель – мероприятие – исполнители – срок – фактический результат.

18. Обсуждение результатов выполнения планов

Обсуждение хода и итогов выполнения планов на оперативных совещаниях или на заседаниях коллегий способствует также укреплению плановой и исполнительской дисциплины.

По результатам обсуждения принимаются решения, которые учитывая состояние законности должны содержать объективную оценку прокурорской деятельности, позитивные тенденции, причины недостатков и просчетов в работе, конкретные задачи, способы, сроки их выполнения и исполнителей.



Планирование работы в Генпрокуратуре РФ

В соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Генерального прокурора от 11.12.98 г. № 89:

1. Работа Генеральной прокуратуры Российской Федерации планируется на полугодие. Предложе­ния о включении в план мероприятий вносятся начальниками Главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений), НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, руководителями учебных заведений по согласованию с заместителями Генерального прокурора на основе анализа состояния закон­ности и правопорядка, криминологического прогноза, а также с учетом решений коллегии, постановлений Координационного совещания, указаний Генерального прокурора Российской Федерации, поручений Пре­зидента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и при­равненных к ним военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур.

Предложения в план работы должны быть мотивированы и содержать сведения о сроках и спосо­бах исполнения мероприятий, ответственных лицах и соисполнителях (по согласованию), предлагаемых формах реализации результатов, а также перечень прокуратур, которые участвуют в исполнении.
Мероприятия, в которых предусматривается участие других правоохранительных органов и ве­домств, с ними предварительно согласовываются.

Предложения в план работы Генеральной прокуратуры не позднее 5 мая и 5 ноября передаются в организационно-контрольное управление для подготовки проекта плана, который докладывается перво­му заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Проект плана обсуждается на оперативном совещании при первом заместителе Генерального прокурора Российской Федерации с участием заместителей Генерального прокурора, начальников Глав­ных управлений, управлений и отделов (на правах управлений).

3. По результатам обсуждения проект плана работы дорабатывается организационно-контрольным управлением, согласовывается с первым заместителем Генерального прокурора и представляется для утверждения Генеральному прокурору Российской Федерации.

4. План работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации не позднее чем за месяц до пла­нируемого периода направляется заместителям Генерального прокурора в Главные управления, управ­ления и отделы (на правах управлений), в подчиненные прокуратуры, научные и учебные институты, межрегиональные учебные центры.

5. Ответственность за своевременное и качественное выполнение плановых мероприятий несут заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники Главных управлений, управ­лений и отделов (на правах управлений).

6. Изменения сроков исполнения, замена отдельных мероприятий, иные коррективы могут вносит­ся только Генеральным прокурором Российской Федерации по мотивированному рапорту начальника Главного управления, управления или отдела (на правах управления), поддержанному заместителем Ге­нерального прокурора Российской Федерации.

7. Главные управления, управления и отделы (на правах управлений) планируют свою работу на основе плана работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации с учетом состояния законности и правопорядка, прокурорско-следственной практики.

Планы работы Главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) утверждаются заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.

Коррективы в план работы Главного управления, управления, отдела (на правах управления) вно­сятся заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, его утвердившим, на основании мотивированного рапорта начальника управления, отдела (на правах правления).
Аналогично планируется работа в иных структурных подразделениях органов прокуратуры.

20. Формы контроля исполнения запланированных мероприятий

Основной формой контрольной деятельности в прокуратуре является проверка.При проверке изучается фактическое положение дел в подчиненном подразделении, дается оценка деятельности ее сотрудников, формируются мероприятия по устранению вскрытых недостатках.

Исходя из требований Генерального прокурора РФ, проверки нижестоящих прокуратур проводятся комплексно, с полным охватом всей их деятельности или по отдельным направлениям прокурорской деятельности. Проводятся также проверки в порядке контроля по устранению отмеченных недостатков. Не допускаются необоснованно частые выезды в одни и те же прокуратуры и разобщенные выезды работников аппарата республиканских, краевых и областных прокуратур, если они не вызваны .какими-либо экстраординарными обстоятельствами.

Для того, чтобы проверки на месте достигали желаемых результатов, они должны намечаться заранее, с определением их программы. Объект проверки следует определять избирательно, с учетом важности той или иной проблемы.

Основная цель каждой проверки - это оказание практической помощи на месте, принятие мер к улучшению работы проверяемой прокуратуры. При проверках особое внимание уделяется практической реализации требований закона, приказов и указаний Генерального прокурора РФ по различным направлениям деятельности прокуроров, перестройке стиля работы, внедрению передовых форм и методов работы.

О результатах проверки составляется справка. К этому документу предъявляются весьма строгие требования как по его форме, так и по содержанию: последовательность в изложении состояния работы прокуратуры; апробация (проверка) каждого приведенного факта или вывода; объективность в оценке работы каждого прокурора и следователя и всего коллектива в целом; обоснованность предложений и рекомендаций. Немаловажным требованием является краткость итогового документа: много говорить - еще не значит многое сказать. Куда проще подготовить пространную, нежели краткую справку, где все должно быть представлено в сжатой, концентрированной форме. Генеральный прокурор РФ в связи с этим установил ряд требований. При проверке деятельности прокуратуры субъекта РФ представляется справка объемом 10-12 страниц.

Итоги проверки, меры по осуществлению выявленных недостатков обсуждаются на месте. О результатах проверки и принятых меpax информируются местные органы самоуправления. Если по результатам проверки был сделан вывод о наличии существенных недостатков в работе прокуратуры и необходимости принятия мер дисциплинарного характера, вопрос выносится на заседание коллегии прокуратуры края, области или республики. Чтобы намеченные меры дали положительный результат, через определенное время (полгода, год) организуются проверки исполнения принятых решений.

Другой часто применяемой формой контроля являются письменные и устные отчеты. Отчеты заслушиваются на соответствующих совещаниях, как правило, после проведения проверок.

Кроме отчетов в органах и учреждениях прокуратуры применяются такие формы, как заслушивание объяснений об исполнении заданий, ознакомление с выполнением заданий на местах, получение аналитических справок и обобщений по отдельным вопросам реализации прокурорских полномочий, ведение контрольных журналов, организация курирования отдельных подразделений и должностных лиц, ведение наблюдательного производства и электронных реестров и регистров.

Отдельной формой контроля является изучение писем и обращений в органы прокуратуры.

Основными методами контроля в органах прокуратуры являются обследование, анализ, проверка, обследование подконтрольных субъектов.

Наши рекомендации