Судебный способ защиты прав налогоплательщиков
Право налогоплательщиков на судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц имеет конституционное закрепление и предусмотрено также статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации. Такое судебное обжалование актов производится организациями и индивидуальными предпринимателями путем подачи искового заявления в арбитражный суд, а физическими лицами, не являющими-
ся индивидуальными предпринимателями, — путем обращения в суд общей юрисдикции. Налоговый кодекс не устанавливает порядок рассмотрения подобных исков, а содержит лишь отсылочную норму, поэтому судопроизводство по данной категории дел осуществляется в соответствии с положениями арбитражного и гражданского процессуального законодательства.
В некоторых странах, таких как США, Канада, Испания, действуют специальные налоговые суды, которым подведомственны все споры в сфере налогообложения. Так, в Испании нельзя, минуя налоговый суд, обращаться по налоговым спорам в гражданский суд1. А в Великобритании судопроизводство по спорам, возникающим по налогам на добавленную стоимость, ведет независимый трибунал, решения которого могут быть обжалованы в
Высшем суде2.
Создание таких судов вызвано спецификой дел, связанных с налогообложением. Для их рассмотрения требуются знания различных отраслей права, экономики, бухгалтерского учета. За последнее время количество налоговых споров в России увеличилось. Разногласия с налоговыми органами возникают в деятельности каждого налогоплательщика, поэтому назначение специальных судей для решения налоговых споров имеет принципиальное значение для объективного и квалифицированного разрешения таких споров. В этих целях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» учреждены коллегии по рассмотрению споров в сфере налогообложения, так называемые налоговые составы судей3. Такие составы созданы только в системе арбитражных судов. На практике в суды могут направляться исковые заявления с
требованиями:
1)о признании недействительным полностью или в какой-то
части решения налогового органа, в том числе решения о взыскании недоимки (пени, штрафа) и др.;
2)о признании незаконными действий должностного лица на логового органа и обязывании указанного должностного лица со вершить соответствующие действия по восстановлению положения, существовавшего до нарушения;
3) о признании незаконным бездействия должностного лица налогового органа и обязывании его совершить определенные действия;
1 См.: Князев В. Г., ЧерникД. Г. Налоговая система зарубежных стран. —
М., 1997.-С. 96.
2 См.: Русакова И. Г., Кашин В. А. и др. Налоги в развитых странах. —
М., 1991.-С. 23.
3 См.: Жевакин СВ. Налоговые составы арбитражных судов как гарантия
прав налогоплательщиков // Правопорядок. — 1997. — № 3. — С. 56—70.
4) о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
5) о возмещении убытков, причиненных неправомерными решениями и действиями налоговых органов (их должностных лиц);
6) о защите личных неимущественных прав (чести, достоинства, деловой репутации) физических лиц и возмещении причиненного морального вреда, а также о защите деловой репутации
юридических лиц;
7) о признании инкассового поручения налогового органа не
подлежащим исполнению;
8) отмены обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении и прекращения производства по делу о налоговом правонарушении и некоторые другие.
Помимо ненормативных актов в судебном порядке обжалуются и нормативные акты налоговых органов. Порядок такого обжалования имеет определенные особенности, поскольку нормативные акты отличаются от ненормативных тем, что содержат правовые нормы, имеют многократное применение и направлены широкому кругу лиц. Ненормативные акты носят разовый характер и представляют собой акты применения норм и правил, установленных нормативными актами. Так, налогоплательщик вправе обжаловать в суд нормативные акты налоговых органов, если данные акты, по его мнению, налагают на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Особенностью обжалования нормативных актов налоговых органов является также то, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обжалуют такие акты в арбитражном суде, при этом право на обжалование им было предоставлено только с введением Налогового кодекса Российской Федерации. Физические лица были наделены таким правом ранее Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ).
Нормативные акты, изданные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, обжалуются организациями и индивидуальными предпринимателями в Московском городском арбитражном суде в соответствии со статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а физическими лицами — в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Действующие нормы законодательства Российской Федерации не содержат прямого указания на возможность судебного обжалования нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нарушающих права налогоплательщиков, однако в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» такие нормативные акты не составляют исключения из общего правила и могут быть обжалованы гражданами в судах общей юрисдикции.
Ненормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нарушающие, по мнению налогоплательщиков, их права, обжалуются: физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — в Верховном Суде Российской Федерации, а организациями и индивидуальными предпринимателями — в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. За последнее время для защиты своих прав налогоплательщики более активно стали использовать и Конституционный Суд Российской Федерации, куда могут обращаться как физические лица, так и организации.
По сравнению с административным порядком защиты судебный способ имеет также ряд преимуществ:
во-первых, более объективное рассмотрение спора, поскольку он разрешается вне налогового ведомства;
во-вторых, возможность принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде запрещения каких-либо действий налоговому органу, например списание недоимки и пени со счета налогоплательщика;
в-третьих, урегулированность всех стадий рассмотрения дела. процессуальным законодательством;
в-четвертых, возможность добиться более четких действий (а если потребуется, и дополнительных мер) налогового органа;
в-пятых, более доскональное изучение требований, а также участие в опросах специалистов, экспертов, вызываемых в суд;
в-шестых, в зависимости от характера исковых требований получение исполнительного листа и принудительного исполнения решения;
в-седьмых, конкретность в разъяснении ошибок, неправомерных действий самого налогоплательщика и др.
Однако основным преимуществом судебного способа защиты прав налогоплательщиков является более высокий процент удовлетворения их требований, чем при административном. Кроме того, после подписания в 1998 г. Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и вступления России в Совет Европы граждане, группы лиц (юридические лица) вправе обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека. Принятие жалобы от физического или юридического лица возможно только после исчерпания всех средств правовой защиты прав в стране и недостижения желаемого для них результата. При этом жалобы на нарушение прав, в том числе и в сфере налогообложения, должны быть поданы в Европейский суд в те-
чение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (ст. 35 Конвенции). В практике Суда уже имелись случаи разрешения споров, касающихся защиты прав налогоплательщиков1. Ниже приведены образцы исковых заявлений.
2) платежный документ, подтверждающий уплату государственной
пошлины (либо ходатайство об отсрочке ее уплаты);
3) почтовая квитанция.