Понятие и способы защиты прав налогоплательщиков
Одной из важнейших основ конституционного строя России является провозглашение права на административную и судебную защиту прав и свобод человека. Такие положения Конституции Российской Федерации 1993 г., как «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом», а также принцип государственной защиты права частной собственности закрепляют государственную гарантию защиты прав граждан. Статья 55 Конституции допускает ограничение прав лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом закрепляется положение о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Однако взимание налогов и сборов существенно ограничивает право частной собственности граждан, поскольку налог является
принудительным отчуждением имущества в целях финансового обеспечения деятельности государства. Обязанность уплаты налога производится под угрозой применения мер государственного воздействия, а в случае неисполнения данной обязанности устанавливается ответственность вплоть до уголовной. В то же время многие ученые и специалисты считают, что налог является единственной законной формой отчуждения частной собственности физических и юридических лиц на условиях обязательной, индивидуальной безвозмездности и безвозвратности, не носящей характера наказания, а осуществляемой только с целью обеспечения деятельности органов государственной власти. Что касается вопроса «предварительного и равноценного возмещения», то напрямую это положение не относится к налогообложению.
Каждый гражданин прекрасно понимает, что многие сферы общественной жизни (национальная оборона, дороги, образование, транспорт, социальное обеспечение и т.п.) финансируются государством в первую очередь из доходов, сформированных посредством взимания налогов и сборов. Поэтому уплата налогов предоставляет возможность жить в более цивилизованном обществе и демократическом государстве с развитой экономикой и социальной сферой. Единственной проблемой остается так называемый обратный процесс налогообложения, при котором физические и юридические лица имеют право потребовать у государства отчета об эффективности использования изъятых в виде налогов денежных средств. В последние годы такие процессы уже происходят в некоторых странах, например в США, Великобритании, где государственные органы по требованию граждан вынуждены давать точные сведения о характере и целях использования денежных средств, полученных от налогообложения.
В России такой демократический процесс только зарождается и постоянно наталкивается на противодействие со стороны государственного аппарата. Хотя следует признать, что и в нашей стране в последнее десятилетие качественно обновилась и расширилась система правовых норм, регулирующих права и свободы граждан, особенно их право на защиту от неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц.
Под защитой прав налогоплательщиков понимается система идеологических, юридических и материальных гарантий, установленных Конституцией и налоговым законодательством Российской Федерации и призванных обеспечить интересы налогоплательщиков и государства. На практике защита прав налогоплательщиков представляет собой право на обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий или бездействия налоговых органов в процессе налоговых споров. При этом под налоговым спором понимается юридическая ситуация, в основе которой лежат разногласия между налого-
плательщиками и государственными органами и их должностными лицами, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права. Инициатором такого спора могут выступать как налогоплательщики, так и налоговые органы, хотя стороны такого спора изначально находятся в неравном положении, поскольку и вышестоящие налоговые органы, и суды действуют в целях защиты интересов государства. Однако налоговое законодательство, построенное на демократических принципах, специально регламентирует и предоставляет организационные и правовые гарантии прав и законных интересов налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:
1) ненормативных актов налоговых органов;
2) действий должностных лиц налоговых органов;
3) бездействия должностных лиц налоговых органов.
Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
акты налоговых органов:
1) решения о доначислении налога и пени;
2) решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
3) решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
4) решения об аресте имущества налогоплательщика;
5) акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о
налогах и сборах;
6) решения, принятые вышестоящими налоговыми органами
по итогам рассмотрения жалоб;
7) решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет
денежных средств, находящихся на счетах организации-налогоплательщика (налогового агента) в кредитной организации.
Также могут быть обжалованы действия должностных лиц налоговых органов, совершенные в процессе проведения налоговой проверки, например акт изъятия документов и предметов, произведенного с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, налогоплательщиком или налоговым агентом могут быть обжалованы действия или бездействие налогового органа. В частности, как действие налогового органа может быть обжаловано предъявленное письменное требование об уплате недоимки (пени, санкций) или письменное налоговое уведомление, а как бездействие — уклонение от возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени.
Налоговым кодексом предусматриваются два способа защиты прав налогоплательщиков — административный и судебный.
При этом право на судебное рассмотрение спора с налоговым органом налогоплательщику предоставлено Конституцией Российской Федерации и не может быть ограничено законодательством. Поэтому административный порядок обжалования является не обязательным, хотя он и установлен Налоговым кодексом. Он может рассматриваться как досудебная стадия разрешения спора и, как показывает практика, касается в основном незначительных спорных ситуаций. Однако налогоплательщику предоставлена возможность одновременного использования как административного, так и судебного способа защиты своих прав, поскольку в соответствии со статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) как административный способ защиты не исключает права налогоплательщика на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.